Библиографическое описание:

Прохоров М. С., Булашов К. В. Межпредметные связи в выпускных квалификационных работах студентов технологического образования // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 828-832.



 

Статья посвящена проблеме межпредметных связей при выполнении студентами технологического образования выпускных квалификационных работ. В работе раскрываются основные задачи, что является основным компонентом научно-технических знаний.

Предметом изучения в выпускных работах является содержание и методика применения межпредметных связей в обучении и воспитании студентов. Развивающее и воспитывающее значение выпускных квалификационных работ связано с тем, что оно вносит большой вклад в становление таких качеств личности специалиста как: развитие творческих способностей, технического мышления, воспитание у студентов самостоятельности, самообразования и формирования профессионально-технической компетенции.

Ключевые слова: межпредметные связи, выпускные квалификационные работы, технология, технологическое образование, формирование технического мышления, развитие познавательной и творческой активности.

 

The article is devoted to interdisciplinary connections in the performance of students of technological education of final qualifying works. The paper reveals the basic problem, which is the main component of the scientific and technical knowledge.

The object of study in the final work is the content and methods of use of interdisciplinary connections in the training and education of students. Developing and bring up the value of final qualifying works due to the fact that it makes a great contribution to the development of such qualities as the person of the expert: the development of creative skills, technical thinking, instilling in students self-reliance, self-education and the formation of professional and technical competence.

Keywords: interdisciplinary communication of final qualifying works, technology, technology education, the formation of technical thinking, the development of cognitive and creative activity.

 

Взаимосвязь и взаимообусловленность различных форм движения характеризуются общими свойствами и закономерностями, взаимопревращениями и переходами из одной в другую, включением простых форм движения материи в более сложные. Научно-технический прогресс и развитие общества вызывают не только дифференциацию различных отраслей научного знания и их обособление, но также и интеграцию наук, установление между ними органической связи, причем связь эта — процесс одновременной их дифференциации и интеграции, образование новых областей знания (кибернетики, бионики, космонавтики и др.) становятся с течением времени все более ощутимыми [1].

В наши дни установление и упрочение новых взаимосвязей между тремя ведущими группами отраслей наук — общественных, естественных и технических — определяется требованиями общественно-исторической практики, уровнем ее развития и запросами. Компетентность — важнейшая черта современной науки, необходимейшее условие для того, чтобы точно и полно отобразить исследуемый объект, охватить все его стороны одновременно, в их взаимосвязи... К этому должна готовить уже школа, прежде всего — высшая».

Предметная система обучения в высшей школе имеет несомненные положительные стороны. Она обеспечивает вооружение студентов определенным уровнем современных научных знаний, необходимых для подготовки молодых специалистов. Вместе с тем предметное обучение имеет известную дидактическую ограниченность, поскольку каждый предмет рассматривает факты и явления реального мира несколько односторонне, в своих целях и со своих позиций. Выделение при этом отдельных сторон изучаемого материала и некоторая его односторонняя гиперболизация могут быть оправданы, так как они способствуют организации целенаправленного и углубленного познания окружающего мира. Однако такое одностороннее изучение материала в узких рамках отдельных учебных предметов может привести к формированию у студентов неправильных представлений о наличии изолированных сторон и свойств предметов и явлений.

В результате возникают серьезные трудности формирования у будущих специалистов высшей квалификации научного мировоззрения, подготовки их к предстоящей творческой деятельности. В решении этой важной и сложной задачи существенную роль играют установление и осуществление систематических взаимосвязей между учебными предметами и формами учебной деятельности студентов [4].

Поэтому проблема межпредметных связей является одной из наиболее актуальных проблем современной дидактики высшей школы.

Проблема эта приобретает особое значение в педагогических вузах прежде всего потому, что будущие учителя должны использовать межпредметные связи не только для своей собственной подготовки при изучении программного материала, освоения фундаментальных положений и понятий основ наук, но и овладеть методикой применения связей между учебными предметами в школьной практике, в процессе обучения и воспитания учащихся, формирования технического мышления [10].

Однако проблема межпредметных связей в педагогических вузах пока решается явно недостаточно. В большинстве учебных программ, причем не только по специальным предметам, но и по дисциплинам общественно-экономического и психолого-педагогического цикла, нет даже указаний о применении межпредметных связей, в отдельных программах содержатся только общие высказывания.

В плане подготовки будущих учителей к реализации межпредметных связей в школьной практике наибольший интерес представляют выпускные квалификационные работы.

Государственный образовательный стандарт высшего образования предусматривает сдачу итоговых государственных экзаменов и выполнение выпускной квалификационной работы [16].

Выпускная квалификационная работа (ВКР) на факультете математики, информатики и естественных наук по направлению технологическое образование в Ишимском педагогическом институте им П. П. Ершова (филиал) «Тюменский государственный университет», заменяет государственный экзамен по технико-технологическому комплексу учебных предметов (ранее называвшемся машиноведением) и должна показать умение студента проработать крупную научно-техническую тему и приобрести системные знания по выбранной теме, с учетом профессионально-технической компетенции.

Такая целевая установка вполне соответствует специфике учительской профессии и особенно по технико-технологическому профилю — в силу ряда объективных причин учителю постоянно приходится заниматься вопросами отбора и систематизации познавательного материала, что развивает познавательную и творческую активность [12].

Выполнение ВКР позволяет приобрести опыт по подбору учебной научно-технической литературы, работе с литературными источниками, собственно знания и практические умения по расчету технических цепей, устройств, наконец, в оформлении отобранного информационного материала в виде учебно-справочного пособия.

Основными задачами при выполнении ВКР являются:

  1. Выбор наиболее подходящих литературных источников информации.
  2. Проработка этих источников информации.
  3. Отбор и систематизация наиболее существенных сведений по выбранной теме.
  4. Выбор методики расчетов.
  5. Оформление отобранного и систематизированного материала в виде записки.
  6. Составление краткого проспекта по выполненной работе как основы для выступления на ее защите.

При отборе информационного материала студентам рекомендуется руководствоваться тем, что основными компонентами научно- технических знаний являются:

  1. Определения — сущность терминологии.
  2. Наиболее существенные признаки классификации и сама классификация технических объектов, явлений и технологических процессов.
  3. Сущность (принципы) конструкции и работы технического объекта и, соответственно, явления или процесса.
  4. Основные параметры и характеристики объекта, явления, процесса.
  5. Методы расчета или выбора параметров объекта для практических целей.

Если работа носит исследовательский характер, то в ней необходимо определить объект и предмет исследования, вскрыть проблему — несоответствие между существующей теорией и новыми потребностями практики, показать методы и средства устранения этого несоответствия и полученные результата исследования.

Если работа носит проектно-конструкторскую направленность, то в ней необходимо прежде обосновать необходимость самого проектирования и расчетов, показать общую методику проектирования и расчетов, возможно их новизну и результат работы [2].

ВКР как реальный имеет особый статус. Наряду с признаками присущими выше перечисленным видам работ она позволяет комплексно показать уровень практической подготовки студента-выпускника по обработке материалов, изготовлению деталей, сборке и наладке технических устройств.

Любая ВКР, любого характера повышает долю самостоятельной работы студентов в учебном процессе и в то же время является одним из действительных средств реализации такого важного параметра учебного процесса, как индивидуальная работа со студентами.

Так, выпускная квалификационная работа является важнейшей формой связи при подготовке будущего учителя образовательной области «Технология» между знаниями теоретических основ изучаемых курсов и способами применения этих знаний в решении технологических задач. Умение реализовать межпредметные связи является определяющим фактором в педагогической деятельности будущего учителя технологии при проведении уроков технологии, тематических вечеров, олимпиад и т. д. Выполнение выпускной работы закрепляет и расширяет практические знания студентов при решении, технико-технологических задач, а также обеспечивает формирование навыков работы со справочной, специальной литературой, нормативно-технической документацией.

Студенты приобретают умения сравнивать технологические процессы, оборудование, средства малой механизации, материалы, существующие на предприятиях легкой промышленности, с тем, что были разработаны и использованы ими в выпускных работах и практического применения на уроках технологии в общеобразовательной школе [15].

С каждым годом у студентов возрастает интерес к выполнению выпускных работ, потому что студенты отчетливо представляют значительные преимущества выпускных работ в сравнении с государственными экзаменами. Проводимый при сравнительно небольшой затрате времени на каждого студента государственный экзамен не может в полной мере выявить приобретенные студентом знания, умения и навыки самостоятельной работы и научного исследования, дать объективную оценку степени подготовленности в вузе молодого специалиста, носит фрагментарный, а не обучающий характер, нередко вызывает у студентов отрицательные эмоции.

Преимущество выпускных работ заключается прежде всего в том, что их подготовка и защита входят в содержание образования будущего учителя технологии, обеспечивает расширение и углубление (в области определенной проблемы) теоретических знаний, практических умений, совершенствование навыков самостоятельной работы студентов, творческой деятельности и научных исследований [9].

Выпускная работа является одним из наиболее эффективных видов аттестационных испытаний. Цель выпускной работы — проверить готовность выпускников к самостоятельному решению учебно-воспитательных задач, возникающих на практике перед учителем технологии.

При определении темы выпускной работы устанавливается возможность и необходимость использования как внутрипредметных так и межпредметных связей, включая данные вопросы в теоретическую подготовку и проведение эксперимента [5].

Соответствующие указания студент получает в задании на выпускную работу, в рекомендациях руководителя по подбору литературных источников; содержание и характер использования межпредметных связей отражаются в составляемых им планах выполнения работы.

Во всех выпускных работах, как по педагогике с методиками преподавания предметов, так и по специальным дисциплинам, основное внимание обращается на установление межпредметных связей так как «при изучении каждой дисциплины — будь то автоматика, электротехника, материаловедение и технология конструкционных материалов, обработка материалов резанием, физика, химия, педагогика и др. необходимо всестороннее изучение ее. И тут особо важен методический подход к её изучению» [14].

Выбирая актуальную тему выпускной квалификационной работы, можно в значительной степени оказывать воздействие на качество технологической подготовки, так как студенты, начиная кто с третьего, кто с четвертого курса, получив тему выпускной работы, осознанно выстраивают свою собственную «образовательную траекторию», акцентируя больше внимания на этом материале, который необходим для выполнения работы в полном объеме в соответствии с требованиями.

Студенты, выполняющие выпускные работы, достигают высоких результатов в последующей педагогической работе. Выполнение и защита выпускной работы позволяют студенту не только всесторонне и глубоко изучить ту проблему, над которой он непосредственно работает, но и вооружают его жизненно необходимыми навыками творческого подхода к решению многих других проблем [12].

Для выполнения выпускной работы необходимы технологические знания, умения и навыки, получаемые студентами при изучении всех дисциплин технологического цикла. Работа студента над темой выпускной работы — эффективное средство совершенствования технологической подготовки, т. к. эта работа связана с углубленным изучением теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы, формированием и развитием навыков исследования, экспериментирования и самостоятельной работы.

В таких работах предметом изучения являются содержание и методика применения межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся; такие выпускные работы, как правило, выполняются студентами с большим желанием и интересом, особенно в тех случаях, когда они получили на младших курсах соответствующую предварительную подготовку в курсах по выбору и на спецсеминарах, при проведении научных исследований (в научных кружках или индивидуально по тематике кафедр под руководством преподавателей), в процессе педагогической практики [10].

К руководству работой студентов-выпускников по межпредметной тематике привлекаются квалифицированные преподаватели (профессора, доценты, старшие преподаватели) кафедры, ведущие научные исследования в области различных аспектов теории и практики осуществления межпредметных связей.

В помощь студентам для выполнения выпускных квалификационных работ, разработаны методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы. порядка её выполнения, требований к содержанию, оформлению, освещены критерии оценки и др. [3].

После выбора и необходимого оформления темы руководитель в задании на выпускную работу, которое он выдает студенту, определяет направления, предполагаемый объем и пути использования межпредметных связей при выполнении работы. В список литературных источников включаются монографические и периодические издания по межпредметной тематике, в план работы над темой включаются изучение школьных учебных программ и учебников, опыта работы школ по осуществлению межпредметных связей, проведение педагогического эксперимента.

Выполняя выпускную работу на тему «Роль межпредметных, связей в формировании познавательных интересов учащихся на уроках технологии» студент детально ознакомился с теорией изучаемой проблемы, литературными источниками по формированию у учащихся познавательных интересов и научных понятий, организации их деятельности в процессе обучения. В процессе длительных наблюдений, многих бесед с учителями и учащимися и анкетирования было установлено, что в практике работы школы вопросу рациональной организации учебной работы учащихся, основанной на формировании и развитии познавательных интересов учащихся, уделяется недостаточное внимание, при формировании естественнонаучных понятий в основном используется репродуктивное мышление школьников и недооцениваются работы научно-исследовательской деятельности.

Например, изучение курса по выбору «Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов», отвечает установлению интегрированных связей физики, химии с технологией, что улучшает технологическую подготовку студентов [6].

Он проводится после того как студенты изучат курсы физики, химии, обработки материалов резанием, материаловедение и технология конструкционных материалов, чтобы облегчить реализацию достаточно широких взаимосвязей названных учебных дисциплин.

Для этого в рамках выпускных квалификационных работ студентами был разработан и изготовлен целый комплекс лабораторных установок (электроискровая, электроискровая высокочастотная и поверхностная закалка металлов ТВЧ), которые позволяют студентам изучить основные физико-химические процессы экспериментально-исследуемой проблемы. Наряду с этим формируются умения исследования физических процессов энергетического воздействия на твёрдое тело, анализа, сопоставления результатов испытаний, вырабатываются навыки обобщения материала, внедрение конкретных рекомендаций формируется техническое мышление и т. д. [11].

На выше названные учебно-лабораторные установки получены патенты на полезную модель [7;8].

В выпускной работе Чекмарёва Евгения Анатольевича «Межпредметная интеграция в образовательной области «Технология» в рамках учебного проектирования», выявлена роль межпредметной интеграции в образовательной области «Технология» в рамках учебного проектирования. Разработана технология создания и изготовления творческого проекта: «Бытовой электроактиватор воды».

Пономарёв Сергей Александрович в выпускной работе «Реализация межпредметных связей при проектировании и изготовлении складной мебели для туристических походов с учащимися в 6 классов», разработал методический материал, позволяющий показать значимость межпредметных связей на уроке технологии. В разделе «Творческий проект» автор проследил весь процесс применения межпредметных связей от идеи до разработки и анализа изделия-трансформера.

Данное исследование было апробировано в ходе педагогической деятельности в г.Урай МАБОУ Гимназия на базе школьных учебных мастерских с учащимися 5–6 классов.

Все выпускные работы студентов, соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам итоговой государственной аттестации: в каждой работе выделены структурные элементы; введение включает в себя актуальность выбора темы, цель, объект, предмет, задачи, новизну, практическую значимость исследования; заключение содержит итоги работы, выводы к которым пришёл выпускник.

Как уже говорилось выше, все выпускные работы студентов имеют практическую направленность и могут быть рекомендованы и использованы в качестве методических пособий и наглядных образцов в учебном процессе, а также для учителей технологии общеобразовательных школ.

Таким образом, развивающее и воспитывающее значение выпускных квалификационных работ связано с тем, что оно вносит большой вклад в становление таких качеств личности специалиста, как: развитие творческих способностей; развитие технического мышления; воспитание культуры умственного труда; воспитание у студентов стремления к самостоятельному приобретению знаний, а в целом — к самообразованию; решение профориентационных задач, воспитание любви к выбранной профессии.

Всё это делает выпускные квалификационные работы уникальным инструментом развития творческих способностей и имеет большое значение для формирования у студентов педвуза профессионально-технологической подготовки, необходимой в будущей деятельности учителям технологии для реализации образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе.

 

Литература:

 

  1.      Гриценко, Л. И. Теория и практика обучения: интерактивный подход [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. И. Гриценко. — М.: Изд-во Академия, 2008. — 240 с.
  2.      Дорошенко, А. Г. Основы проектирования [Текст] / А. Г. Дорошенко, В. В. Пискаленко, А. Н. Ростовцев, А. С. Тихонов. / Под ред. А. Н. Ростовцева. — Новокузнецк, 2010. — 125с.
  3.      Козуб, Л. В. Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов естественно-технологических факультетов: методические рекомендации / сост. Л. В. Козуб. — 2-е изд., испр. и доп. — Ишим: Изд-во ИГПИ, 2008. — 84с.
  4.      Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский. — 2-е изд., стер. — М.: Изд-во Академия, 2008. — 352с.
  5.      Сидоров, О. В. Методика преподавания педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы [Текст] / О. В. Сидоров // Политематический журнал научных публикаций. Дискуссия. 2014. — № 11(52) декабрь — С.159–167.
  6.      Сидоров, О. В. Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов [Текст]: учеб. пособие / О. В. Сидоров, А. С. Тихонов, под ред. А. С. Тихонова–2-е изд., испр. и доп. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2009. — 184 с.
  7.      Сидоров, О. В. Установка для исследования термической обработки металлов и сплавов токами высокой частоты [Текст] / О. В. Сидоров, А. С. Тиханов, А. Н. Ростовцев. Патент на полезную модель RUS 93538 14.12.2009.
  8.      Сидоров, О. В. Учебно-лабораторная установка для электроикровой обработки металлов в жидких средах [Текст] / О. В. Сидоров, А. С. Тиханов, А. Н. Ростовцев. Патент на полезную модель RUS 93568 11.01.2010.
  9.      Сидоров, О. В. Модель подготовки учителя технологии и её роль в формировании естественнонаучных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков [Текст] / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец. // Инновации и ивестиции. Научно-аналитический журнал. — 2015. — № 4. –С. 50–54.
  10. Сидоров, О. В. Межпредметные связи в формировании технического мышления студентов технологического образования [Текст] / О. В. Сидоров, Е. Б. Петелина, Л. В. Яковлева, А. В. Гоферберг. // Инновации и инвестиции. Научно-аналитический журнал. 2015. — № 5. — С. 178–181.
  11. Сидоров, О. В. Теоретическое обоснование обучения будущих учителей технологии электрофизическим и электрофизическим методам обработки конструкционных материалов [Текст] / О. В. Сидоров. Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика [монография]. Раздел 2. Глава 2. — Москва: Изд-во «Перо», 2015. — С.81–109.
  12. Сидоров, О. В. Познавательная и творческая активность учителя технологического образования [Текст] / О. В. Сидоров, Н. Н. Козинец, Л. В. Яковлева. Сборник статей. IХ Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование школьников и профессиональное образование в России и за рубежом». (26–29 октября 2014 г.) — Новокузнецк, Изд-во Кузбасская государственная педагогическая академия, 2015. — С. 25–31.
  13. Симоненко, В. Д. Естественнонаучные основы технологической подготовки школьников: монография [Текст] / В. Д. Симоненко, А. С. Тихонов. — Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2002. — 227 с.
  14. Соснин, Н. В. Содержание обучения в компетентностной модели ВПО (К освоению ФГОС ВПО): монография / Н. В. Соснин. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. — 242 с.
  15. Тихонов, А. С. Естественнонаучные основы технологического образования школьников. [Текст] / А. С. Тихонов, В. Д. Симоненко. Курс лекции. — Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета им. академика И. Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. — 216с.
  16. Федеральный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (уровень бакалавриата). — М.: Высшее образование. 2013. — 25с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle