Библиографическое описание:

Голышева И. А., Сбитнева Е. С. К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 802-805.



 

The article presents the problem of diagnostics of formation of social competence in primary school children. The proposed form of operation on its formation.

Key words: Junior schoolchild, social competence, children's collective, cooperation.

 

Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в основе построения которого лежит компетентностный подход. Исходя из этого, в науке и в практике, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом — компетенцией школьника. Начальная школа должна создать оптимальные предпосылки для формирования социального потенциала школьника, путём развития социальных компетенций, сформировать социально компетентную личность, умеющую применять свои знания на практике. На данный момент в педагогической науке еще нет конкретного определения понятия «социальной компетентности». Авторы делают акценты на разных ее составляющих. В своем исследовании мы будем опираться на понятие Г. Э. Белицкой, которая предлагает под социальной компетентностью личности понимать знания, умения и навыки конкретного индивида, приобретенные и усвоенные им в результате взаимодействия с социумом, и его способность ориентироваться в социальной среде [1].

Критериями социальной компетентности у младших школьников являются:

  1.              Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  2.              Потребность в осуществлении социально одобряемых форм взаимодействия, стремления к взаимодействию с другими.
  3.              Способность представить себя (рассказать о себе и своих интересах).
  4.              Умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выход при разногласиях.
  5.              Знание правил и норм поведения, правил работы в паре и в группе, в обществе.

Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали следующие методики: определение уровня сформированности социальной компетентности младших школьников (Перелыгина Е. А. и Фишман И. С.), «Социометрия» (Дж. Морено), выявление уровня сотрудничества в детском коллективе (Д. Б. Эльконин) и изучение уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А. Н. Лутошкин).

Диагностика уровня сформированности социальной компетентности проводилась на базе МБОУ «Никольская средняя школа» Арамасского района Нижегородской области в 4 классе. В исседовании участвовали 10 школьников. Из них 6 девочек и 4 мальчика.

Показатели уровня сформированности социальной компетентности младших школьников по методике Перелыгиной Е. А. и Фишман И. С. представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Уровень социальной компетентности обучающихся 4 класса на начало исследования

Уровень сформированности социальной компетентности

Количество

%

Не сформированы

0

0

Низкий уровень

3

30

Средний уровень

5

50

Высокий уровень

2

20

Всего:

10

100

 

Из таблицы 1 следует, что: высокий уровень сформированности социальной компетентностей показали 2 (20 %) учащихся, эти ребята проявляют наличие всех компонентов социальной компетентности, такие как регулятивный, познавательный, коммуникативный и личностный компонент; осознают смысл адаптации стиля общения к определенной коммуникативной ситуации. У 5 (50 %) учащихся средний уровень сформированности социальной компетенции. Ребята осуществляют взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностей и способны к бесконфликтному поведению. У 3 (30 %) учеников был выявлен низкий уровень сформированности социальной компетентности, они владеют определенной суммой умений и навыков, позволяющих лишь эпизодическидемонстрировать умение самоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой.

Рис. 1. Соотношение показателей социальной компетентности обучающихся 4 класса на начало исследования

 

Данные методики «Социометрии», характеризующие межличностные эмоциональные связи в классе представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Матрица социометрических выборов детского коллектива 4 класса на начало исследования

 

Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Елизавета Б.

 

1

2

 

 

3

 

 

 

 

2.

Алексей В.

 

 

1

2

 

3

 

 

 

 

3.

Мария В.

 

2

 

3

 

 

 

 

1

 

4.

Анастасия Г.

 

2

1

 

 

 

 

 

 

3

5.

Регина Г.

 

 

 

 

 

 

1

3

2

 

6.

Диана Ж.

 

3

 

 

 

 

2

 

1

 

7.

Екатерина К.

 

 

 

 

1

2

 

 

3

 

8.

Николай Л.

 

 

 

 

1

3

2

 

 

 

9.

Илья Н.

 

 

 

 

2

1

3

 

 

 

10.

Денис Р.

 

 

 

 

 

2

1

3

 

 

 

Кол-во выборов

0

4

3

2

3

6

5

2

4

1

 

Кол-во взаимных выборов

0

3

2

2

3

3

3

1

3

0

 

Для 4 «А» класса — К = 30: 10 = 3.

Из таблицы 2 следует, что к категории «Звезды» — относится Диана Ж. (10 %); к группе «Предпочитаемые» — Екатерина К. (10 %); большая часть учащихся попала в категорию «Принятые» — Алексей В., Мария В., Анастасия Г., Регина Г., Екатерина К., Илья Н. (60 %); к группе «Отвергнутые» — относятся 2 ученика: Елизавета Б., Денис Р. (20 %).

 

Таблица 3

Классификация учеников 4 класса по итогам социометрии на начало исследования

Группы

Количество

%

Звезды

1

10

Предпочитаемые

1

10

Принятые

6

60

Отвергнутые

2

20

Всего:

10

100

 

В 4 «А» класса KB = (20: 30) х 100 % = 66,7 %. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов, но тем не менее результаты данной методики свидетельствуют о необходимости проведения учителем целенаправленной работы на сплочение детского коллектива и создание психологически комфортной среды для всех учащихся класса.

Результатыобследования уровня сотрудничества в детском коллективе 4 класса представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Уровень сотрудничества в детском коллективе 4 класса на начало исследования

Уровень сотрудничества

Колличество

%

Высокий

1

10

Средний

8

80

Низкий

1

10

Всего

10

100

 

Из таблицы 4 следует, что с высоким уровнем сотрудничества — 1 (10 %) ребенок, с низким — 1 (10 %) и 8 (80 %) детей имеют средний уровень сотрудничества. Большая часть детей, принявших участие в исследовании имеют ориентацию на свой класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

Рис. 3. Соотношение показателей сотрудничества в детском коллективе 4 класса на начало исследования

 

Данные методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

Показатель сплочённости детского коллектива 4 «А» класса на начало исследования

Уровень развития детского коллектива

Количество

%

«Песчаная россыпь»

0

0

«Мягкая глина»

1

10

«Мерцающий маяк»

5

50

«Алый парус»

2

20

«Горящий факел»

2

20

 

Результаты диагностики показывают, что один ребенок считает свой коллектив «Мягкой глиной», ему не комфортно, общение в коллективе не приносит радости и удовлетворения. 50 % учащихся считают свой класс «Мерцающим маяком», по мнению этих ребят недостаточно проявляется инициатива, активность, взаимопомощь. 2 школьника своим ответом считают вариант «Алый парус», у этих ребят чувство гордости за свой класс, они переживают, когда кого-то постигнет неудача и хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено. И всего лишь 1 ученик считает свой класс «Горящим факелом», по его мнению, это самый настоящий дружный коллектив, в котором одноклассники сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь, не остаются равнодушными, если другим плохо.

Проведенный анализ полученных результатов показал необходимость проведения систематической целенаправленной работы по формированию социальной компетентности у младших школьников и на наш взгляд, это лучше делать на первых этапах обучения и во внеурочной деятельности, так как она имеет достаточно большие возможности для этого. В связи с этим мыпредлагаем следующий комплекс мероприятий: проведение недели «Общечеловеческие ценности», социальнойакции «День добрыхСюрпризов», в течение учебного года проведение выставочных работ младших школьников: «Мы и наш класс», «Добрый человек в доброте проживет век», и цикл классных часов: «Будьте добры», «Мы и наш класс», «Как хорошо с тобой дружить».

 

Литература:

 

  1.              Белицкая Г. Э. Социальная компетентность личности [Текст] / Г. Э. Белицкая. — М.: ИП РАН, 2009. — 245 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle