Библиографическое описание:

Алынин С. А. Организационно-педагогические условия формирования мотивации здорового образа жизни студентов // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 765-768.



 

В статье рассматриваются проблемы формирования мотивации здорового образа жизни и здоровьесбережения студентов. Разработаны конкретные предложения по организации учебного процесса с целью формирования осознанной мотивации здорового образа жизни и здоровьесбережения среди обучающихся. Особое внимание уделяется вопросам практических рекомендаций организации учебно–воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Разработаны организационно–педагогические условия, позволяющие сделать процесс повышения мотивации здорового образа жизни наиболее успешным.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, повышение мотивации здорового образа жизни, организационно–педагогические условия, здоровьесбережение.

 

The article considers the problems of formation of motivation of a healthy lifestyle and health–saving students. Formulate specific proposals for the organization of educational process in order to form a conscious motivation of a healthy lifestyle and health saving among students. Particular attention is paid to the practical recommendations of organization of educational process in higher educational institutions. Developed organizational and pedagogical conditions that can make the process of increasing the motivation of a healthy lifestyle most successful.

Key words: healthy lifestyle, formation healthy lifestyles, increasing the motivation of a healthy lifestyle, organizational and pedagogical conditions, health–saving.

 

Сегодняшний день сопряжен с целым рядом объективных трудностей, наносящих непоправимый вред здоровью каждого человека. Это и финансовая нестабильность, загрязнение окружающей среды и, как следствие, некачественное сырье для производства продуктов питания, использование различных химических ароматизаторов и добавок, постоянное стрессовое состояние из–за потери уверенности в завтрашнем дне, а также физическая инертность, гиподинамия, вызванная «сидячим» образом жизни — все эти и многие другие факторы способствуют понижению жизненного тонуса, ухудшению иммунитета и приводят к ослаблению здоровья в целом. В XXI веке в современном обществе остро встает проблема сохранения и приумножения здоровья. К сожалению, пока эта проблема, в силу объективных причин, на государственном уровне, хотя и обозначена как одна из важнейших, решается слабо.

Таким образом, к вопросам сохранения и укрепления здоровья населения должны подключиться образовательные учреждения всех уровней — от детского сада до ВУЗа. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья студентов, так как именно это молодое поколение в скором времени должно приступить к активной трудовой деятельности, для которой необходимо иметь достаточный запас здоровья. Вопросы сохранения и приумножения здоровья, а также формирование мотивации здорового образа жизни студентов должны стать приоритетным направлением в организации всего учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения любой направленности.

Организационно–педагогические условия формирования мотивации здорового образа жизни студентов.

Необходимо разработать профилактические меры по здоровьесбережению студентов, освоить инновационные методики и технологии, позволяющие не только сохранить, но и улучшить состояние здоровья, а также сформировать устойчивую мотивацию в ведении здорового образа жизни, что позволит существенно поднять уровень здоровья обучающихся, а в дальнейшем и всего населения страны.

Для достижения поставленной цели — сохранения и приумножения здоровья, а также развития устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни студентов, необходимо разработать организационно–педагогические условия, направленной на решение этой задачи.

Организационно-педагогические условия — это целый комплекс мер, разработанный и подчиненный одной общей цели. Задача восстановления, сохранения и укрепления здоровья обучающихся должна стать приоритетным направлением в построении всего учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения. В этот процесс должны быть активно включены все его участники: обучающиеся, психолого-педагогический состав образовательного учреждения любого ранга, медицинский персонал и, конечно, родители или лица, их заменяющие.

Одними из главных организационно–педагогических условий можно считать диагностические, позволяющие проводить мониторинг и анализ полученных данных на всем протяжении процесса формирования мотивации здорового образа жизни студентов. Для получения реальной картины о состоянии здоровья студентов на начальном этапе необходимо провести комплексный медицинский осмотр, который позволит разработать целенаправленный комплекс физических нагрузок с учетом медицинских показаний, разработать сбалансированный режим питания, оценить учебную нагрузку с точки зрения целесообразности и перегрузок. Периодическое анкетирование студентов позволит оценить отношение самих обучающихся к происходящему процессу и скорректировать его в зависимости от полученных данных.

Трудно переоценить информационные условия сопровождения процесса мотивации здорового образа жизни студентов, позволяющие практически в режиме реального времени наблюдать происходящие перемены и достигнутые результаты. В зависимости от оснащенности учебного заведения можно проводить информационные сообщения и обеспечить наглядное сопровождение происходящего процесса.

Учебный процесс также необходимо скорректировать с помощью методических или даже методологических организационных условий. Весь учебный план, а также учебные программы каждого высшего образовательного учреждения должен быть сформирован преимущественно если не для каждого студента, то хотя бы для группы студентов, имеющих схожие показатели по состоянию здоровья и сформированности мотивации здорового образа жизни, то есть необходимо более субъективное ориентирование при планировании учебной нагрузки. [1, с. 607] Необходимо учебный процесс построить таким образом, чтобы максимально активизировать использование учебного времени. В настоящее время уровень оснащения образовательных учреждений достаточно высок, поэтому возможно разрабатывать индивидуальные задания, показывающие обученность каждого студента практически в режиме реального времени. Таким образом, можно более рационально и интегрировано подходить к проведению зачетов и других аттестационных работ применительно к каждому студенту, не вызывая перегрузок и получая более качественные итоги. Это позволит студентам стремиться к более высоким показателям в обучении, и также сохранить и приумножить здоровье. Таким образом, для повышения мотивации здорового образа жизни студентов необходимо:

  1.              Медицинское обследование каждого студента с целью рекомендаций для занятий физической культурой, которые предусмотрены группой здоровья, индивидуальными особенностями и предрасположенностями, ограничениями в выполнении физических упражнений определенной группы по медицинским показаниям, а также уровнем сформированности мотивации здорового образа жизни. В настоящее время медицинские показания формулируются с предлогом «без»: без прыжков, без бега, без переохлаждения и т. п. Нужно, чтобы медицинские показания формулировались следующим образом: можно подтягиваться, можно кувыркаться и т. д. Для этого рекомендуется использовать рекомендации врача со спортивной практикой, имеющего представления о физических тренировках и комплексах упражнений, возможных в применении к студентам с разными группами здоровья.
  2.              Учебный коллектив необходимо разделить на группы соответственно медицинским показаниям и для каждой группы разработать свою учебную программу и свой учебный план, соответствующий не общим нормативам, а конкретным возможностям студентов, входящих в каждую группу. Нормативы для каждой группы должны быть разработаны в зависимости от возможностей обучающихся. Необходимо предусмотреть перспективные показатели, которых действительно способен достигнуть студент в процессе занятий, что приведет к усилению мотивации и стремлению достигнуть новых результатов. Как известно, состояние успеха благотворно сказывается на дальнейших результатах и способствует активизации стремлений в достижении цели, что приведет, в конечном итоге, к регулярным занятиям физической культурой, приносящим удовольствие от самого процесса занятий, — а это уже шаг к здоровому образу жизни. Введенные нормы ГТО должны быть также индивидуализированы в соответствии с начальным состоянием здоровья каждого студента.
  3.              Необходимо скорректировать расписание занятий таким образом, чтобы обучающиеся после физических нагрузок могли восстановиться, провести гигиенические процедуры (душевые кабины есть в каждом учебном учреждении, если они не работают или не используются по назначению — вопрос к администрации высших учебных заведений). Это возможно воплотить только в том случае, если урок будет длиться два академических часа подряд, что вполне возможно применить в каждом высшем образовательном учреждении. [2,с.246] Оставшееся учебное время (учебный план разнится в разных учебных организациях) возможно использовать следующим образом: небольшая подготовительная разминка, далее знакомство с новыми упражнениями, или отработка уже знакомых. Также возможно использовать этот урок для сдачи нормативов и улучшения собственных показателей, когда студент не все время занят активными физическими упражнениями, поэтому не потребуется время для восстановления. Можно посвятить этот урок подготовке к игровым тренировкам: отрабатывать подачи мяча, ведение мяча, изучать правили игр и т. д. Таким образом, можно добиться повышения мотивации к занятиям физической культурой, и, как следствие, улучшению состояния здоровья каждого обучающегося высшего учебного заведения.
  4.              Возможно, следует отказаться от привычной аттестации по физической культуре по пятибалльной шкале: невозможно оценить занятия ученика с первой группой здоровья, который может и должен сдавать нормы ГТО (по новым рекомендациям Минобразования) и занятия ученика подготовительной группы, для которого выполнение простых упражнений — уже шаг к новому физическому состоянию. Основная цель физической культуры высшем учебном учреждении — привитие навыков физического здоровья и приобщение студентов к осознанному здоровому образу жизни в дальнейшем, а не выставление оценок за выполнение тех или иных упражнений.
  5.              Необходимо использовать не только учебное время для занятий физической культурой, но и время между занятиями. В настоящее время практически все учебные учреждения оснащены громкой связью. Ее можно использовать на переменах в качестве сопровождения при проведении утренней гимнастики, легкой аэробной нагрузки, даже обучению танцевальным движениям, что также является хорошей спортивной нагрузкой (бальные танцы признаны видом спорта). Возможно, сначала такое положение вызовет протест, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей, но со временем скептическое настроение поменяется на позитивное, и польза от проведенных занятий окажется очевидной. Возможно проведение таких занятий в форме новомодного сейчас флешмоба, тогда и скептически настроенных будет меньше. В коридорах можно установить игровые столы для настольного тенниса. Конечно, это дополнительные финансовые вложения, но ведь они нацелены на долгосрочный результат — улучшение здоровья студентов.
  6.              Весь учебный план каждого высшего образовательного учреждения должен быть сформирован преимущественно если не для каждого студента, то хотя бы небольшой группы, то есть необходимо более субъективное ориентирование при планировании учебной нагрузки. Необходимо учебный процесс построить таким образом, чтобы максимально активизировать использование учебного времени. В настоящее время уровень оснащения образовательных учреждений достаточно высок, поэтому возможно разрабатывать индивидуальные задания, показывающие обученность каждого студента практически в режиме реального времени. Таким образом, дополнительные занятия и задания повышенной трудности можно давать избирательно. Это позволит студентам стремиться и к высоким показателям в обучении.

Безусловно, все эти меры направлены на достижение долгосрочного, но положительного результата в здоровьесбережении и развитии мотивации здорового образа жизни студентов, что приведет к оздоровлению нации в целом.

 

Литература:

 

  1.              Никифоров, Г. С. Психология здоровья: учебник для вузов. С–ПБ.2006. –607с.
  2.              Россия в цифрах: Краткий статистический сборник.–М.:Госкомстат России.1995–2005гг.–246с
  3.              Смирнов, С. А. Культура здорового образа жизни в обществе и в школе/С. А. Смирнов//Здоровые дети — здоровое будущее: Материалы заключительной конф., 3–4 февраля 2005 г. — М.,2005. — С.10–12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle