Библиографическое описание:

Пичугина Н. П. Продуктивная деятельность в детском саду // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 895-897.



 

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Данные виды активности имеют общую черту, отличающую их от сюжетной игры: вне зависимости от конкретных материалов они представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата. Продуктивная деятельность — это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом).

В детском саду, как правило, продуктивная деятельность организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий. Однако все большая изощренность разработчиков учебных программ приводит к чрезмерному насыщению занятий формализованными упражнениями, одинаковыми для всех (вне контекста конкретных детских интересов), вызывающих у дошкольников скуку и пресыщение. Воспитатель, не имея никаких оснований для выбора (от каких упражнений можно отказаться, какие необходимы), вынужден точно следовать программно-заданным содержаниям. Это сковывает его инициативу и исключает возможность сколько-нибудь гибко проектировать содержание работы, ориентируясь на особенности детей группы, их конкретные интересы. Удержать дошкольников за формализованными учебными упражнениями может только жесткая дисциплина обязательного фронтального занятия. Как мы уже отметили выше, альтернативой такому «учебному» подходу, освобождающей всех участников образовательного процесса от излишней регламентации, может быть организация продуктивной деятельности детей как добровольной, строящейся в партнерстве с включенным в нее взрослым.

При этом перед воспитателем встает не только задача демократизации стиля поведения (перехода от обязывающих, регламентирующих к более свободным, непринужденным отношениям), но и менее очевидное, хотя столь же важное проблема подбора интересных содержаний, которыми можно привлечь и удержать внимание детей.

Путь к подбору конкретных содержаний выглядит следующим образом:

          Развивающие функции продуктивной деятельности;

          Основания систематизации содержаний для реализации развивающих функций;

          Подбор конкретных содержаний для текущей работы с данной группой детей.

Остановимся на двух первых этапах этого пути, тогда третий этап воспитатель сможет пройти сам.

Развивающие функции продуктивной деятельности связаны с широким спектром способностей, умений и навыков, которые можно разделить на общиеи специфические (относящиеся к определенным материалам и инструментам).

Среди общеразвивающих функций продуктивной деятельности необходимо прежде всего отметить ее участие в эмоционально-личностном становлении ребенка-в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

Продуктивная деятельность, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. в этом смысле продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у человека.

Моделирующий характер продуктивной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое-части, систематизировать свойства и отношения.

Кроме того, продуктивная деятельность связана с развитием способности к планомерной организации деятельности, а также с активацией планирующей функции речи.

Широкие возможности открывает продуктивная деятельность и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы, ставят перед ребенком вопрос: «Что из этого можно сделать?»-стимулируют порождение замысла и его воплощение.

К спектру общеразвивающих функций следует отнести и совершенствование ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность.

Также она создает условия для формирования специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала (это собственно навыки рисования, лепки, конструирования, и т. п.) и техникой использования общеупотребляемых инструментов (карандаша, кисти, ножниц и пр.).

Итак, в качестве приоритетных для детей задач, и наиболее эффективно решаемых в рамках продуктивной деятельности могут быть выделены следующие:

          Развитие «чувства инициативы» и стремления к созидательной активности;

          Формирование способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализации цели в соответствии с заданными стандартами-условиями);

          Развитие воображения и творческих возможностей (создание замысла и его практическое воплощение в соответствии с собственными стандартами);

          Освоение культурных (знаково-символических) средств фиксации будущего продукта в форме словесного описания и графических моделей (чтение простых схем, чертежей, постепенный переход к схематизации-планированию собственного замысла в наброске, эскизе, схеме).

Формирование и совершенствование специфических способов и навыков работы с теми или иными материалами и инструментами подчиняется этим приоритетным задачам.

Под содержанием продуктивной деятельности имеется в виду совокупность работ, которые воспитатель должен предлагать детям. Они должны соответствовать возрасту и соотноситься с требованием момента-актуальной ситуацией и интересами детей. Все многообразие содержаний работы для продуктивной деятельности мы задаем через четыре типа работы:

          Работа по образцам;

          Работа с незаконченными продуктами;

          Работа по графическим схемам;

          Работа по словесному описанию цели-условий.

Выделив типы работы в качестве одного из оснований систематизации и подбора содержаний, мы должны сделать следующий шаг.

Совместную партнерскую деятельность взрослому следует строить на содержаниях, интересных детям. Поэтому каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые обусловят привлекательность для дошкольников.

В качестве таких культурно-смысловых контекстов, можно предложить следующие:

          Изготовление предметов для игры и познавательной деятельности;

          Создание произведений для собственной художественной галереи;

          Создание коллекций;

          Создание макетов;

          Изготовление украшений-сувениров;

          Создание книги;

          Изготовление предметов для собственного театра.

Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, тематики познавательно-исследовательской деятельности, происходящих внутри и за пределами детского сада. Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, какие макеты создавать и т. д.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle