Библиографическое описание:

Очилдиева Д. Ш. Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 888-890.



 

Межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей занимают важное место. Существование межличностных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем общественных, деловых и межличностных отношений. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, выражает общественную коллективную силу человека.

Для практической работы в вузе большое значение имеет формирование адекватных представлений у педагогов об основных социально-педагогических категориях, характеризующих статус, роль, позицию личности в группе, коллективе, проявляющихся в ее деятельности, поведении.

Структуру межличностных отношений составляют следующие компоненты: «студент-студент», «преподаватель-студент», «преподаватель-преподаватель», «руководитель-преподаватель».

«Студент-студент». а) Социальный статус студента и его удовлетворенность группой:

          для изучений межличностных отношений в студенческой группе применяется социометрическая методика, позволяющая определить степень востребованности личности студента группой, его удовлетворенность коллективом и значимость среди однокурсников;

          результаты социометрии не должны сообщаться студентам;

          обработка результатов социометрии дает основание куратору определить степень сплоченности группы, выделить в группе неформальных лидеров и «отверженных» студентов;

б) Конфликтные ситуации и пути их разрешения.

          конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, который может носить скрытый характер или проявляться в конструктивной форме;

          предложить студентам в микрогруппах провести примеры скрытых и открытых конфликтов из собственного опыта, проанализировать их последствия, осознать и оценить их причины и последствия;

          провести ролевую игру, разыграть конфликтные ситуации, задать вопросы. Можно ли конструктивно разрешать конфликты? Когда человек сильно возбужден?

          научить студентов приемам разрешения конфликта;

1)                активное слушание;

2)                «обезоруживание» — согласиться с чем-то в высказывании конфликтующего;

3)                использование неоскорбительного юмора, компромисса (уступки конфликтующему);

4)                обращение за советом к третьему лицу, авторитетному для конфликтующих;

5)                отработать приемы снятия эмоционального напряжения.

в) Культура поведения — как совокупность форм повседневного поведения человека (в быту, в труде, в общении друг с другом) в которых находят отражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения — это области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми, поведение в общественных местах, культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, эстетические свойства мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений.

Культура речи выделяется особо:

          умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли (не вульгарно). Беседа со студентами о речевых штампах, клише, стандартах, неуместности и вреде сленга, речевой этикет — проявление вежливости. Понятие лаконизма, ясности, красоты языка;

          подбор пословиц и поговорок о вежливости, порядке ведения беседы. «Лошадь узнаю в езде, а человека — в общении»;

          внешний вид: одежда, прическа, макияж, дискуссия «О вкусах спорят», беседа о недопустимости вульгарного внешнего вида в ВУЗе;

          борьба с опозданиями (определение внешнего и внутреннего локуса контроля), внешний локус контроля предполагает ссылку на обстоятельства, внутренний — вызывает к собственной совести. Уместен тренинг для контроля собственного поведения;

          искоренение грубости и хамства в отношениях однокурсников, необходимость взаимоуважительного отношения друг к другу, составление куратора со студентами нравственного кодекса поведения в ВУЗе.

«Педагог — студент»: а) Уважение личности студента, расположение к нему, доверительное отношение друг к другу, эмпатия (сочувствие, поддержка), контактность, искренность и открытость взаимных отношений, внимание к личностным проблемам студентов, сотрудничество и обратная связь.

Наличие карты-характеристики куратора, в которой представлены полные сведения о студенте:

1)                Семья (члены семьи), характер взаимоотношений с родителями, жилищные условия, адрес.

2)                Состояние здоровья.

3)                Личность студента (степень конфликтности, характер общительности), формы поведения (организованность, скромность, доброта, жесткость, грубость), вредные привычки.

4)                Личность студента в коллективе, статус студента в группе (лидер, отверженный, принятый), отношения к товарищам, к критике, имеет ли близких друзей.

5)                Учение — отношение к предметам (безразличное, есть особые способности), уровень развития мышления (тест на интеллект), отношение к преподавателям.

6)                Досуг — выявление устойчивого интереса к отрасли знаний, науке, области деятельности, участие в работе кружка, занимается ли самообразованием.

б) Знание психологических особенностей юношеского возраста и индивидуально-психологических особенностей студентов с помощью методов исследования, диагностики, при необходимости — консультация психолога;

обсуждение итогов диагностики с преподавателями-предметниками о выборе тактики поведения в отношении того или иного студента;

практиковать родительские собрания (не реже 1 раза в три месяца), если студент иногородний — общаться по телефону с членами семьи;

вести строгий учет посещаемости занятий.

в) Ознакомление студентов с различными национальными традициями. Приобщать следует не только к обычаям, но и к истокам культуры.

Формирование профессионального поведения в пространстве межкультурной коммуникации предполагает следующее:

  1.              Стимулировать интерес у учащихся студентов к культуре Узбекистана и культуре других народов.
  2.              Научиться находить точки соприкосновения с учащимися разных национальностей при предъявлении правил поведения в ВУЗе.
  3.              Овладеть с помощью психолога способами коррекции коммуникации в случае возникновения межкультурных барьеров или конфликтов.
  4.              Уметь проявить толерантность как терпимость к культурным различиям.

г) привлечение студентов к активной творческой деятельности ВУЗа: участие в кружковой работе, секциях, организация экскурсий (музей, выставка), конкурсов, турниров, пресс-центра, творческих встреч, круглого стола, концертов художественной самодеятельности, посещение театров, фестивалей и др.

«Педагог-педагог»: а) уважение к коллегам, взаимные доверительные отношения, взаимопомощь, сотрудничество, эмоциональная поддержка, уважение традиций коллектива, кафедры, факультета, университета. Педагог должен совершенствовать профессиональную культуру, этику, мастерство;

б) развивать дидактические, организаторские, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, научно-познавательные способности, эмоциональную устойчивость и оптимистическое прогнозирование;

в) совершенствовать педагогические умения и навыки, расширять и углублять психолого-педагогические знания возрастных особенностей юношества, психологических особенностей межличностных отношений, психолого-педагогические тактики обучения и воспитания, овладеть техникой тренингов коммуникации, релаксации, уверенного поведения;

г) практиковать наставничество; обучаться мировому опыту ведущих психологов и педагогов, а также Республики Узбекистан, использовать новейшие достижения — инновационные методики в учебно-воспитательной работе;

д) проведение теста «Психологический климат в коллективе».

«Руководитель-педагог»: а) уважение к своим подчиненным, стилю их работы, координация действий педагогов, управление межличностными отношениями, поиск путей совершенствования коллективной деятельности, создание здорового психологического климата; уважительное отношение членов педагогического коллектива к руководителю, доверие к его действиям, выполнение его решений.

Стиль руководства — способ воздействия руководителей на подчиненных им людей с целью побуждения их к конкретным действиям;

          тест на стиль руководства определяет доминирующий стиль работы руководителя: авторитарный, демократический, либеральный;

          наиболее оптимальный демократический стиль, для которого характерна благоприятная психологическая атмосфера в коллективе: межличностные конфликты разрешаются быстрее и легче, но время от времени в коллективе могут возникать ситуации, требующие наведения порядка и дисциплины, т. е. авторитарного стиля;

б) мотивирование деятельности педагогов:

          создание условий, способствующих удовлетворению важнейших социальных потребностей: в общении, внимании, в признании, в достижении успехов;

          создание условий для творчества, личностного роста, самоактуализации педагога;

в) Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива:

  • существует 5 способов поведения людей в конфликтных ситуациях:

          сотрудничество — поиск совместного решения;

          компромисс — решение принимается за счет уступок;

          избегание — уход от конфликтных ситуаций;

          уступка — отказ от борьбы в пользу другого лица;

          соперничество — прямая конфронтация. Стратегическая задача руководителя педагогического коллектива — не доводить расхождения в точках зрения до конфликта;

  • руководителю необходимо выявить:

истинные причины конфликта;

побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом на открытое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации; это требует от руководителя большой индивидуальной работы с конфликтующими, предварительной психологической подготовки к общению друг с другом, взаимного положительного настроя;

в случае конфликта на личностной почве руководителю целесообразно избрать такую тактику поведения, в результате которой конфликтующие стороны признают возможность существования другой точки зрения.

Таким образом, можно сказать, что итогом межличностных отношений становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

 

Литература:

 

  1.              Методика воспитательной работы: Учебное пособие/ Под ред. В. А. Сластенина. Москва, 2005
  2.              Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога. — Москва, 2007
  3.              Грецов А. Тренинг уверенного поведения. — П., 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle