Библиографическое описание:

Кичиханова П. М. Стартапы: состояние и развитие // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 529-531.



 

В статье раскрывается проблема определения понятия «стартап» и основных характеристик стартап-проектов. Также проанализированы причины неудач стартапов и рассмотрено развитие стартапов в России.

Ключевые слова: стартап, инновации, венчурные фонды, характеристика стартапов.

 

Инновационная модернизация экономики России актуализирует развитие национальной инновационной системы, значимым элементом которой становятся генерирующие инновации предприятия, в том числе инновационные стартап-компании. [4] По Государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» принятой постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 [2], планируется осуществить повышение инновационной активности бизнеса до 25 % к 2020 г на основе динамики появления новых инновационных стартап-компании.

Одной из актуальных методологических проблем исследования стартапов является отсутствие единого подхода в определении основных характеристик этого экономического феномена. К числу стартапов относят компании, имеющие разные: возраст (1год, 3–6 лет, не более 4-х лет, свыше 6 лет и др.); численность сотрудников (30 чел., до 100, 120, до 10000 и др.); объем собственных и привлеченных средств; размер дохода. [3] Так создатель методики развития клиентов (англ. customer development), американский предприниматель Стивен Бланк определил стартапы как временные структуры, существующие для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Автор книги «Бережливый стартап» и идеолог итеративного подхода в предпринимательстве Эрик Рис отмечает, что стартапом может быть названа организация, создающая новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости. Основатель бизнес-акселератора Y Combinator Пол Грэм считает быстрый рост главной характеристикой стартапов. [7]

Однако рассмотренные подходы объединяет основная общая идея — наличие у стартап-компании инновационного характера деятельности (производства товаров или оказания услуги), кратное увеличение объемов продаж и прибылей в течение достаточно короткого периода времени с момента запуска проекта.

Классическое определение старапа: это только что созданная компания (возможно даже не являющаяся еще юр. лицом) находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий.

По данным международного рекрутингового сайта «Staff.com», осуществляющего взаимодействие между работодателями и наемными работниками из 27 стран мира, в период 2004–2010 гг. были созданы и стали к концу 2012 г. известнейшими в мире из стартапов 13 компаний (в основном, интернет-компании), рыночная стоимость которых оценивается миллиардами долл. США (см. табл. 1) [4].

 

Таблица 1

Характеристики известнейших мировых стартапов

 п/п

Название компании

Год создания

Оценочная рыночная стоимость, млрд долл. США

Число сотрудников

Размер привлеченного капитала, млн долл. США

1

Facebook

2004

48,0

3 976

2 240

2

Twitter

2006

5,25

1 237

1 160

3

Workday

2005

4,0

1 150

175

4

Drop box

2007

4,0

194

257

5

Groupon

2008

3,56

10 000

1 140

6

Square

2009

3,25

400

340

7

HomeAway

2005

2,08

971

512,5

8

Spot if у

2006

2,0

300

188

9

Zynga

2007

1,6

2 916

860

10

Airbnb

2008

1,3

500

220

11

Box

2005

1,2

400

284

12

Evernote

2007

1,0

250

166

13

Instagram

2010

0,74

13

57

 

Нельзя не отметить, что стартап относится к любой сфере, а не только к IT, как ошибочно считают многие. Так в дагестанском бизнес-инкубатор «Пери-инновации» рассматриваются заявки от команд, которые создают услуги и продуты с инновационными составляющими в следующих областях: [6]

          информационных технологий (сайты, мобильные приложения, программное обеспечение);

          промышленного производства;

          аграрного сектора;

          образования;

          транспорта;

          энергетики;

          здравоохранения.

Для стартапа характерны: [1]

          Инновационность. Его основой может стать открытие нового рынка в масштабах мира или определенного региона.

          Ограниченность начальных инвестиций. В большинстве случаев начальными инвестициями являются личные средства основателей проекта.

          Быстрое развитие. Среднестатистический срок развития стартапа составляет 3–4 месяца. Исключениями могут стать высокотехнологичные стартапы, запуск которых может длиться до года.

          Низкие шансы на успех.

По статистике 70 % стартапов прекращают свою деятельность ещё в первый год существования, а из оставшихся тридцати процентов еще сорок не «доживают» до двухлетия.

По данным аналитической компании CB Insights, которая проанализировала стартапы прекратившие свое существование в период с 2010 по 2013 годы и выявила, что в сфере информационных технологий большей части умирают различные интернет стартапы, на втором месте мобильные технологии и телекоммуникации. (см. рис. 1)

http://freshle.com/wp-content/uploads/2014/10/failindustry.png

Рис. 1. Анализ стартапов в IT сфере, которые прекратили свое существование в период с 2010 по 2013 гг. [8]

 

CB Insights также проанализировала 101 стартап, которые прекратили свое существование и на основании анализа выявила 20 причин неудач стартапов (см. рис. 2). В большинстве случаев это разработка чего-то, что никому не нужно, вторая самая распространенная причина — это отсутствие денег, третья — отсутствие хорошей команды.

http://freshle.com/wp-content/uploads/2014/10/failreasons.png

Рис. 2. Причины неудач стартапов [8]

 

В России значительную роль в развитие и функционирование стартапов. оказывает государство. Минэкономразвития с 2005 года реализует программу по содействию развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. В рамках данной программы в различных регионах было создано более 20 государственно-частных венчурных фондов, перешедших год спустя под управление созданной министерством Российской венчурной компании [5].

Среди основных государственных институтов поддержки стартапов Агентство стратегических инициатив, инновационный центр Сколково, Фонд развития интернет-инициатив. Российская венчурная компания играет роль фонда фондов, выступая партнёром частных учреждений в формировании венчурных фондов и управляет собственным фондом посевных инвестиций. Крупные инкубаторы открываются при университетах — например, Высшей школе экономики, Финансового университета при Правительстве РФ, Московского государственного университета. Технопарки и инновационные центры создаются в рамках амбициозных проектов — таких как Сколково или Иннополис.

В отчёте Ernst&Young за 2014 года отмечено, что российские фонды фокусируются на стартапах из области информационных технологий, на втором месте — промышленные технологии, и на третьем — биотехнологии. [5]. Основные причины этого — большая интернет-аудитория, менее затратная инфраструктура поддержки проектов и интерес инвесторов к быстрому возврату вложенных средств.

 

Литература:

 

  1.    Безрукова Т. Л., Степанова Ю. Н., Шанин И. И., Дуракова Ю. В. Современное состояние и развитие стартапов // Успехи современного естествознания. 2015. № 1–1. С.95–97.
  2.    Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191.
  3.    Иншаков М. О. Развитие инновационных стартапов в современных российских условиях // Экономика, социология и право. 2014. № 1. С.50–52.
  4.    Иншаков М. О., Орлова А. А. Инновационные стартапы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. № 1. С.66–76.
  5.    Исследование российского и мирового венчурного рынка за 2007–2013 годы / Ильин В., Балашов В., Давыдов В., Иванов А., Скаженюк Е., Жетельный И., Штибель Д., Георгиева В., Газизов К. [Электронный ресурс] // Аналитический отчет Ernst&Young при поддержке РВК Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201402_RVC_EY_venture_m arkets_RU.pdf
  6.    Пери инновации: [Электронный ресурс]. Махачкала, 2015. Режим доступа: http://www.perinnovation.ru.
  7.    Стартап [Электронный ресурс] // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2015. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=71482351.
  8.    The R. I. P. Report — StartupDeathTrends [Электронный ресурс] // Аналитическое агентствоCBInsights. NewYork, 18 января 2014. Режим доступа: https://www.cbinsights.com/blog/startup-death-data/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle