Библиографическое описание:

Наимов С. Т. Искусство художественного письма // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1046-1049.



 

В статье кратко описана одна из отраслей изобразительного искусства — каллиграфия на арабском алфавите из глубокой старины до наших дней.

 

На средневековом Востоке духовная культура находила свое проявление, как известно, во многих аспектах и формах, в том числе и в каллиграфии — искусства художественного письма, — четкого, ясного и красивого. Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «Искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере». История письменности — это история эволюции эстетических понятий, развивающихся в рамках технических навыков, скорости передачи информации и материальных ограничений человека, времени и пространства. Стиль письма, обычно описываемый как шрифт, рука или алфавит.

Это искусство ценилось очень высоко и считалось мерилом учености и таланта, это даже было специально подкреплено хадисом — преданием, появившимся на рубеже 10–11 веков. «Ал-хатт нифси-илм» («Письмо — это половина знания»).

 

Трактаты, посвященные искусству художественного письма, как правило, создавались признанными авторитетами в этой области. Переписчик работал расположив протограф на подставке слева или справа от себя, садился на плотную подстилку или коврик и положив ровную гладкую дощечку под лист бумаги на колено, принимался за работу. Иногда для удобства, переписчик мог подставить под ноги низкую, широкую скамейку. Вместе с тем, как показывают миниатюры, выполненные в Индии в конце XVI в. мастера каллиграфии создавая высокохудожественный памятник, предпочитали работать за широким и достаточно низким столиком. Школы, в которых готовились профессиональные переписчики содержали мастеров каллиграфов или признанных авторитетов в области художественного письма. Обучение начиналось с очень ранних лет и обычно будущие светила каллиграфии настолько овладевали письмом, что уже к 10–11 годам могли прилично переписать полную рукопись. Как сообщают источники, состав таких школ был в социальном плане достаточно разнородным, но в основном там обучались дети состоятельных родителей, которым вовсе не обязательно становиться профессиональными писцами, но которые, в соответствии с правилами хорошего тона общества, должны были обладать красивым почерком. Ученики весьма долго и кропотливо изучали и осваивали особенности и основные принципы написания отдельных букв и их сочинений в разных почерках, повторяя их сотни и тысячи раз под наблюдением мастера, чтобы добиться определенного автоматизма в движении руки и калама. Практическое освоение любого почеркового стиля, а каждый писец должен был владеть, как минимум тремя основными для периода после XIV в. почерками: насхом, сульсом и насталиком.

Переписчики в своей работе руководствовались правилами, которые были разработаны целыми поколениями как арабских, так и персидских каллиграфов. При обучении письму, обычно, использовались два вида упражнений: калами и назари. Калами — это многократное копирование образцов почерка признанных авторитетов с целью выработки у ученика твердой и верной руки, усидчивости и терпения, внимательности и собранности. Некоторые писцы добивались виртуозности в копировании, а часто и в подделке письма крупнейших мастеров калама.

Второй вид упражнений назари — это сравнение под непосредственных руководством наставника образцов письма различных мастеров одного почеркового стиля, их подбор и анализ. Этот вид обучения показывал ученику, как эти мастера использовали на письме те или иные сочетания букв и их элементов. Это был упорный длительный и тяжкий труд и лишь очень немногие становились в результате звездами первой величины в каллиграфии. Но все известные историки в своих трудах говоря о мастерах художественного письма, отвечают их трудолюбие и стремление к совершенству.

К каллиграфии относились как к точной науке. Стиль почерка зависел от разных причин. Значение имели место и время написания, мастер, и даже цвет чернил. При написании слов высчитывалась высота вертикальных букв и протяженность слова на строке. Протяженность той или иной буквы составляет (в зависимости от почерка) два или три ромба. Основой правила составления пропорции является размер буквы «алиф», первой буквы арабского алфавита, которая представляет собой прямую вертикальную черту. Единицей измерения в каллиграфии считается арабская точка, она, можно сказать, основной рабочий элемент мастера. Высота алифа составляет от трёх до двенадцати точек, в зависимости от стиля и индивидуального почерка каллиграфа. Ширина алифа равна одной точке. Алиф также служит диаметром воображаемого круга, в который можно вписать все арабские буквы. Таким образом, основу пропорции составляют три элемента, размер которых устанавливает сам мастер — это высота и ширина алифа и воображаемый круг.

Основными писчими материалами для рукописных книг служили папирус, пергамент и бумага. Несмотря на дороговизну, пергамент тщательно изготовлявшийся из овечьих, телячьих, козьих и газельих шкур, точнее кожи, довольно широко употреблялся в первые века хиджры. Сохранившееся пергаменты представлены почти во всех крупных собраниях арабских рукописей, в каждой из них лишь единицы или несколько десятков листов.

Главным местом изготовлении бумаги в Средней Азии был Самарканд начиная с VIII в н. э., а также Бухара и Коканд. Писчая бумага производилась несколько сортов, но самым распространенным был сорт «когози нимкатони».

Бумага для рукописей окрашивалась в разные цвета и тона. Рецепты окраски писчей бумаги были разнообразны и часто сложны. Однако цветная бумага использовалась, как правило, для художественно оформленных рукописей. Обычные рукописи писались, главным образом, на плотной сероватого оттенка бумаге.

 

Орудием письма — калам (тростниковое перо) писали тушью, и чернилами. Тушь приготовлялась из сажи, а чернила из квасцов и чернильных орешков.

Рецептура составления особо стойких чернил для каллиграфии была довольно сложна и включала в свой состав множество компонентов. Хорошие чернила составлялись кропотливо и тщательно. В Бухаре, например, было немного специалистов, изготовлявших чернила лишь по им одним известным рецептам.

В мусульманских странах, где ислам ограничивал живописно-изобразительное творчество, эмоциональная выразительность каллиграфии стала основой разнообразнейших орнаментально-декоративных и узорно ритмических композиции. Сведения о мастерах художественного письма черпаются из двух видов источников: трактаты, представляющие собой биографические справочники, словари, специально посвященные мастерам каллиграфии, миниатюры, переплёты орнамента, розбрызга, т. е. творцов роскошных рукописных книг.

Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает чёткие буквенные формы. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма. Изображение с помощью букв животного и растительного мира изобрела необыкновенную стиль в каллиграфии.

 

На сегодняшний день художники-миниатюристы, занимающиеся каллиграфией, достигают величайших успехов в этом направлении. Область применения искусства каллиграфии чрезвычайно обширна? и это искусство по сей день высоко ценится во всем культурном мире.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle