Библиографическое описание:

Маняхина О. В. Мотивация творческой деятельности в педагогическом коллективе // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 733-735.



 

ХХI век — век творческих возможностей. Социально-экономические условия современного общества влияют на повышение требований к креативному развитию личности. Современные образовательные учреждения заинтересованы в выработке и внедрении в образовательный процесс различного рода инноваций, в основе которых лежит творческая деятельность. Данное обстоятельство побуждает руководителей образовательных организаций изыскивать средства и способы активизации творческой деятельности педагогического коллектива. Важнейшим инструментом в этом направлении служит мотивация коллектива.

Несмотря на значительное количество исследований различных аспектов мотивации, в большинстве образовательных организаций по прежнему практически не применяются научные подходы к мотивации работников, а управление коллективом посредством мотивации осуществляется на интуитивном подходе. В то же время субъективизм в выборе методов и средств мотивации педагогического коллектива может действовать и как демотивирующий фактор.

Увеличение результативности труда педагогических работников, инициативности и креативности при выполнении должностных обязанностей имеет первостепенное значение для всей современной системы образования. Данных целей возможно достичь только при условии создания действенной модели мотивации, посредством подбора способов целенаправленного воздействия на педагогический коллектив через понимание мотивов его деятельности. Эффективная система стимулирования подчиненных может быть создана на основе знания современных общетеоретических подходов, существующих практических способов и механизмов мотивации педагогов, а также тщательного анализа возможностей применения таковых в рамках конкретной образовательной организации. Возрастающие потребности в качественном управлении педагогическим коллективом, связанные с реформированием системы образования определили обоснованность исследования научных подходов к мотивации творческой деятельности работников сферы образования.

Рассмотрение данного вопроса начнем с этимологии слов «творчество», «творческая деятельность».

«Творчество — творенье, сотворенье, созидание как деятельное свойство. Творческий дар немногим дан. Способный — годный к чему или склонный, ловкий, скучный... способности качество по прилагательному»... [11, с. 67].

Я. А. Пономарев считает, что общим психологическим критерием творчества является смена доминирующих уровней организации психологического механизма творчества, т. е. тех уровней, которые вовлекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и др.) [7, с. 96].

По определению философского словаря «творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям» [6, с. 78].

По С. Л. Рубинштейну, творчество — это деятельность, созидающая нечто новое оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д. Творчество — деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Таким образом, творчество непосредственно связано с интеллектом и развитием интеллектуальных способностей человека. В результате творческой деятельности возникают и реализуются оригинальные замыслы, идеи, имеющие значение для потребности человека, в то же время появляются оригинальные мысли, создаются новые вещи, действия, характеризующиеся оригинальностью, новизной, цельностью [9, с.129].

Творческая деятельность продуцируется посредством мотивов внешнего и внутреннего плана. Проблема научного анализа заключается в предметном описании этих побуждений, их систематизации и возможной типологизации мотивов.

Исследователи творческой деятельности считают потребность в нем, основой креативной мотивации (Т. М. Амбэйл, Р. Крэчфилд, С. Голанн) и подчеркивают связь этой потребности с такими чертами, как стремление к порядку (Ф. Парон), потребность в достижении (Д. МакКлелланд, Дж. Аткинсон, Р. Кларк, Е. Лоувел).

Сущность самого творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций т. е. реорганизация опыта в данном случае представляет собой (понимается) не как процесс, а как продукт. Суть же творческого процесса состоит в том, что к такой реорганизации приводит.

А. И. Красило в своих исследованиях раскрывает понятие творческой деятельности через процесс, в котором совершается «встреча» потребности со своим мотивом, охватывающим всю личность, её целостным состоянием, а не частью или фрагментом структуры мотивационно-потребностной сферы. Это единство личность обретает именно в объекте, который не противопоставлен субъекту и потому имеет личностный смысл. В момент завершения реализации замысла он «находит» конкретный творческий результат в деятельности [5, с. 65].

Л. С. Выготский [2, с. 219] так же усматривал взаимосвязь между творческой деятельностью и мотивацией, которые входят, по мнению исследователя, в процесс интеллектуальной деятельности. На основе вышеприведенных исследований можно заключить, что творческая деятельность может быть целенаправленно мотивированной. Научные подходы к мотивации творческой деятельности могут быть применены в образовательном процессе с целью максимальной реализации творческого потенциала педагогического коллектива.

В целом, проявление творческого потенциала педагогического коллектива, связано с интеллектуальной деятельностью, для реализации которой необходим мотивационный фактор. Творческая деятельность является мыслительной работой индивидуума, которая направлена в первую очередь, на выработку нового нестандартного подхода к решению проблемы посредством обобщения и анализа общественного и личного опыта, позволяющую выйти за рамки своего «Я».

Мотивацию творческой деятельности педагогического коллектива можно определить и как сложный психологический механизм в сфере профессиональной педагогической деятельности, который позволяет формировать (по терминологии В. Н. Мясищева) «основные жизненные отношения» [8] у педагога к профессиональной трудовой деятельности, к взаимодействию с коллегами, к сфере познания, а так же к выработке новых подходов в процессе решения профессиональных творческих задач. Мотивация выявляет потенциальные возможности педагогического работника, полноту его личного вклада в процесс профессиональной деятельности, пассивность или активность при осуществлении профессиональной деятельности, намечает направление социально-психологических установок [10, с. 127–141], определяет раскрытие потенциала специалиста в профессиональном отношении, а так же способы и интенсивность проявления его творческой активности.

Мотивация является системообразующим признаком проявления профессиональной творческой активности.

В целом, в качестве мотивирующего фактора к творческой деятельности может выступать потребность в самопознании, самовыражении, переживании противоречивых чувств. А закрепление такого поведения у работников в педагогическом коллективе может осуществляться с учетом индивидуальных мотивационных типов того или иного работника, посредством материального поощрения, посредством административных и социально–психологических методов стимулирования.

В мотивации творческой активности работников сферы образования существенное значение имеет не только мотив «достижения», но и мотив «созидания», стремление работника быть значимым и полезным в глазах руководства и коллектива в целом.

Исходя из отдельных положений, приведенных в исследованиях Т. С. Кабаченко можно определить, что в мотивации творческой деятельности представлены как внешние мотивы: широкие социальные (получить признание, добиться успеха) и узкие социальные (быть замеченным в коллективе, принести успех организации и получить признание, продвинуться по служебной лестнице); материальные (стремление к гонорарам и наградам), так и внутренние: (желание транслировать и утверждать общечеловеческие ценности и стремление к реализации собственных творческих замыслов и ценности совершенствования окружающего мира) [3, с. 15–17]. Главным побудительным мотивом творчества является стремление педагогического работника реализовать себя при этом важен и такой аспект как соревнование между членами коллектива.

Способами мотивации творческой деятельности работников в педагогическом коллективе, наиболее актуальными в современной системе образования можно назвать следующие:

                    возможность удовлетворить потребность быть признанным в педагогической среде посредством повышения качества навыков, знаний и умений у обучающихся (для чего педагогу целесообразно дать возможность выработать индивидуальный подход к обучению, поощрять внедрение новых методик, облегчающих процесс усвоения знаний);

                    мотивационная система оплаты труда педагогических работников должна строится в соответствие с индивидуальным вкладом каждого педагога в профессиональную сферу, необходимо уйти от уравнительной системы оплаты труда;

                    творческий успех каждого педагогического работника целесообразно выделять в педагогической среде через присвоение званий, организацию мероприятий в профессиональной сфере, на которых такому педагогу будет отведено почетное место, предоставлена возможность передать опыт.

Таким образом, одним из важнейших направлений мотивации творческой деятельности педагогического коллектива выступает целенаправленное воздействие со стороны управляющих структур образовательного учреждения на потребности работников в самопознании, самовыражении, соревновании с коллегами посредством исследования индивидуальных мотивационных типов. Основополагающими мотивами творческой деятельности педагогического коллектива является совокупность внутренних и внешних мотивов «достижения», «созидания», «повышения своей значимости» «материальное благосостояние», «реализация творческих замыслов и общечеловеческих ценностей».

 

Литература:

 

  1.                Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. — М.: Юристь, 2012
  2.                Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005.
  3.                Кабаченко Т. С. Психология управления / Т.МС. Кабаченко. — М.: Пед. общество России, 2012
  4.                Карташова, Л. В. Стратегия управления человеческими ресурсами и оценка его эффективности. / Л. В. Карташова. — М.: Информ-Знание, 2010
  5.                Красило, Т. А. Взаимосвязь уровня креативности человека и его отношения к продуктам творческой деятельности / Т. А. Красило // Психологическая наука и образование, — 2005. — № 3.
  6.                Новейший философский словарь: — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2011.
  7.                Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. — М.: Моск. психол. социал. инт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.
  8.                Психологические условия развития проорганизационного поведения работников / Под ред. А. В. Кошарного, Е. А. Гуськова, В. Н. Мясищева. — Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010
  9.                Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2006
  10.            Чугунова Э. С. Социально-психологические характеристики творческой активности инженеров НИИ и КБ / Э. С. Чугунова // Научный сотрудник и научный коллектив как объекты социологического исследования. М., 1982. С. 127–141
  11.            Хорошилова, Е. П. Творческая деятельность как социально-психологический феномен: общая понятийная характеристика / Е. П. Хорошилова // Личность XXI века: теория и практика. — Под ред. Ю. П. Ветрова. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle