Библиографическое описание:

Голышева И. А., Сбитнева Е. С. К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 802-805.



 

The article presents the problem of diagnostics of formation of social competence in primary school children. The proposed form of operation on its formation.

Key words: Junior schoolchild, social competence, children's collective, cooperation.

 

Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в основе построения которого лежит компетентностный подход. Исходя из этого, в науке и в практике, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом — компетенцией школьника. Начальная школа должна создать оптимальные предпосылки для формирования социального потенциала школьника, путём развития социальных компетенций, сформировать социально компетентную личность, умеющую применять свои знания на практике. На данный момент в педагогической науке еще нет конкретного определения понятия «социальной компетентности». Авторы делают акценты на разных ее составляющих. В своем исследовании мы будем опираться на понятие Г. Э. Белицкой, которая предлагает под социальной компетентностью личности понимать знания, умения и навыки конкретного индивида, приобретенные и усвоенные им в результате взаимодействия с социумом, и его способность ориентироваться в социальной среде [1].

Критериями социальной компетентности у младших школьников являются:

  1.              Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  2.              Потребность в осуществлении социально одобряемых форм взаимодействия, стремления к взаимодействию с другими.
  3.              Способность представить себя (рассказать о себе и своих интересах).
  4.              Умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выход при разногласиях.
  5.              Знание правил и норм поведения, правил работы в паре и в группе, в обществе.

Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали следующие методики: определение уровня сформированности социальной компетентности младших школьников (Перелыгина Е. А. и Фишман И. С.), «Социометрия» (Дж. Морено), выявление уровня сотрудничества в детском коллективе (Д. Б. Эльконин) и изучение уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А. Н. Лутошкин).

Диагностика уровня сформированности социальной компетентности проводилась на базе МБОУ «Никольская средняя школа» Арамасского района Нижегородской области в 4 классе. В исседовании участвовали 10 школьников. Из них 6 девочек и 4 мальчика.

Показатели уровня сформированности социальной компетентности младших школьников по методике Перелыгиной Е. А. и Фишман И. С. представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Уровень социальной компетентности обучающихся 4 класса на начало исследования

Уровень сформированности социальной компетентности

Количество

%

Не сформированы

0

0

Низкий уровень

3

30

Средний уровень

5

50

Высокий уровень

2

20

Всего:

10

100

 

Из таблицы 1 следует, что: высокий уровень сформированности социальной компетентностей показали 2 (20 %) учащихся, эти ребята проявляют наличие всех компонентов социальной компетентности, такие как регулятивный, познавательный, коммуникативный и личностный компонент; осознают смысл адаптации стиля общения к определенной коммуникативной ситуации. У 5 (50 %) учащихся средний уровень сформированности социальной компетенции. Ребята осуществляют взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностей и способны к бесконфликтному поведению. У 3 (30 %) учеников был выявлен низкий уровень сформированности социальной компетентности, они владеют определенной суммой умений и навыков, позволяющих лишь эпизодическидемонстрировать умение самоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой.

Рис. 1. Соотношение показателей социальной компетентности обучающихся 4 класса на начало исследования

 

Данные методики «Социометрии», характеризующие межличностные эмоциональные связи в классе представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Матрица социометрических выборов детского коллектива 4 класса на начало исследования

 

Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Елизавета Б.

 

1

2

 

 

3

 

 

 

 

2.

Алексей В.

 

 

1

2

 

3

 

 

 

 

3.

Мария В.

 

2

 

3

 

 

 

 

1

 

4.

Анастасия Г.

 

2

1

 

 

 

 

 

 

3

5.

Регина Г.

 

 

 

 

 

 

1

3

2

 

6.

Диана Ж.

 

3

 

 

 

 

2

 

1

 

7.

Екатерина К.

 

 

 

 

1

2

 

 

3

 

8.

Николай Л.

 

 

 

 

1

3

2

 

 

 

9.

Илья Н.

 

 

 

 

2

1

3

 

 

 

10.

Денис Р.

 

 

 

 

 

2

1

3

 

 

 

Кол-во выборов

0

4

3

2

3

6

5

2

4

1

 

Кол-во взаимных выборов

0

3

2

2

3

3

3

1

3

0

 

Для 4 «А» класса — К = 30: 10 = 3.

Из таблицы 2 следует, что к категории «Звезды» — относится Диана Ж. (10 %); к группе «Предпочитаемые» — Екатерина К. (10 %); большая часть учащихся попала в категорию «Принятые» — Алексей В., Мария В., Анастасия Г., Регина Г., Екатерина К., Илья Н. (60 %); к группе «Отвергнутые» — относятся 2 ученика: Елизавета Б., Денис Р. (20 %).

 

Таблица 3

Классификация учеников 4 класса по итогам социометрии на начало исследования

Группы

Количество

%

Звезды

1

10

Предпочитаемые

1

10

Принятые

6

60

Отвергнутые

2

20

Всего:

10

100

 

В 4 «А» класса KB = (20: 30) х 100 % = 66,7 %. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов, но тем не менее результаты данной методики свидетельствуют о необходимости проведения учителем целенаправленной работы на сплочение детского коллектива и создание психологически комфортной среды для всех учащихся класса.

Результатыобследования уровня сотрудничества в детском коллективе 4 класса представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Уровень сотрудничества в детском коллективе 4 класса на начало исследования

Уровень сотрудничества

Колличество

%

Высокий

1

10

Средний

8

80

Низкий

1

10

Всего

10

100

 

Из таблицы 4 следует, что с высоким уровнем сотрудничества — 1 (10 %) ребенок, с низким — 1 (10 %) и 8 (80 %) детей имеют средний уровень сотрудничества. Большая часть детей, принявших участие в исследовании имеют ориентацию на свой класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

Рис. 3. Соотношение показателей сотрудничества в детском коллективе 4 класса на начало исследования

 

Данные методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

Показатель сплочённости детского коллектива 4 «А» класса на начало исследования

Уровень развития детского коллектива

Количество

%

«Песчаная россыпь»

0

0

«Мягкая глина»

1

10

«Мерцающий маяк»

5

50

«Алый парус»

2

20

«Горящий факел»

2

20

 

Результаты диагностики показывают, что один ребенок считает свой коллектив «Мягкой глиной», ему не комфортно, общение в коллективе не приносит радости и удовлетворения. 50 % учащихся считают свой класс «Мерцающим маяком», по мнению этих ребят недостаточно проявляется инициатива, активность, взаимопомощь. 2 школьника своим ответом считают вариант «Алый парус», у этих ребят чувство гордости за свой класс, они переживают, когда кого-то постигнет неудача и хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено. И всего лишь 1 ученик считает свой класс «Горящим факелом», по его мнению, это самый настоящий дружный коллектив, в котором одноклассники сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь, не остаются равнодушными, если другим плохо.

Проведенный анализ полученных результатов показал необходимость проведения систематической целенаправленной работы по формированию социальной компетентности у младших школьников и на наш взгляд, это лучше делать на первых этапах обучения и во внеурочной деятельности, так как она имеет достаточно большие возможности для этого. В связи с этим мыпредлагаем следующий комплекс мероприятий: проведение недели «Общечеловеческие ценности», социальнойакции «День добрыхСюрпризов», в течение учебного года проведение выставочных работ младших школьников: «Мы и наш класс», «Добрый человек в доброте проживет век», и цикл классных часов: «Будьте добры», «Мы и наш класс», «Как хорошо с тобой дружить».

 

Литература:

 

  1.              Белицкая Г. Э. Социальная компетентность личности [Текст] / Г. Э. Белицкая. — М.: ИП РАН, 2009. — 245 с.
Основные термины: младших школьников, социальной компетентности, компетентности младших школьников, социальной компетентности младших, сформированности социальной компетентности, уровня сформированности социальной, Развитие социальной компетентности, уровень сформированности социальной, адаптации младших школьников, этнокультурной компетентности младших, социальной адаптации младших, Развитие этнокультурной компетентности, сотрудничества в детском коллективе, Проблема социальной адаптации, диагностике социальной компетентности, диагностики социальной компетентности, показателей социальной компетентности, компонентов социальной компетентности, Похожая статья, формированию социальной компетентности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle