Библиографическое описание:

Анахина Т. А., Васильева С. Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 678-681.



 

Формирование культуры поведения дошкольников в рамках ФГОС реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и в настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Дошкольный возраст является временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Практика показывает, что современное подрастающее поколение зачастую ставит превыше всего свои материальные ценности и свое собственное эгоцентричное «я». Работая с детьми в детском саду, уделяется большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде также оцениваются возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек. Насыщенная жизнь воспитанников различными проблемными ситуациями позволяет детям хорошо усваивать правила этикета.

Существует много определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: культура поведения — соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Много лет люди создавали правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувства меры и красоты в манерах поведения, в одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола — словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200–300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.

Выдающихся мыслители и педагоги прошлого рассматривают вопрос воспитания культуры поведения, как неотъемлемую часть нравственного воспитания ребенка в целом. Интересно, что когда-то в Древней Греции проводились состязания в мудрости. И, в конце концов, было выбрано семь самых мудрейших правил с принципами. Вот некоторые из них:

  1. Мера — лучше всего.
  2. Что возмущает тебя в ближнем — не делай сам.
  3. Познай самого себя (контролируй себя, не зазнавайся, не будь наглым).

Но, пожалуй, самым главным было знаменитое «золотое правило нравственности»: «Не делай другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе».

Петр I писал, что воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение и учтивость. Быть воспитанным — значит быть вежливым, чутким, добрым, тактичным, доброжелательным и отзывчивым к людям.

Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Из этого следует вывод: формирование культуры поведения дошкольников в процессе организации работы по ознакомлению их с этикетом обязательно должно строиться на основе формирования нравственных качеств и моральных чувств воспитанников.

В соответствии с ФГОС «Решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

Обеспечение положительной динамики формирования основ культуры поведения дошкольников через повседневную деятельность стало основной целью обучения детей данному разделу.

В работе с детьми были поставлены следующие задачи:

  1.      Освоение детьми нравственных представлений (нормы и правила поведения в обществе, ценные моральные качества человека, явления общественной жизни, труд людей);
  2.      Воспитание культуры общения (соблюдение этических норм речевого этикета, использование в речи соответственных этикетных формул);

          воспитание нравственных качеств (развитие чувства уважения к старшим доброжелательности, волевых качеств, сдержанности, правдивости, честности,скромности);

          формирование культуры речи (четко и ясно произносить слова, понятно для окружающих излагать свои мысли; не перебивать, внимательно слушать говорящих, говорить спокойно, без крика, с интонацией; вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой);

          воспитание устойчивых доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе (развитие общительности, воспитание гуманного отношения к сверстникам, чувства сотрудничества и умения коллективно планировать деятельность);

          формирование обобщенных понятий о хорошем поведении.

  1.      Воспитание культуры деятельности (формирование бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, учебным пособиям, природе и т. д.)
  2.      Воспитание организованного поведения (формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели).
  3.      Воспитание самостоятельности дошкольников (развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, произвольного, волевого поведения детей в различных видах деятельности).
  4.      Воспитание потребности в соблюдении правил личной гигиены.

Для достижения цели отобраны ряд методов и форм работы с детьми.

Прежде всего, особое внимание уделено созданию пространственно-предметной развивающей среды. Укреплена материальная база: красиво и эстетично оформлена групповая комната, приобретены пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, которые отражают специфику современности. Оформлен уголок «Азбука этикета», в который поместили дидактические игры по типу «так можно поступать, а так — нельзя», сюжетные картинки «Хорошо — плохо». Разработаны схемы сервировки стола, сворачивания салфеток, последовательности одевания, выполнения трудовых операций; оформлен альбом с образцами букетов и икебан для украшения стола. В детский игровой уголок «Кухня» помещены различные скатерти, наборы бумажных и льняных салфеток, столовая и чайная посуда. В книжном уголке оформлена Полочка умных книг, на которую периодически выставляются произведения, иллюстрирующие нашу окружающую жизнь. Также сделана подборка демонстрационного иллюстративного материала по русским народным пословицам и их толкованию.

В работе с детьми использовались способы педагогического воздействия, которые широко применялись не только на занятиях, но и в повседневной жизни:

  1.      Приучение. Предлагался детям определенный образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре с взрослыми или ровесниками. Не только показывалась, но и контролировалась точность выполнения того или иного правила.
  2.      Упражнение. Многократно предлагалось детям повторять то или иное действие. Например, правильно взять нож или вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Нужно добиться от ребенка осознания необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
  3.      Воспитывающие ситуации. Специально создавались такие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, во время еды пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
  4.      Пример для подражания. Взрослый является для ребенка своеобразным образцом, поведение которого малыш хочет копировать и быть во всем на него похожим. Таким примером могут быть воспитатели, родители, литературные герои.
  5.      Словесные методы:

5.1. Рассказ. Рассказывались детям реальные, или зачастую, сказочные истории, иллюстрирующие те или иные правила поведения по типу «как надо поступать, а как — не надо поступать». Такие истории создают эмоциональное восприятие поведенческих правил.

5.2. Разъяснение. Не только рассказывалось и показывалось детям, как и почему следует поступить в той или иной ситуации, но и разъяснялся смысл поступка с позиции «потому что…». Например, место в автобусе пожилому человеку нужно уступить, потому что он может быть болен, и ему трудно стоять, или он устал, а ехать далеко, а ты еще молод, у тебя достаточно сил…

5.3. Беседа. Беседы помогают выявить уровень знаний и понимания детьми норм и правил поведения.

  1.                Поощрение. Использование различных форм поощрения активизирует дошкольника к обучению и дальнейшему усвоению норм и правил поведения.

Большое внимание в работе с дошкольниками уделялось воспитанию культуры общения: главное — воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателю, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим, желания подчиняться установленным нормам поведения, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желания быть полезным окружающим.

Основным и действенным методом по формированию навыков культурного поведения дошкольников является проведение занятий по этикету.

Содержание занятий позволяет развивать коммуникативные способности дошкольников, способствует формированию умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности.

Эффективный способ воспитания привычки культурного поведения — это «Советы наоборот». Детям рассказывается о том, как якобы «надо» себя вести с точки зрения таких советов наоборот (не чистить зубы по утрам, не причесываться, перебивать собеседника во время разговора и т. д.), и предлагается ребятам доказать мне вредность таких советов. Очень полюбили ребята и «Вредные советы» Г.Остера в стихах.

Возвращаясь к основным приоритетам в организации работы по теме опыта, следует отметить организацию работы с родителями:

          Организовывались «Дни открытых дверей»,

          Нравилась родителям рубрика «Наши добрые дела», в которой прописывались конкретные поступки конкретного ребенка.

          Постоянно оформлены стенды, разделы которых раскрывали вопросы воспитания культуры поведения — ее значимость, сущность, необходимость, предпосылки, а также реальные возможности детей.

          Эффективным средством работы с семьей являлись родительские собрания.

Таким образом, систематическая, целенаправленная, последовательная работа по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста в повседневной деятельности способствует формированию доброжелательных мотивов поведения дошкольников и духовного мира ребенка в целом.

 

Литература:

 

  1.                Асмолова, А.Г., Атемаскина, Ю.В., Бурим, Н. В. Инструктивно-методическоеписьмо«Организацияобразовательногопроцессав рамкахвведения ФГОС ДО» г. Белгород 2014г;
  2.                Богданова, О.С., Этические беседы с подростками/ О.С., Богданова, М.Б., Рубцова.- М., 1987.- 48с;
  3.                Богуславская, Н. Е. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.Е., Богуславская, Н. А. Купина.- Екатеринбург, 2000.- 201с;
  4.                Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ А.М., Виноградова.- М.: Просвещение, 1989.- 96 с;
  5.                Каирова, И.А., Азбука нравственного воспитания/ И. А. Каирова., О. С. Богданова.- М., 2001.- 98с;
  6.                Котова, Е. В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей/ Е.В., Котова.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2007.- 80с;
  7.                Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников/ Л. Ф. Островская.- М.: Просвещение, 1987.- 70с;
  8.                Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/ С. В. Петерина. — М.: Просвещение, 1986. — 96с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle