Проектный метод в дошкольном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Воронина Е. В. Проектный метод в дошкольном образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3188/ (дата обращения: 15.10.2018).

На сегодняшний день система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие интегративных качеств личности ребёнка. Поэтому обязательным условием успешной работы воспитателя становится использование современных образовательных технологий, таких, как метод проектов.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, при этом он находится в активной позиции. Метод проектов направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Внешний его результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным для ребёнка и соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако, проектный метод обучения является для работников дошкольного образования инновационным.

Можно составить примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

  1. Постановка цели проекта на основе мониторинга развития умений и навыков по образовательным областям или на основе мониторинга уровня развития интегративных качеств личности воспитанников. Необходимо также учитывать интересы и потребности детей.

  2. Разработка плана достижения цели.

  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта, если это необходимо. Обсуждение проекта с родителями и привлечение их к реализации проекта.

  4. Сбор, накопление материала.

  5. Проведение занятий, игр, наблюдений, экскурсий и других видов детской деятельности, то есть мероприятий основной части проекта.

  6. Самостоятельная творческая работа детей (или детей совместно с родителями) - изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.

  7. Итоговое мероприятие проекта – его продукт. Это может быть праздник, открытое занятие, выставка, викторина, спектакль и т. д..

  8. Анализ результатов проектной деятельности, составление плана дальнейшей работы.

  9. Презентация проекта на семинаре, педсовете.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;

  • по целевой установке;

  • по тематике;

  • по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

  2. Ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).

  3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

  4. Творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочные (например, на весь учебный год).

В качестве примера приведём паспорт проекта, реализованного в рамках нашего дошкольного учреждения (ГБДОУ центр развития ребёнка – детский сад №114 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга) в апреле 2012 года.

Паспорт проекта.

Тема: Театральная деятельность

Название: Театр в нашей жизни

Вид проекта: Творческий, краткосрочный

Проблема: Недостаточное внимание родителей и воспитателей к театральной деятельности. А ведь именно театральная деятельность позволяет развить фантазию, память, воображение и речь детей, учит сопереживать происходящему, раскрепощает ребёнка, повышает его уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и помогает снять накопившееся напряжение. Кроме того, развивается пластика, улучшается дикция и артикуляция, формируется эстетический вкус.

Цель: Раскрытие творческого потенциала детей.

Задачи:

  1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.

  2. Познакомить детей и родителей с разными видами театра.

  3. Познакомить родителей с детскими театрами нашего города.

  4. Познакомить детей с «театральными терминами».

  5. Способствовать развитию воображения детей.

  6. Развитие речи детей.

  7. Формирование знаний об эмоциях и умения их выражать.

  8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства: мимика, сценическое движение, правильная речь.

Мероприятия:

  1. Анкетирование родителей «Театр и мы».

  2. Создание презентации для родителей «Детские театры нашего города».

  3. Изготовление папок-передвижек «Домашний театр», «Виды кукольных театров».

  4. Использование в работе различных видов театра (кукольный, пальчиковый, театр-конструктор, театр с «окошечками»).

  5. Создание книжки-малышки « Сны моей игрушки».

  6. Занятие: «Театральные термины».

  7. Использование игр на развитие знаний об эмоциях и умение их выражать.

  8. Использование игр на развитие речи и воображения детей.

  9. Создание альбома иллюстраций к любимым сказкам и спектаклям.

  10. Репетиции и показ в музыкальном зале мини-спектакля «Тошка» детям других групп.

Анализ результатов:

Главный результат – показ мини-спектакля «Тошка» в музыкальном зале для детей других групп. К спектаклю были созданы: афиша, программка, билеты. Дети с удовольствием занимались подготовкой спектакля, учили роли, изображали животных, знакомились с театральным «закулисьем».

Реализованный проект способствовал развитию фантазии, воображения и речи детей, а также таких интегративных качеств личности как эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ещё один результат – создание материалов для родителей по теме «Театральная деятельность» - это папки-передвижки «Домашний театр» и «Виды кукольных театров», а также презентация «Детские театры нашего города». Создание этих материалов позволило повысить компетентность родителей в данном вопросе. После реализации проекта количество детей, посещающих театр, увеличилось. Через некоторое время в группе была проведена выставка совместного творчества родителей с детьми «Мой любимый спектакль», в которой приняло участие достаточно большое количество семей.

Также, за время проекта, была создана книжка-малышка «Сны моей игрушки» и альбом с иллюстрациями к любимым сказкам и спектаклям. Многие дети активно принимали участие в их создании.

В дальнейшем мы будем продолжать работу в этом направлении. Планируется создание в группе материалов для различных видов театральной деятельности (теневой театр, театр на ложках и другие).

Форма презентации: электронная презентация и папка с материалами.


Литература:

    1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду: развивающие упражнения, тренинги, сценарии. – М.: АРКТИ, 2010. – 144 с.

    2. Виноградова И. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.

    3. Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Играй! Слушай! Познавай! – СПб.: Речь, 2010. – 95 с.

    4. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост. Т. В. Меркулова и др. – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.

    5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – М.: АРКТИ, 2012. – 95 с.

    6. Сорокина Н. С. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2007. – 288 с.



Основные термины (генерируются автоматически): театральная деятельность, ребенок, метод проектов, театр, анализ результатов, моя игрушка, дошкольное образование, детский дизайн, Домашний театр, использование игр.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Театрализованная деятельность включает в себя разные виды театрализованных игр.

К режиссерским играм относятся театр на фланелеграфе, театр теней, настольный театр. Здесь дети играют с помощью кукол и других игрушек, просто озвучивая их.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития...

Анализ литературы позволил выделить особенности восприятия театрализованного действия детьми дошкольного возраста, открытый

Театрализованная деятельность как метод коррекции... Театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность. Обсуждение.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Исследователи подчеркивали важность развития театра в дошкольном учреждении, так как именно с его помощью у ребенка может

К вопросу использования театрализованной деятельности в развитии творческих способностей обратились педагоги МАДОУ «Детский сад...

Использование различных видов театров в работе с детьми...

ребенок, игра, кукла, вид театра, театрально-игровая деятельность, слуховое внимание, настольный театр, младшая группа, игровая деятельность, фонематическое восприятие.

Организация театрализованной деятельности в детском саду...

ребенок, театральный кружок, театрализованная деятельность, творческая инициатива, сторона взрослых, воспитание детей, театральная деятельность, старший дошкольный возраст, детский сад, игра.

Методические рекомендации по развитию творческих...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр. Театрализованная деятельность как средство развития...

Развитие творческих способностей через театрализованную...

В нем есть небольшая переносная ширма, разные виды театров (пальчиковый, перчаточный, варежковый, би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр игрушек), различные игры по сказкам

Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того, чтобы это восприятие было полным...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Театрализованная деятельность включает в себя разные виды театрализованных игр.

К режиссерским играм относятся театр на фланелеграфе, театр теней, настольный театр. Здесь дети играют с помощью кукол и других игрушек, просто озвучивая их.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития...

Анализ литературы позволил выделить особенности восприятия театрализованного действия детьми дошкольного возраста, открытый

Театрализованная деятельность как метод коррекции... Театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность. Обсуждение.

Театрализованная деятельность как средство развития...

Исследователи подчеркивали важность развития театра в дошкольном учреждении, так как именно с его помощью у ребенка может

К вопросу использования театрализованной деятельности в развитии творческих способностей обратились педагоги МАДОУ «Детский сад...

Использование различных видов театров в работе с детьми...

ребенок, игра, кукла, вид театра, театрально-игровая деятельность, слуховое внимание, настольный театр, младшая группа, игровая деятельность, фонематическое восприятие.

Организация театрализованной деятельности в детском саду...

ребенок, театральный кружок, театрализованная деятельность, творческая инициатива, сторона взрослых, воспитание детей, театральная деятельность, старший дошкольный возраст, детский сад, игра.

Методические рекомендации по развитию творческих...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр. Театрализованная деятельность как средство развития...

Развитие творческих способностей через театрализованную...

В нем есть небольшая переносная ширма, разные виды театров (пальчиковый, перчаточный, варежковый, би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр игрушек), различные игры по сказкам

Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того, чтобы это восприятие было полным...

Задать вопрос