Библиографическое описание:

Бердибеков П. К., Фазилова Д. Х., Юнусова Ч. Проектная деятельность в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 691-693.



 

В статье раскрывается сущность метода проектов как средства, активизирующего познавательную активность детей.

Ключевые слова: проект, метод проектирования, проблемная ситуация, презентация.

 

In article the essence of a method of projects as the means which is making active informative activity of children reveals.

Keywords: project, design method, problem situation, presentation.

 

В настоящее время в Республике Узбекистан воспитание молодого поколения поднялось на уровень государственной политики. На этом уровне осуществляется ряд государственных реформ. Например, 2014 год объявлен в нашей стране Годом здорового ребенка. По этому поводу Президент И. А. Каримов в своем докладе высказался так: — «Думаю, будет уместным коротко остановиться на принятой в связи с этим общенациональной программе, направленной на достижение такой благородной цели, как воспитание здорового поколения, и имеющей для всех нас, всего нашего народа глубокий практический смысл и значение». 1

Необходимо отметить, что в рамках выполнения государственной программы были разработаны проекты 3 законов, нацеленные на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы воспитания физически здорового и гармонично развитого поколения.

Наряду с этим было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе по дальнейшему укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матерей, детей и подростков в Узбекистане на период 2014–2018 годы”, реализация которого будет служить формированию наших детей физически здоровыми и духовно зрелыми личностями, поднимет на новый, еще более высокий уровень государственную молодежную политику в целом.

По этому поводу существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Строить воспитательно-образовательный процесс предлагается на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр.

Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольном учреждении. Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается.

Это не просто дань моде, а новый, емкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому. 2

Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединять различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, служит развитию креативного мышления. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную (научную) картину мира и служит средством реализации здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими. Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает: — обеспечение психологического благополучия и здоровья; — развитие познавательных способностей; — творческого воображения и мышления; — коммуникативных навыков. Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т. В. Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов:

  1.                Исследовательско-познавательные — совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;
  2.                Игровые — использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;
  3.                Информационно практико-ориентированные сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и др);
  4.                Творческие — оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда;
  5.                Досуговые — спортивные и развлекательные мероприятия;
  6.                Комплексные — смешанные типы по предметно-содержательному наполнению. 3

В настоящее время проекты в ДОУ различаются по составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные, по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. В основе проекта лежит проблема, цель, вопрос, которые разрешаются (достигаются) в процессе решения поставленных задач. Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. Метод проектов включает в себя несколько этапов, на которых реализуется проектная деятельность в детском саду:

  1.                Погружение в проект. Создание проблемной ситуации — первый этап работы над проектом. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна, прежде всего, для ребенка.
  2.                Организация деятельности. Планирование — важнейший этап работы над проектом. Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.
  3.                Осуществление деятельности. Воспитатели подключают к реализации проекта родителей детей, специалистов ДОУ. В результате работы появляется некий продукт: поделки, картины, спектакли, концерты, книжки–самоделки и пр.
  4.                Презентация результатов. Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Финальное мероприятие проводится в неформальной обстановке: чаепитие, круглый стол и др 4.

Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия. Очень важно обсудить с детьми, как они достигли поставленных целей. Не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях, он ожидает похвалы. Продолжительность каждого этапа зависит от темы и регламентируется интересами детей. Каждый проект должен быть доведен до логического успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная деятельность позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.

 

Литература:

 

  1.                Доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 22-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, год 2014, 5 декабря
  2.                Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
  3.                3.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. -112 с.
  4.                Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2012.-144 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle