Библиографическое описание:

Сатарова Л. А., Демеуова Д. А. Сущность формирования способностей в области дизайна у младших школьников на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 838-840.



 

Уроки технологии в начальных классах развивают у детей творческий потенциал, иное восприятие к миру, усидчивость, прилежность. Анализируя статьи педагогов-ученых, можно привести более компактное определение слову дизайн. Дизайн — это вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения людей.

Ключевые слова: уроки технологии, дизайн, элементы дизайнерского мышления, дизайнообразование.

 

В современный речевой обиход интенсивно входит такой термин как «дизайн», причем применяется он в различных словосочетаниях, таких как «дизайн интерьера», «дизайн мебели», «графический дизайн», «дизайн одежды», «Арт-дизайн», «средовой дизайн», «фито-дизайн», «Web-дизайн» и др., другими словами говоря о «дизайне» мы имеем в виду создание человеком предметного мира, который отвечает определенным требованиям.

В нынешних условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики, т. е. в области дизайна. Необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.

Надо заметить, что на сегодняшний день современному обществу требуются личности с нестандартным мышлением, разбирающиеся во всем этом многообразии и способные применить знания на практике. Урок технологии — это неотъемлемая часть начального образования. Именно на этом уроке наиболее ярко проявляются и развиваются такие качества, как творчество, усидчивость, внимательность, мышление, воображение, зрительная память, интерес к окружающему миру и т. д. Формирование элементов дизайнерского мышления на уроках технологии у младших школьников может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Конструирование представляет сложный комплекс умственных и практических действий: во-первых, как вид деятельности оно характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами; во-вторых, это прекрасное средство развития эстетического, художественного вкуса, творчества, воображения, способствует формированию элементов дизайнерского мышления. Задача педагога на этом уроке — сформировать у детей особый тип мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением». Наиболее эффективный способ развития параметров дизайна — это использование дизайн-технологий, так как дизайн-деятельность интересна ребенку и позволяет одновременно развивать как интеллектуальные, так и эстетические параметры креативности.

Словарь иностранных слов определяет дизайн как [7]: а) художественное конструирование предметов; б) проектирование эстетического облика промышленных изделий. В «Популярной художественной энциклопедии» дается такое определение дизайна: «термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [6].

Н. М. Шанский в этимологическом словаре русского языка объясняет слово «дизайн» следующим образом, «английское слово «design» означает в одном случае «замышлять, проектировать, конструировать», в другом — «замысел, проект, конструкция, чертеж» [9].

Исходя из этих утверждений, мы определяем дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.

Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л. П. Малиновская: «Дизайн — это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер — это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [4].

По мнению Г. П. Калининой [2], дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

В свете сказанного встает вопрос о возможностях целенаправленного формирования специальной системы и организации процесса обучения детей основам дизайна. По мнению О. В. Ожерельевой [5], в теоретическом плане — это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

Дизайнообразование ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, отмечает Е. В. Макарова [3].

В научных трудах Л. П. Заречной [1], отмечается, что дизайнообразование является важнейшим средством приобщения личностью учащегося к общечеловеческим ценностям, составляющим основу культурной среды, а поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.

По мнению П. Н. Андрианова [8], ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природным и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.

Дизайнообразование предполагает [7]:

                   формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях;

                   формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;

                   подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

                   формирование творческого отношения к труду;

                   развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям.

Можно сделать вывод, что дизайн — это вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнообразование — это формирования и применение знаний о дизайне в сфере обучения. Оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и, в первую очередь, игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным. Они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Дизайн в этом случае опирается на образование представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Таким образом, одним из эффективных средств для развития дизайнерских способностей у младших школьников, являются уроки технологии. Они наиболее полно отвечают как потребностям и интересам детей, так и обладают огромным потенциалом для развития их творческих возможностей. Мы считаем, что художественное конструирование несет в себе огромный потенциал по формированию у младших школьников дизайнерского мышления. Именно здесь педагогу необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые и удобные для жизни вещи.

Мы считаем необходимым заметить, что формирование дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию может быть организовано не только в учебной деятельности в рамках дисциплины «Технология», но и во внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Обеспечивая тем самым культурную целостность современной цивилизации. Изучение основ дизайна и формирование его элементов способствуют развитию творческой личности младшего школьника, способной к реализации нестандартных задач, в современных условиях диктующие свои требования.

 

Литература:

 

  1.              Заречная, Л. П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда [Текст] / Л. П. Заречная. — М.: АСТАПРЕСС, 2009–324 с.
  2.              Калинина Г. П. Использование элементов дизайна на уроках труда [Текст] / Г. П. Калинина //Начальная школа. — 2005. — № 5. — С.26–30.
  3.              Макарова Е. В. Программа студии дизайна [Текст]: пособие для педагогов. / Е. В. Макарова. — Ижевск, 2007. — 182 с.
  4.              Малиновская, Л. П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах / Л. П. Малиновская. — Тернополь, 2003. — 265 с.
  5.              Ожерельева, О. В. Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки [Текст]: диссертация... кандидата педагогических наук. — М., 2005. — 235 с.
  6.              Советская энциклопедия [Текст]: Популярная художественная энциклопедия. — М.: Просвещение, 1986. — 476 с.
  7.              Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на академике — Режим доступа: http://dic.academic.ru/
  8.              Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду [Текст] / Под ред. П. Н. Андрианова, Д. П. Ельникова. — Донецк, 2006. — 245 с.
  9.              Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст]: Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle