Библиографическое описание:

Чэнь Д. Детство и природа в повести «Детство Никиты» // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 934-937.



 

Всем известно, А. Н. Толстой является одним из самых известных писателей 20 века. Повесть «Детство Никиты» была написана в эмиграции в 1920 году. Повесть по праву считается одной из лучших отечественных книг для детей. В произведении описываются основные события жизни Никиты в течение года, последнего года перед началом учения. Между жизнью десятилетнего ребенка и природой есть тесная взаимосвязь. Зима в сознании ребёнка как сказка, чистая и прекрасная, но внутри есть что-то страшное. Зима — это рай, это любовь, это праздник, но тоже связана со смертью.

Ключевые слова: детство, зима, праздник, снег, сказка.

 

«Детство Никиты» было написано в 1920 году, когда Толстой находился в эмиграции в Париже. «Детство Никиты» является автобиографической повестью.

Поводом для написания произведения, как свидетельствовал сам писатель, стала вот эта причина. «Я обещал — пишет Толстой—маленькому издателю для журнальчика детский рассказик» [1. с. 597]. Толстой был очень увлечен организацией детского журнала «Зелёная палочка», предназначавшегося для детей русских эмигрантов. И тема детства появилась в творчестве писателя не случайно: ещё в 1902 году Толстой, тогда начинающий литератор, предполагал начать работу над книгой воспоминаний. «...кажется, буду участвовать в журнале «Юный читатель», — писал он матери. — я уже начал детские вспоминания, кажется, что удачно» [1. с. 598]. И в 1912 году Толстой тоже писал небольшой рассказ «Логутка», который предвосхищает некоторые сюжетные линии «Детство Никиты». И сам Толстой тоже считал, что впечатления детства во многом сформировали его как художника, способствовали открытию им в себе писательских способностей.

Повесть «Детство Никиты» была восторженно встречена читателями и критикой, сохранились многочисленные высказывания современников. Например: отзыв о «Детство Никиты» Горького таков: «Про умное легче писать, — сказал Горький, — у меня, грешного, в моей книге мальчик много знает и очень об этом старается рассказать. Даже у Льва Николаевича Толстого, когда он молодым был, в «Детстве» мальчик умен. В литературе мальчики умны и много рассуждают. А вот у Алексея Николаевича в «Детстве Никиты» мальчик совсем ни о чём не думает, он просто живёт, и какой это настоящий человек, как много мы за него думаем!» «...У Толстого мальчик живой, круглый, — пишет Шкловский, — сменяются времена года, приходит осень, как будто в первый раз увиденная, потом зима, весна шумит в оврагах — широкими потоками, замешанными с талым снегом, и через них плывет на коне домой весёлый не пугающийся человек...» [1. с. 599]

В это же время эпохи Толстого есть и другие произведения на тему детства в России. В 1852 году Лев Толстой написал «Детство», «Отрочество», «Юность». В 1913–1923 году Горький Максим писал «Детство», «В людях», «Мои университеты». В 1918 году Борис Пастернак писал «Детство люверс». В 1929 году Иван Бунин писал роман «Жизнь Арсеньева».

В китайской литературе также есть много произведений о детстве. Например, в 1921 году Лу Сюнь писал «Отрочество ЖуньТу», в 1940 году Сяо Хун написала «Легенда реки Ху Лань». В 1960 году Линь Хайинь «Зимний сон», «Детство», «Верблюд».

В Китае есть много статей о произведениях Алексей Толстого.

– Чэн Цзайси писал статью «Опыт творчества Алексея Толстого», публиковал в журнале «Общество и наука» на страницах 162–166 30 июня 1979 года.

– Лянь Цзя публиковал в журнале «Литература России» статью «Алексей Толстой и русский характер» на страницах 125–126 29 августа 1981 года.

– Чжу Вэнь писал статью «Первый настоящий исторический роман – «Пётр Первый», публиковал в журнале «Исследование иностранной литературы» на страницах 10–43  2 апреля 1986 года.

– Чжу Вэнь – «Хождение по мукам Алексей Толстого», публиковал в журнале «Журнал Шанхайского педагогического университета» на страницах 102–106 2 апреля 1986 года.

– Кэ Вин писал статью «Образ чудака в творчестве первого периода Алексей Толстого», публиковал в журнале «Филология» на страницах 10–15 2 марта 1990 года.

– Чжан Вэньюй писал статью «Настойчивый характер, красивая душа—русский характер», публиковал в журнале «Художественный анализ известных произведений» на страницах 83–85 28 марта 2001 года.

– Цзэн Сыи писал статью «Мир детства и человечность – «Детство Никиты», публиковал в журнале «Исследование литературы» на страницах 114–119 в феврале 2007 года.

– Дай Кэкэ писал статью «Об огромном реализме Алексей Толстого», публиковал в журнале «Художественный анализ известных произведений» на страницах 132–134 1февраля 2010 года.

В статье «Мир детства и человечности — Детство Никиты», Цзэн Сыи так писал о «Детстве Никиты»: Повесть-описание жизни целого года Никиты отображал мир детства и человечности, в мире детства у всех есть жизнь, есть эмоция, есть мысль, все удивлённо видят как в первый раз, все богато фантазией. Есть наполнение тонкими наблюдениями и поэтичной красотой. Мир человечности вначале является таким миром, в котором равноправное отношение между людьми и мир наполнен заботой и любовью.

В Китае есть много произведений о природе: Чжу Цзыцин писал рассказ «Красота луны у пруда» в 1927 году, ЛаоШэ писал рассказ «Зима Цзи Нань» в 1931 году. Чжу Цзицин писал «Весна» в 1933 году, Юй Дафу писал рассказ «Осень старшей столицы» в 1934 году. Шэнь Цуувэнь писал повесть «Очерки путешествия по реке Сян» в 1934 году.

Прелесть повести «Детство Никиты» заключается в том, что писатель много писал о красотах природы — зима, весна, лето и осень. И детство мальчика тесно связывается с природой. Зима, какая описана у Толстого, как он писал о ней и что приносит Никите и человеку? Зима в повести «Детство Никиты» как сказка, в которой всё есть - солнце, снег, сугробы, следы, каретник, сараи и скотные дворы. А еще ветлы, река, поле, избы, деревня, пыль, лёд, свет лампы, заячьи следы, стекло, ворона, ''кошка'', пруд, желтые камыши, салазки, ветер. Зима у Толстого такая красивая, такая белая и чистая, так и холодная, и самое главное, она живая, в ней все имеют свою жизнь.

Места, где Никита видел зиму - разные. Сначала Никита видел её через окно. «Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежно-белый». [1. с.211] Здесь можно заметить, что специфика зимы — холодная, белая и чистая. Утром проснулся и увидел такой чистый пейзаж, и душа становится чистой и настроение прекрасным, то есть природа очищает душу.

Потом он вышел из дома, во дворе все покрыто белом снегом. Следы человеческие и животных лишь добавляют красоты окружающему. «Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег». [1. с. 215] В этой фразе писатель использует приём олицетворения. «Каретник, сараи и скотные дворы» - всё носит шапку как человек, именно поэтому в мире детей все живые, всё, как человек, имеет свою жизнь. Никита тоже видел огромные, широкие ветлы, покрытые инеем, каждая веточка была точно из снега. Дерево — это образ жизни, оно не боится мороза, хотя листья опадали от холода, они ещё живые. Имена зима дала им такой характер—настойчивость.

Потом Никита подошёл к берегу. На берегу были большие пушистые сугробы. Снег как символ зимы имеет много значений, например: снег отражает стремление людей к счастью, благополучию и плодородию. Есть такая пословица: много снега — много хлеба. На берегах много больших пушистых сугробов, то есть это символ урожая будущего. «Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки». [1. с. 215] Эти фразы изображали пейзаж около реки. Деревня, дым, изба, пыль—всё это открывает дверь простой зимней жизни людей. Хотя зима холодная, но между природой и человеком ещё есть гармония, запах жизни ещё ощущается.

Следующее изображение зимы - сад в снегу, который Никита видел через окно старшего дома. В саду деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви, и на поляне синели заячьи следы. Это как бы показывает нежные стороны зимы. Но у самого окна на ветке сидела черная головастая ворона, похожая на черта, которая потом вдруг полетела. Ворона не очень хорошая птица, и через ворону и атмосферу старшего дома можно ощутить страшную сторону зимы. Не удивительно, зима как и все в мире, тоже имеет две стороны - хорошую и плохую.

Никита и мальчики побежали по пруду, на пруду есть ''кошка'' и болота, опасные для людей. «Мишка зажег спичку и поднес к скважине, «кошка» вспыхнула, и надо льдом поднялся желтоватый бесшумный язык пламени». В некоторых местах сугробы выше крыш «Избенку бобыля, дурачка Савоськи, завалило совсем, одна труба торчала над снегом. Третьего дня Савоську всем миром выкапывали лопатами». [1. с. 223] Мы можем отметить, что зима также связана с опасностью и смертью. Но прелесть зимы именно в ее двойственном характере. Люди приняли её хорошие стороны, но также искали методы защищать себя от ее плохих проявлений. Зимой люди помогали друг другу. И связь между людьми становилась теснее, сердца ближе.

И в деревне в сугробах Никита видел, как «две девочки, обмотанные платками, затащили на сугроб салазки, сели на них, протянув перед собой ноги в валенках, ухватились за веревку, завизжали и покатились через улицу мимо амбарушки и дальше по крутому берегу на речной лед». [1. с. 224] Девочки катались на салазках. Дети не знают, что такое смерть, что такое опасность. Они не боятся снега, не боятся зимы. Они соединились со снегом в единое. И зима приносит им удовольствие, веселье, счастье и интерес к миру. Игра со снегом - это источник веселья людей зимой.

Вечером Никита сидел дома с мамой и Аркадием Ивановичем. Он слышал, «затянуло басом - «ууууууууууу», тянет, хмурится, надув губы». Никита думал, что это звук человека. Но на самом деле это неприятный сильный ветер. Сильный ветер тоже символ зимы. К счастью, стены дома защищают людей от него. Лампа осветила дом, свет жёлтый, тёплый. Никита фантазировал о ветре, возник интерес к природе. Но именно от вечера и ветра Никите скучно, у него мягкая тоска. Поэтому прибытие Лилечки приносит ему большое удовольствие.

Писатель изображал зиму в этих местах: за окном, во дворе, на берегу, в саду, на пруду, в деревне, дома. Все эти места могут составить один круг, жизнь человека - каждый день внутри этого круга, именно это круг приносит человеку удовольствие, веселье и счастье, и защищает собой от плохих. Зима приносит человеку не только красивый пейзаж: чистый, белый, синий. Но и веселье, удовольствие, когда они играют со снегом. Зима также может очистить душу человека. Научит людей помогать друг другу и уметь защищать себя от плохого.

Новый год и праздник Рождества являются самыми главными событиями, самыми большими праздниками. Толстой уделял большое внимание празднованию Рождества. Лиля и Виктор пришли, и они принесли веселья Никите. «Лиля была одета в белое платье с голубой шелковой лентой, завязанной сзади в большой бант. В ее светлых и вьющихся волосах был второй бант, тоже голубой, в виде бабочки». [1. с. 231] Она такая красивая, такая милая, как сказка. Она совсем символ зимы, белая, голубая, и самая главная— она чистая.

И в саду зима дала им хорошую погоду, красноватое солнце, длинные облака, розоватые деревья, белый снег, тёплый свет, всё как пейзажная картина. Никита стоял в саду, через окно он увидел два синих удивленных глаза и над ними стоящий бабочкой голубой бант. Это Лиля, такая красивая, как красавица в сказке. Но Толстой не только писал красоту зимы, он тоже отметил что-то опасное - две собаки, Шарик и Каток, рычали друг на друга. Для людей, особенно для детей, такие собаки опасные, но дети не могут понимать это. Для детей всё красивое, всё как сказка, они не знали, что внутри сказки тоже есть страшное.

Клеить ёлочные украшения - традиция праздника Рождества. И дети тоже очень любят делать эту работу. «…листы золотой бумаги, гладкой и с тиснением, листы серебряной, синей, зеленой и оранжевой бумаги, бристольский картон, коробочки со свечками, с елочными подсвечниками, с золотыми рыбками и петушками, коробку с дутыми стеклянными шариками, которые нанизывались на нитку, и коробку с шариками, у которых сверху была серебряная петелька, с четырех сторон они были вдавлены и другого цвета, затем коробку с хлопушками, пучки золотой и серебряной канители, фонарики с цветными слюдяными окошечками и большую звезду. С каждой новой коробкой дети стонали от восторга». [1. с. 234] Все эти бумаги разного цвета, разные коробки и шарики привлекают внимания детей. Дети начали работать молча, дыша носами, они трудились, стали серьёзными, и они вырастали. И они тоже ощущали интерес и весенние труды.

Атмосфера праздника является весёлой, счастливой. И утром Никита проснулся от счастья. Утро было ясное и морозное. Окна замерзли густым слоем лапчатых листьев. Окружающая атмосфера как пейзажная картина. Никита и другие дети были так счастливы. Он пошёл на двор, надо всей деревней стоял столбом синий дым. И огромные осокори над прудом совсем свесили снежные ветви, отчетливо видные на сине-мерзлом небе. Всё это как сказка, и подарки пришли. Подарок Никите — двухвесельная крутоносая лодка. Лодка — это символ пути, символ судьбы. Отец Никиты надеется, что у Никиты будет хорошая судьба и он будет выбирать правильный путь.

Ёлка играет большую роль в празднике. Ёлка — это свет жизни, надежда будущего. Это ёлка такая высокая, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. Люди в красивых одеждах готовятся к празднику. Когда в окне на морозных узорах затеплился голубоватый свет, звезда взошла. Это время, когда Христос родился. Ёлка стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками. В то время всё появились: любовь, надежда, новая жизнь, счастье. Они танцевали вокруг ёлочки, вместе пели песню, все такие весёлые, такие хорошие, как сказка, как чудо. Но внутри чуда есть не только любовь, есть не только счастье, но и тайна. Тайна страшная, как во сне Никиты, как страшная тайна в старом доме.

Можно сказать, что дети могут смотреть на красивую природу как на сказку, но не могут отметить, что внутри сказки есть страшное, есть смерть. Они тоже ощущают праздник как чудо, но не могут отметить, что внутри чуда есть тайна. Они ещё не могут понимать, что мир состоит не только из хорошего, но и из тайного.

Зима имеет много образов. Как меняется образ зимы в сознании ребёнка? В этой зиме пришла Лилия, для Никиты зима - счастье, Никита нашёл любовь. «Глядя на узоры, Никита почувствовал, как слова какие-то сами собой складываются, поют, и от этого, от этих удивительных слов и пения, волосам у него стало щекотно на макушке». Зимой Никита счастливый. «Уж ты лес, ты мой лес, Ты волшебный мой лес, Полный птиц, и зверей, И веселых дикарей... Я люблю тебя, лес...Так люблю тебя, лес…» [1. с. 244] Стихами Никита показывает свою любовь. В этом моменте в сознании Никиты зима — это образ рая, где есть любовь. Потом Никита и Лилия вошли в старый дом, они смотрели сломанные часы, старый портрет и кот. В старом доме рай разрушили, осталась смерть, и зима стала образом смерти. Лилия ушла и от разлуки с ней Никита унылый и вокруг него память и боль. Зима стала образом тоски. Одним словом, образ зимы в сознании ребёнка поменяется с образа сказки до образа рая, с образа смерти до образа тоски.

Вывод, у зимы есть два основных образа. С одной стороны зима как природа, она красивая, сказочная. Зима — это время праздника, Рождество. С другой стороны, внутри зимы есть что-то страшное, есть смерть и тоска.

 

Литература:

 

  1.    А. Н. Толстой «Детство Никиты»// Толстой А. Н Собрание сочетаний: В 10-ти т. –Т. 3— М.: Худож. Лит. 1982. С.
  2.    Чэн Цзайси «Опыт творчества Алексей Толстого»// Общество и наука. 1979. 30 июни. С. 162–166.
  3.    Лянь Цзя «Алексей Толстой и Русский характер»// Литература России. 1981. 29 августы. С. 125–126.
  4.    Чжу Вэнь «Первый настоящий исторический роман—Пётр первый»// Исследование иностранной литературы. 1986. 2 апреля. С. 10–43 в.
  5.    Чжу вэнь «Хождение по мукам Алексей Толстого»// Журнал Шанхайского педагогического университета. 1986. 2 апреля. С. 102–106.
  6.    Кэ Вин «Образ чудаки в творчестве первого периода Алексей Толстого»// Филология. 1990. 2 марты. С. 10–15.
  7.    Чжан вэньюй «Настойчивый характер, красивая душа—Русский характер»// Художественный анализ известных произведений. 2001. 28 марты. С. 83–85.
  8.    Цзэн Сыи «Мир детства и человечность — Детство Никиты»// Исследование литературы. 2007. февраль. С. 114–119.
  9.    Дай Кэкэ «Об огромном реализме Алексей Толстого»// Художественный анализ известных произведений. 2010. 1 февраля. С. 132–134.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle