Библиографическое описание:

Мосенкова А. Ю. Сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности на основе развития таможенного декларирования в электронной форме // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 573-576.



 

В статье представлены результаты исследования развития таможенного декларирования в электронной форме как одного из факторов сокращения издержек участников внешнеторговой деятельности. Даны авторские трактовки понятий «таможенное декларирование» и «таможенное декларирование в электронной форме», предложены этапы внедрения и развития таможенного декларирования в электронной форме в Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенное декларирование, таможенное декларирование в электронной форме, издержки участников внешнеторговой деятельности.

 

Повышение конкурентоспособности национальной экономики предусматривает активное участие Российской Федерации в международном разделении труда. Одним из направлений, отражающим результативное участие Российской Федерации в международном разделении труда, является внешняя торговля товарами, предусматривающая реализацию внешнеторговых операций, которые «представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то есть набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи» [6, с. 11]. Следовательно, внешнеторговые операции «выступают формой связи между производителями продукции и покупателями разных стран» [6, с. 11].

Далее отмечаем, что реализация внешнеторговых операций в виде экспортных операций, под которыми «понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту» [5, с. 12], а также импортных операций, под которыми понимается «деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранным товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны» [5, с. 12] предусматривает перемещение товаров через таможенную границу — «ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза» [1, статья 4], которые, в свою очередь, обусловливают не только необходимость выбора и помещения их под определенную таможенную процедуру, под которой понимается «совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами» [1, статья 4], но и совершение при этом одной из таможенных операций, под которыми следует понимать «действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза» [1, статья 4] — таможенное декларирование, под которым понимается «заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров» [1, статья 4].

Таким образом, международное разделение труда не только способствует удовлетворению потребностей населения в рамках мирового экономического пространства, но и росту международной торговли товарами. При этом перемещение товаров в рамках мирового экономического пространства регулируется как международным правовыми документами, так и национальными и /или наднациональными (интеграционными), в частности, таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации.

Следовательно, обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации предусматривает со стороны участников внешнеторговой деятельности заявление таможенному органу сведений свидетельствующих о соблюдении ими условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру, а со стороны таможенного органа — об эффективном и качественном применении «средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации» [2, статья 2] при выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой участниками международной торговли, под которыми понимаются «российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью» [8, с. 10].

Таким образом, таможенное декларирование призвано подтвердить выполнение условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру внешнеторговыми операторами. Так, условиями помещения товаров под таможенную процедуру экспорта являются «уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; соблюдение запретов и ограничений; представление сертификата о происхождении товара...» [1, статья 213], то есть участником внешнеторговой деятельности должны быть соблюдены условия, относящиеся к «мерам таможенно-тарифного регулирования, а также запретам и ограничениям при вывозе товаров из Российской Федерации» [2, статья 2].

На наш взгляд, резюмируя изложенное выше, таможенное декларирование — это заявление участником внешнеторговой деятельности посредством подачи таможенной декларации непосредственно или опосредованно таможенному органу о соблюдении мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, нацеленное на выполнение условий международной коммерческой сделки, которые закреплены в контракте купли-продажи товара в виде обязательств сторон.

Безусловно, таможенное декларирование как один из видов предпринимательской деятельности, в частности, хозяйствующих субъектов рынка коммерческих таможенных услуг, предусматривает рост «логистических издержек участников внешнеторговой деятельности, связанных с предоставлением услуг в процессе совершения таможенных операций» [7, с. 209] при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Наш взгляд, минимизировать логистические издержки участников внешнеторговой деятельности, обусловленные предоставлением государственных таможенных услуг, под которыми следует понимать «результат взаимодействия участника внешнеторговой деятельности и должностного лица таможенного органа, и деятельность последнего направлена на удовлетворение потребностей субъекта рынка в процессе совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу» [10, с. 64], Таможенного союза дальнейшее развитие таможенного декларирования в электронной форме.

В этой связи следует отметить, что основой внедрения и дальнейшего развития таможенного декларирования в электронной форме явилось принятие 10 января 2002 года Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», который ознаменовал начало первого этапа формирования и развития таможенного декларирования в электронной форме в Российской Федерации (табл.).

Следует отметить, что государство уделяет значительное внимание развитию внешней торговли товарами, в частности экспорту товаров. Так, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности одной из задач подпрограммы «Совершенствование таможенной деятельности»является снижение административных барьеров и сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности путем ускорения таможенных процедур, что, безусловно, нацелено: на сокращение времени совершения таможенными органами операций в местах декларирования товаров; повышение уровня соблюдения участниками внешнеторговой деятельности законодательства в сфере таможенного дела; сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций [4].

 

Таблица

Этапы внедрения и развития таможенного декларирования в электронной форме

№ п/п

Год

Содержание

1

Этап — Внедрение таможенного декларирования в электронной форме

1.1

2002

Приятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».

Подача, принятие и выпуск первой электронной декларации

1.2

2004

Введение в действие первой комплексной автоматизированной системы электронного декларирования

1.3.

2008

Использование международной ассоциации сетей «Интернет»

1.4.

2010

Проведение аттестации таможенных постов на осуществление интернет-декларирования

2

Этап — Развитие таможенного декларирования в электронной форме

2.1

2011

Создание центров электронного декларирования

2.2

2012

Введение в действие web-портала электронного декларирования

2.3

2013

Продолжение перехода на обязательное декларирование товаров в электронной форме

2.4

2014

Переход на обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме.

Исключение дублирования электронных документов документами на бумажных носителях и сокращение количества документов, требуемых для перемещения товаров через российский участок таможенной границы Таможенного союза.

Оформление деклараций на товары без представления документов на бумажном носителе при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях.

Введение в действие алгоритма автоматической проверки соблюдения условий регистрации декларации на товары без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов в отношении товаров, декларируемых в соответствии с таможенной процедурой экспорта

Составлено по источникам: [3; 9, с. 221; 11].

 

Доказательством эффективного участия государства в стимулировании внешнеторговой деятельности является то, что в 2014 году в рамках решения задачи по снижению административных барьеров и сокращению издержек участников внешнеторговой деятельности были реализованы следующие меры:

          осуществлен переход на обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме, в результате которого подано более 4,3 млн деклараций на товары, оформленные в электронном виде, или 99,87 % от общего количества деклараций на товары (в 2013 году — 4,4 млн деклараций на товары, оформленные в электронном виде, или 98,6 % от общего количества деклараций на товары). Электронную форму таможенного декларирования товаров применяли в 99,5 % (более 80 000) участников внешнеторговой деятельности (в 2013 году — 94,0 % (более 78 000));

          получена возможность декларантами до подачи деклараций на товары, оформленных в электронном виде, в таможенный орган декларирования использовать электронный архив документов декларанта, находящийся в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов, для размещения в нем электронных документов, необходимых для таможенного контроля. Предоставленное однократное представление декларантом в электронный архив документов декларанта электронного документа (с присвоением ему индивидуального номера) дает возможность упростить совершение участником внешнеторговой деятельности последующих таможенных операций в любом таможенном органе Российской Федерации;

          внедрена технология удаленного выпуска товаров во всех центрах электронного декларирования (27), как продолжение развития таможенного декларирования в электронной форме, позволившая оформить 448 тыс. деклараций на товары, или 10,4 % от общего количества деклараций на товары, оформленных в электронном виде (в 2013 году — 442 тыс. деклараций на товары, или 10 % от общего количества деклараций на товары, оформленных в электронном виде) [11].

На наш взгляд, таможенное декларирование в электронной форме — это заявление участником внешнеторговой деятельности посредством подачи декларации на товары в электронном виде непосредственно или опосредованно таможенному органу о соблюдении мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, нацеленное на выполнение условий международной коммерческой сделки.

Таким образом, дальнейшее развитие таможенного декларирования в электронной форме позволит повысить не только качество представления государственных таможенных услуг, но и сократить издержки как участников внешнеторговой деятельности, так и государства, связанные с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля при помещении товаров под таможенную процедуру.

 

Литература:

 

  1.      Таможенный кодекс Таможенного союза: Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 (ред. от 16.04.2010).
  2.      О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014).
  3.      Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ,
  4.      Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»:Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 330.
  5.      Матвеева О. П. Внешнеторговая деятельность: Учебное пособие. — Белгород: БУПК, 1999. — 232 с.
  6.      Матвеева О. П. Организация и технология внешнеторговых операций: Учебное пособие. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. — 160 с.
  7.      Матвеева О. П. Теоретико-методический аспект таможенных услуг: монография. — Белгород: Кооперативное образование, 2008. — 217 с.
  8.      Матвеева О. П., Макарова Г. В. Организация и технология внешнеторговых операций: Учебное пособие. — Белгород: Кооперативное образование, 2010. — Ч. 1. — 246 с.
  9.      Матвеева О. П., Прушковская Е. Е. Повышение качества предоставления государственных таможенных услуг на основе применения электронного декларирования // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2013. — № 3. — С. 217–224.
  10. Матвеева О. П. Таможенные услуги: содержание и особенности // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2009. — № 2 (30). — С. 63–68.
  11. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2015 год и плановый период 2016–2018 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle