Библиографическое описание:

Наимов С. Т. Эстетические принципы проектирования // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1049-1050.



 

В статье описаны некоторые закономерности и принципы художественного конструирования.

 

Художественное конструирование — творческий процесс и метод проектирования промышленных изделий, осуществляемые в соответствии с требованиями технической эстетики. Оно является неотъемлемой составной частью общего процесса проектирования промышленных изделий и ведется совместно с инженерным конструированием, решающим конструктивно- технические и экономические задачи.

Техническая эстетика — научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленности производства для жизни и деятельности человека. Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника- конструктора. Главная цель технической эстетики — обеспечить на основе достижений теории и практики художественного конструирования наилучшие условия труда, быта и отдыха людей в создаваемом ими предметном мире. Техническая эстетика играет важную роль в воспитании гармонически развитого человека, в формировании у него эстетического вкуса.

Художественное конструирование не подменяет конструирование инженерное, а вместе с ним составляет взаимно дополняющее стороны единого процесса создания новых изделий. Польза и красота утилитарных предметов связаны неразрывно, и поиск их конструкции и формы должен вестись с учетом обоих факторов. При этом инженер и художник- конструктор должны правильно оценивать соотношение технического и эстетического, материального и духовного в предметном мире.

Каждой общественно-экономической формации присущ свой характер оформления объектов материальной культуры, соответствующей классовому строю, материальным возможностям общества, бытовому укладу, уровню развития культуры, эстетическим представлениям. Поэтому возникновение новых форм никогда не было случайным, а являлось отражением возникновения и развития этих формаций. Форма любого объекта материальной культуры обусловлена многими факторами. А так как между проектированием, изготовлением и потреблением изделия проходит несколько лет, то художник- конструктор должен учитывать формообразующие факторы не только в их взаимодействии, но и связи со временем, знать причины, которые оказывают влияние на эволюцию формы. Эволюция форм в технике происходит под влиянием двух групп факторов: производственных (развитие техники, технологии, появление новых материалов и т. д.), которые влияют на содержание и структуру изделий, обусловливают их конструкцию, стиля и моды.

Изменения производственных факторов всегда вызывает эволюцию формы любых изделий. Стиль же мода оказывают влияние на форму неоднозначно, как бы избирательно по отношению к разным вещам. Так, одежда, мебель, часы, светильники во все эпохи в значительной мере имели эстетическую ценность, стиль и мода оказывали на них значительное влияние. Форма же топора, пилы, лопаты, двигателя была свободной от воздействия моды во все времена. Стилевое выражение объектов техники, считая тех, которые выступают и как произведения искусства, зависело больше от производственных условий и общего уровня техники.

В работе над формой художник- конструктор должен учитывать объективные закономерности формообразования. Форма любого предмета зависит от множества условий. Как было уже отмечено, она должна соответствовать функциональному назначению, конструктивной основе изделия, применяемым материалам и технологии его изготовления, отвечать эстетическим требованиям. Но среди всех факторов, оказывающих влияние на форму, выделяют наиболее важный — функциональное назначение изделия. Проектируя любое изделие, художник-конструктор должен обеспечить не только полезность вещи, но и сделать ее красивой, соответствующей стилю, эстетическим вкусам. Разнообразие же назначений изделий — от чисто утилитарных до эстетических — обусловливает различные подходы и приемы их проектирования. При этом в творческой работе художника — конструктора важно правильно оценивать соотношение утилитарных и эстетических требований, пользы и красоты, водном предмете. Взаимосвязь красоты и пользы может быть раскрыта исследованием законов творчества, процессов производства и потребления вещей.

Все разнообразные формы в природе отличаются красотой, основанной на объективных законах формообразования, отражающей внутреннюю гармонию мира. Красотой отличаются и творения человека. В одних случаях ее обеспечивают точный расчет, учет конструктивно- технологических требований к изделию. Главным создателем красоты является инженер. Так, красивыми могут быть искусственный алмаз, фактура полированного металла и т. д. В других случаях, например, когда нельзя применить расчеты, красоту создает художник, который, опираясь на профессиональные знания и развитое эстетическое чувство, придает своим творениям эстетически совершенную форму. Такова красота ювелирных изделий, тканей, декоративной керамики и других вещей, форму, материал, фактуру, цвет и другие свойства которых художник сознательно подчиняет своему эстетическому замыслу.

Деятельность художника-конструктора распространяется от изделий чисто технических до декоративно- прикладных. Иначе, он имеет дело с множеством типов изделий, для которых соотношение утилитарных и эстетических требований неодинаково. Но несмотря на это, польза и красота изделий при художественном конструировании всегда понимаются только в неразрывном единстве.

Неодинаковое соотношение утилитарных эстетических требований к предметам обусловливает различный подход к методике их проектирования. В тех случаях, когда основное значение имеют функциональные требования (например, станки или ручной инструмент), при проектировании должен преобладать функциональный подход, но с соблюдением композиционно- стилевых требований к данному изделию. Красота таких изделий порождается, как уже было отмечено, совершенством конструкции, хорошим их функционированием.

При проектировании изделий, эстетические требования к которым преобладают (сувениры, многие изделия культурно-бытового назначения), начинает возрастать, а иногда становится главным художественный поиск формы, следование стилю и моде. Но при этом нельзя пренебрегать техническими факторами формообразования, особенностями технологии производства изделий, свойствами материалов.

Итак, для различных изделий польза и красота выступают в разнообразных соотношениях, а это требует в каждом конкретном случае определенного подхода при решении задач проектирования.

 

Литература:

 

  1. Методика художественного конструирования — М.: ВНИИТЭ, 1978. — 334с.
  2. Барташевич А. А. Основы художественного конструирования. — М.: Высшая школа, 1984. — 168с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle