Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 24.12.2015

Статья просмотрена: 6436 раз

Библиографическое описание:

Анахина, Т. А. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности / Т. А. Анахина, С. Н. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 678-681. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24740/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Формирование культуры поведения дошкольников в рамках ФГОС реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и в настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Дошкольный возраст является временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Практика показывает, что современное подрастающее поколение зачастую ставит превыше всего свои материальные ценности и свое собственное эгоцентричное «я». Работая с детьми в детском саду, уделяется большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде также оцениваются возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек. Насыщенная жизнь воспитанников различными проблемными ситуациями позволяет детям хорошо усваивать правила этикета.

Существует много определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Много лет люди создавали правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувства меры и красоты в манерах поведения, в одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола — словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200–300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.

Выдающихся мыслители и педагоги прошлого рассматривают вопрос воспитания культуры поведения, как неотъемлемую часть нравственного воспитания ребенка в целом. Интересно, что когда-то в Древней Греции проводились состязания в мудрости. И, в конце концов, было выбрано семь самых мудрейших правил с принципами. Вот некоторые из них:

  1. Мера — лучше всего.
  2. Что возмущает тебя в ближнем — не делай сам.
  3. Познай самого себя (контролируй себя, не зазнавайся, не будь наглым).

Но, пожалуй, самым главным было знаменитое «золотое правило нравственности»: «Не делай другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе».

Петр I писал, что воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость. Быть воспитанным — значит быть вежливым, чутким, добрым, тактичным, доброжелательным и отзывчивым к людям.

Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Из этого следует вывод: формирование культуры поведения дошкольников в процессе организации работы по ознакомлению их с этикетом обязательно должно строиться на основе формирования нравственных качеств и моральных чувств воспитанников.

В соответствии с ФГОС «Решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

Обеспечение положительной динамики формирования основ культуры поведения дошкольников через повседневную деятельность стало основной целью обучения детей данному разделу.

В работе с детьми были поставлены следующие задачи:

  1.      Освоение детьми нравственных представлений (нормы и правила поведения в обществе, ценные моральные качества человека, явления общественной жизни, труд людей);
  2.      Воспитание культуры общения (соблюдение этических норм речевого этикета, использование в речи соответственных этикетных формул);

          воспитание нравственных качеств (развитие чувства уважения к старшим доброжелательности, волевых качеств, сдержанности, правдивости, честности,скромности);

          формирование культуры речи (четко и ясно произносить слова, понятно для окружающих излагать свои мысли; не перебивать, внимательно слушать говорящих, говорить спокойно, без крика, с интонацией; вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой);

          воспитание устойчивых доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе (развитие общительности, воспитание гуманного отношения к сверстникам, чувства сотрудничества и умения коллективно планировать деятельность);

          формирование обобщенных понятий о хорошем поведении.

  1.      Воспитание культуры деятельности (формирование бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, учебным пособиям, природе и т. д.)
  2.      Воспитание организованного поведения (формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели).
  3.      Воспитание самостоятельности дошкольников (развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, произвольного, волевого поведения детей в различных видах деятельности).
  4.      Воспитание потребности в соблюдении правил личной гигиены.

Для достижения цели отобраны ряд методов и форм работы с детьми.

Прежде всего, особое внимание уделено созданию пространственно-предметной развивающей среды. Укреплена материальная база: красиво и эстетично оформлена групповая комната, приобретены пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, которые отражают специфику современности. Оформлен уголок «Азбука этикета», в который поместили дидактические игры по типу «так можно поступать, а так — нельзя», сюжетные картинки «Хорошо — плохо». Разработаны схемы сервировки стола, сворачивания салфеток, последовательности одевания, выполнения трудовых операций; оформлен альбом с образцами букетов и икебан для украшения стола. В детский игровой уголок «Кухня» помещены различные скатерти, наборы бумажных и льняных салфеток, столовая и чайная посуда. В книжном уголке оформлена Полочка умных книг, на которую периодически выставляются произведения, иллюстрирующие нашу окружающую жизнь. Также сделана подборка демонстрационного иллюстративного материала по русским народным пословицам и их толкованию.

В работе с детьми использовались способы педагогического воздействия, которые широко применялись не только на занятиях, но и в повседневной жизни:

  1.      Приучение. Предлагался детям определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре с взрослыми или ровесниками. Не только показывалась, но и контролировалась точность выполнения того или иного правила.
  2.      Упражнение. Многократно предлагалось детям повторять то или иное действие. Например, правильно взять нож или вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Нужно добиться от ребенка осознания необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
  3.      Воспитывающие ситуации. Специально создавались такие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, во время еды пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
  4.      Пример для подражания. Взрослый является для ребенка своеобразным образцом, поведение которого малыш хочет копировать и быть во всем на него похожим. Таким примером могут быть воспитатели, родители, литературные герои.
  5.      Словесные методы:

5.1. Рассказ. Рассказывались детям реальные, или зачастую, сказочные истории, иллюстрирующие те или иные правила поведения по типу «как надо поступать, а как — не надо поступать». Такие истории создают эмоциональное восприятие поведенческих правил.

5.2. Разъяснение. Не только рассказывалось и показывалось детям, как и почему следует поступить в той или иной ситуации, но и разъяснялся смысл поступка с позиции «потому что…». Например, место в автобусе пожилому человеку нужно уступить, потому что он может быть болен, и ему трудно стоять, или он устал, а ехать далеко, а ты еще молод, у тебя достаточно сил…

5.3. Беседа. Беседы помогают выявить уровень знаний и понимания детьми норм и правил поведения.

  1.                Поощрение. Использование различных форм поощрения активизирует дошкольника к обучению и дальнейшему усвоению норм и правил поведения.

Большое внимание в работе с дошкольниками уделялось воспитанию культуры общения: главное — воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателю, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим, желания подчиняться установленным нормам поведения, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим.

Основным и действенным методом по формированию навыков культурного поведения дошкольников является проведение занятий по этикету.

Содержание занятий позволяет развивать коммуникативные способности дошкольников, способствует формированию умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

Эффективный способ воспитания привычки культурного поведения — это «Советы наоборот». Детям рассказывается о том, как якобы «надо» себя вести с точки зрения таких советов наоборот (не чистить зубы по утрам, не причесываться, перебивать собеседника во время разговора и т. д.), и предлагается ребятам доказать мне вредность таких советов. Очень полюбили ребята и «Вредные советы» Г.Остера в стихах.

Возвращаясь к основным приоритетам в организации работы по теме опыта, следует отметить организацию работы с родителями:

          Организовывались «Дни открытых дверей»,

          Нравилась родителям рубрика «Наши добрые дела», в которой прописывались конкретные поступки конкретного ребенка.

          Постоянно оформлены стенды, разделы которых раскрывали вопросы воспитания культуры поведения — ее значимость, сущность, необходимость, предпосылки, а также реальные возможности детей.

          Эффективным средством работы с семьей являлись родительские собрания.

Таким образом, систематическая, целенаправленная, последовательная работа по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста в повседневной деятельности способствует формированию доброжелательных мотивов поведения дошкольников и духовного мира ребенка в целом.

 

Литература:

 

  1.                Асмолова, А.Г., Атемаскина, Ю.В., Бурим, Н. В. Инструктивно-методическоеписьмо«Организацияобразовательногопроцессав рамкахвведения ФГОС ДО» г. Белгород 2014г;
  2.                Богданова, О.С., Этические беседы с подростками/ О.С., Богданова, М.Б., Рубцова.- М., 1987.- 48с;
  3.                Богуславская, Н. Е. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.Е., Богуславская, Н. А. Купина.- Екатеринбург, 2000.- 201с;
  4.                Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ А.М., Виноградова.- М.: Просвещение, 1989.- 96 с;
  5.                Каирова, И.А., Азбука нравственного воспитания/ И. А. Каирова., О. С. Богданова.- М., 2001.- 98с;
  6.                Котова, Е. В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей/ Е.В., Котова.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2007.- 80с;
  7.                Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников/ Л. Ф. Островская.- М.: Просвещение, 1987.- 70с;
  8.                Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/ С. В. Петерина. — М.: Просвещение, 1986. — 96с.
Основные термины (генерируются автоматически): правило поведения, ребенок, воспитание культуры общения, воспитание культуры поведения, детский сад, дошкольный возраст, культура поведения, повседневная деятельность, повседневная жизнь, хорошее поведение.


Похожие статьи

Воспитание культуры поведения дошкольников

При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной.

Предпосылки и этапы формирования культуры поведения...

В структуру культуры поведения ребенка входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности.

Педагогические условия формирования культуры поведения...

Ключевые слова: культура поведения, культура общения, культура деятельности, педагогические условия.

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки.

Педагогические условия воспитания культуры поведения...

Воспитание этических норм поведения у ребенка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость.

Цель исследованиясостояла в поиске педагогических условий воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего...

На современном этапе развития общества становится все более очевидной проблема воспитания культуры поведения подрастающего поколения в свете все большего отхода общества от культурно-нравственных норм жизнедеятельности в пользу материальных...

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание...

Воспитание культуры поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям [4]. Заложенные в дошкольном возрасте основы культуры поведения проявится позднее в формировании будущей личности...

Развитие навыков культуры общения и поведения через...

Воспитание культуры поведения у детей школьного возраста. С. В. Петерина.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитанник, культура поведения, работа, общение, норма поведения, навык общения, культурное поведение, культура общения...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей...

ребенок, навык, детский сад, режим дня, личная гигиена, гигиеническое воспитание, выполнение правил, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, повседневная жизнь.

Использование игры в процессе формирования культуры...

Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни.

Викторина «Правила культуры поведения» и т. д.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

Воспитание культуры поведения дошкольников

При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной.

Предпосылки и этапы формирования культуры поведения...

В структуру культуры поведения ребенка входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности.

Педагогические условия формирования культуры поведения...

Ключевые слова: культура поведения, культура общения, культура деятельности, педагогические условия.

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки.

Педагогические условия воспитания культуры поведения...

Воспитание этических норм поведения у ребенка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость.

Цель исследованиясостояла в поиске педагогических условий воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего...

На современном этапе развития общества становится все более очевидной проблема воспитания культуры поведения подрастающего поколения в свете все большего отхода общества от культурно-нравственных норм жизнедеятельности в пользу материальных...

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание...

Воспитание культуры поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям [4]. Заложенные в дошкольном возрасте основы культуры поведения проявится позднее в формировании будущей личности...

Развитие навыков культуры общения и поведения через...

Воспитание культуры поведения у детей школьного возраста. С. В. Петерина.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитанник, культура поведения, работа, общение, норма поведения, навык общения, культурное поведение, культура общения...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей...

ребенок, навык, детский сад, режим дня, личная гигиена, гигиеническое воспитание, выполнение правил, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, повседневная жизнь.

Использование игры в процессе формирования культуры...

Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни.

Викторина «Правила культуры поведения» и т. д.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

Похожие статьи

Воспитание культуры поведения дошкольников

При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной.

Предпосылки и этапы формирования культуры поведения...

В структуру культуры поведения ребенка входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности.

Педагогические условия формирования культуры поведения...

Ключевые слова: культура поведения, культура общения, культура деятельности, педагогические условия.

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки.

Педагогические условия воспитания культуры поведения...

Воспитание этических норм поведения у ребенка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость.

Цель исследованиясостояла в поиске педагогических условий воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего...

На современном этапе развития общества становится все более очевидной проблема воспитания культуры поведения подрастающего поколения в свете все большего отхода общества от культурно-нравственных норм жизнедеятельности в пользу материальных...

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание...

Воспитание культуры поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям [4]. Заложенные в дошкольном возрасте основы культуры поведения проявится позднее в формировании будущей личности...

Развитие навыков культуры общения и поведения через...

Воспитание культуры поведения у детей школьного возраста. С. В. Петерина.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитанник, культура поведения, работа, общение, норма поведения, навык общения, культурное поведение, культура общения...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей...

ребенок, навык, детский сад, режим дня, личная гигиена, гигиеническое воспитание, выполнение правил, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, повседневная жизнь.

Использование игры в процессе формирования культуры...

Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни.

Викторина «Правила культуры поведения» и т. д.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

Воспитание культуры поведения дошкольников

При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной.

Предпосылки и этапы формирования культуры поведения...

В структуру культуры поведения ребенка входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности.

Педагогические условия формирования культуры поведения...

Ключевые слова: культура поведения, культура общения, культура деятельности, педагогические условия.

Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки.

Педагогические условия воспитания культуры поведения...

Воспитание этических норм поведения у ребенка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость.

Цель исследованиясостояла в поиске педагогических условий воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего...

На современном этапе развития общества становится все более очевидной проблема воспитания культуры поведения подрастающего поколения в свете все большего отхода общества от культурно-нравственных норм жизнедеятельности в пользу материальных...

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание...

Воспитание культуры поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям [4]. Заложенные в дошкольном возрасте основы культуры поведения проявится позднее в формировании будущей личности...

Развитие навыков культуры общения и поведения через...

Воспитание культуры поведения у детей школьного возраста. С. В. Петерина.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитанник, культура поведения, работа, общение, норма поведения, навык общения, культурное поведение, культура общения...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей...

ребенок, навык, детский сад, режим дня, личная гигиена, гигиеническое воспитание, выполнение правил, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, повседневная жизнь.

Использование игры в процессе формирования культуры...

Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни.

Викторина «Правила культуры поведения» и т. д.

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях.

Задать вопрос