Библиографическое описание:

Тарасова В. Ф., Ракова И. М. Региональные аспекты налогообложения имущества хозяйствующих субъектов на примере Белгородской области // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 504-508.



 

Статья посвящена исследованию вопросов налогообложения имущества. Раскрыта роль субъектов Российской Федерации в установлении элементов региональных налогов на примере законодательства Белгородской области. Проведен анализ влияния налогов на формирование доходной части региональных бюджетов.

Ключевые слова: налоги, налогообложение имущества, налоговая политика, транспортный налог, налог на имущество.

 

В условиях инновационного развития экономики налогообложение имущества организаций приобретает все большее значение как инструмент регулирования развития экономики на территориях Российской Федерации. В соответствии с положениями п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в рамках установленных федеральным законом. С ноября 2013 г. законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться не только налоговые льготы, основания и порядок их применения, но и особенности определения налоговой базы по региональным налогам, в т. ч. по налогу на имущество организаций (за исключением недвижимости иностранных организаций). Разрабатывается перечень объектов, облагаемая база которых определяется как их кадастровая стоимость [1].

В соответствии со ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. Поскольку развитие игорного бизнеса сосредоточено в основном в игорных зонах России, то налог на игорный бизнес существенно не влияет на развитие субъектов Российской Федерации ни посредством налогового регулирования экономики ни формирования доходной части региональных бюджетов. Авторы считают целесообразным рассмотреть региональные особенности налогообложения налога на имущество организаций и транспортного налога.

На территории Белгородской области действует региональный закон «О налоге на имущество организаций» от 27.11.2003 г. № 104 в редакции 30.10.2014 г. В статье 2 данного закона устанавливается ставка налога на имущество организаций в размере 2,2 процента. Однако закон предусматривает и иные ставки в отношении отдельных объектов имущества. При этом критерием выступают два фактора: вид использования имущества или источник финансирования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков [2].

Ставка налога на имущество организаций устанавливается в размере 0 процентов, например, для следующих экономических субъектов:

          органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

          профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований;

          религиозных объединений — в отношении имущества, не используемого для осуществления религиозной деятельности;

          объектов, признаваемых памятниками истории и культуры регионального и местного значения;

          организаций — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств областного бюджета и (или) местных бюджетов;

          организаций, не являющихся государственными или муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, — в отношении объектов недвижимого имущества, используемых для оказания работникам организаций и другим гражданам услуг по дошкольному образованию детей и (или) уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, в том числе переданных в аренду (пользование) для организации оказания соответствующих услуг.

Законом предусмотрено, что сумма налога на имущество организаций снижается на 50 процентов в доле, зачисляемой в областной бюджет, для организаций, взявших на себя частичное или полное содержание, или (и) направляющих средства на развитие учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом размер предоставляемой льготы должен составлять не более половины объема затрат, фактически произведенных организацией на содержание или (и) развитие образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как видно из перечня, ставка 0 % и льгота предоставляются тем организациям, деятельность которых носит в основном некоммерческий и социально значимый характер. Тем самым решается вопрос финансовой поддержки этих организаций на территории Белгородской области.

Приоритетным направлением развитие экономики Белгородской области является аграрный сектор. Наряду с принятием ряда законодательных и нормативных актов способствующих ускоренному развитию животноводства, птицеводство и растениеводства, налоговым законодательством региона широко применяется дифференциация ставки налога на имущества организаций. Она установлена в отношении организаций-участников приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», долгосрочной программы по производству овощной продукции защищенного грунта, создания складских помещений на срок окупаемости инвестиционных проектов. Данные наглядно представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Ставки налога на имущество организаций, применяемые в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»

Год срока окупаемости

Ставка налога, %

Развитие свиноводства и птицеводства

Развитие молочного животноводства

Производство овощей и создание складских мощностей

первый год срока окупаемости

0,1

0,1

0,1

второй год срока окупаемости

0,2

0,2

0,2

третий год срока окупаемости

0,3

0,3

0,3

четвертый год срока окупаемости

0,4

0,4

0,4

пятый год срока окупаемости

0,5

0,5

0,5

шестой год срока окупаемости

-

0,6

0,6

седьмой год срока окупаемости

-

0,7

0,7

восьмой год срока окупаемости

-

0,8

0,8

 

Как видно из таблицы 1, пониженные ставки налога применяются в период срока окупаемости инвестиционных проектов, но не более 5 по проектам развития свиноводства и птицеводства и 8 лет по проектам развития развитие молочного животноводства и производства овощей и создания складских мощностей. Устанавливая пониженные ставки при реализации указанных инвестиционных проектов, Белгородская область решает задачу обеспечения продовольственной безопасности посредством поддержки развития животноводства и растениеводства.

Законом Белгородской области также устанавливаются пониженные ставки в отношении имущества в рамках инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения, наноиндустрии, модернизации и развития машиностроительного комплекса на период окупаемости проекта, но не более 5 лет, в следующих размерах:

          в первый год срока окупаемости — 0,1 %;

          во второй год срока окупаемости — 0,2 %;

          в третий год срока окупаемости — 0,3 %;

          в четвертый год срока окупаемости — 0,4 %;

          в пятый год срока окупаемости — 0,5 % [3].

Транспортный налог относится к группе региональных налогов, поэтому для правильности его исчисления и уплаты в бюджет необходимо налогоплательщикам-организациям применять законодательство как 28 главы Налогового кодекса Российской Федерации «Транспортный налог», так и законы субъектов России. На территории Белгородской области действует закон о транспортном налоге от 28.11.2002 года № 54 в последующих редакциях. На 01.01.2015 года закон действует в редакции от 11.07.2014 № 289. В соответствии со статьей 1 установлены налоговые ставки, применяющие при исчислении транспортного налога в отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории Белгородской области. В соответствии с п.2 ст. 361 НК РФ субъекты Российской федерации на законодательном уровне имеют право увеличить или уменьшить налоговые ставки, установленные в НК РФ, но не более чем в десять раз. Отмечено, что уменьшение налоговых ставок не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с.

В связи с вышеизложенными положениями Налогового кодекса представляет интерес анализ ставок транспортного налога, действующих в Белгородской области по сравнению с установленными в НК РФ по состоянию на 1 января 2015 года (таблица 2) [4].

 

Таблица 2

Анализ ставок транспортного налога, действующих на территории Белгородской области, по состоянию на 01.01.2015 года, руб. / л.с.

Объект налогообложения

01.01 2015 г.

Отклонение ставок в Белгородской области от установленных в НК РФ

НК РФ

Белгородская область

Абсолютное

Относительное

Легковые автомобили:

 

 

 

 

до 100 л. с.

2,5

15

12,5

в 6 раз

свыше 100 л.с. до 150 л.с.

3,5

25

21,5

в 7,1 раз

свыше 150 л.с. до 200 л.с.

5

50

45

в 10 раз

свыше 200 л.с. до 250 л.с.

7,5

75

67,5

в 10 раз

свыше 250 л.с.

15

150

135

в 10 раз

Грузовые автомобили:

 

 

 

 

до 100 л. с.

2,5

25

22,5

в 10 раз

свыше 100 л.с. до 150 л.с.

4,0

40

36

 

свыше 150 л.с. до 200 л.с.

5,0

50

45

в 10 раз

свыше 200 л.с. до 250 л.с.

6,5

65

56,5

в 10 раз

свыше 250 л.с.

8,5

85

76,5

в 10 раз

 

Как следует из данных анализа ставок транспортного налога, можно сделать вывод, что в 2015 году на территории Белгородской области действуют ставки, которые значительно больше установленных в п.1 ст. 361 НК РФ. Региональным законодательством установлены размеры ставок в пределах допустимых федеральным законодательством. По сравнению с размером ставок, указанных в п.1 ст. 361 НК РФ, наблюдается по всем объектам налогообложения абсолютное увеличение ставок: по легковым автомобилям от 12,5 руб. /л.с. до 135 руб. /л.с., а по грузовым — от 22,5 руб. /л.с. до 76,5 руб. /л.с.

При анализе величин относительного отклонения можно отметить, что увеличение ставок действующих на территории Белгородской области в 2015 году по сравнению с указанными в НК РФ составило в основном 10 раз, то есть достигло максимально возможного значения, установленного НК РФ, кроме легковых автомобилей с мощностью двигателей до 100 л.с. (в 6 раз) и от 100 л.с. до 150 л.с. (в 7,1 раза). Расчеты подтверждают правомерность установления размеров действующих ставок на территории Белгородской области.

Следует отметить, что ставки налога, установленные на транспортные средства с мощностью двигателя от 200 л.с. до 250 л.с. и свыше 250 л.с., выше для легковых автомобилей на 10 руб. и 65 руб. соответственно, чем для грузовых. Это связано с созданием более благоприятных условий для развития производственной сферы экономики и достаточной платежеспособностью физических лиц, имеющих легковые автомобили с большой мощностью двигателя.

Права, предоставленные субъектам Российской Федерации, позволяют учитывать особенности экономического развития территорий, платежеспособность населения, структуру, достаточность формирования региональных бюджетов и другие факторы при установлении размеров ставок налога. Необоснованно завышенные ставки могут привести к социальным негативным последствиям, так как плательщиками данного налога является большое количество физических лиц, к росту сумм недоимки по транспортному налогу. С другой стороны следует учитывать и принцип достаточности формирования бюджетов [5].

Пунктом 2 закона Белгородской области установлены льготы в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Например, освобождены от уплаты налога пенсионеры, инвалиды, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, в отношении одного транспортного средства (на усмотрение владельца) с мощностью двигателя до 100 л.с. в отношении автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. для вышеуказанной категории налогоплательщиков установлена ставка 10 руб. за каждую лошадиную силу.

Следует отметить, что взвешенная налоговая политика способствует в целом росту налоговых платежей в бюджет Белгородской области и формированию тенденции роста по региональным налогам. В таблице 3 представлена динамика доходов бюджета Белгородской области за 2010–2014 годы.

 

Таблица 3

Динамика доходов регионального бюджета Белгородской области за 2010–2014 гг., млн. руб.

Виды доходов

2010 г.

2011 г.

2012 г

2013 г.

2014 г.

Отклонения

2014 / 2010

+,-

%

Всего доходы

50573,3

67448,0

63059,2

61319,1

62103,3

11530,0

22,8

в том числе налоговые доходы, всего

29320,8

43866,0

40137,8

37548,6

37896,6

8575,8

29,2

Федеральные налоги — всего,

из них

23514,7

36917,7

32109,9

28840,5

28532,3

5017,6

21,3

Налог на прибыль организаций

13816,7

25602,1

19195,2

13581,2

11216,6

-2600,1

-18,8

Налог на доходы физических лиц

7026,0

8045,3

9083,3

10595,6

12971,8

5945,8

84,6

Региональные налоги

4912,7

5849,5

6623,2

7233,7

7841,6

2928,9

59,6

Налог на имущество организаций

3792,1

4543,3

5474,2

5931,9

6418,7

2626,6

69,3

Транспортный налог

1120,6

1306,2

1146,9

1298,2

1418,7

298,1

26,6

Налог на игорный бизнес

-

-

2,1

3,6

4,2

-

-

Иные налоговые поступления

893,4

1098,8

1404,7

1474,4

1522,7

629,3

70,4

 

Как следует из данных таблицы 3, произошло снижение налоговых доходов в 2012 и 2013 годах по сравнению с предыдущими периодами. Основным фактором является уменьшение налоговых поступлений по группе федеральных налогов и в частности по налогу на прибыль организаций. На это повлияло изменение в ст. 246 НК РФ о признании плательщиками налога организаций, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Ряд предприятий добывающей промышленности Белгородской области (например, ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Стойленский ГОК») вошли в консолидированную группу налогоплательщиков, что привело к перераспределению сумм налога на прибыль организаций в бюджет региона. Вторым фактором снижения поступлений по налогу на прибыль по организациям горно-металлургического комплекса является рост курса иностранной валюты и снижение объемов реализованной продукции в результате спада экономики.

По группе региональных налогов в течение всего рассматриваемого периода наблюдается увеличение поступлений в бюджет. В 2014 году относительное увеличение по сравнению с 2010 годом составило 59, 6 %, в то время как по группе федеральных налогов — 21,3 %. Наибольшее значение имеют поступления по налогу на имущество организаций: увеличение в 2014 году по сравнению с 2010 годом составило 2626,6 млн. руб. или 69,3 %. По транспортному налогу аналогично увеличение составило 298,1 млн. руб. или 26,6 %. Вследствие роста поступлений по региональным налогам в 2014 году по сравнению с 2013 годом (всего 607,9 млн. руб., в том числе по налогу на имущество организаций — 486,8 млн. руб., по транспортному налогу — 120,5 млн. руб.) было приостановлено снижение налоговых доходов бюджета, который происходил с 2012 года и установлено их увеличение на 348 млн. руб.

Однако анализ формирования поступлений по региональным налогам показал, что существуют «упущенные» доходы, в том числе суммы недоимки, которая составила на 1 января 2015 года 679,3 млн. руб., в том числе по транспортному налогу 458,9 млн. руб., по налогу на имущество организаций — 220,4 млн. руб. [6]. В настоящее время основной задачей в части увеличения доходной части бюджетов всех уровней лежит принцип социальной ответственности — не нагружать тех, кто добросовестно платит налоги, но найти и обеспечить справедливые платежи с тех, кто скрывает налоговую базу [7]. Необходимо усилить работу по нескольким направлениям: администрирование налогов, административное воздействие на неплательщиков налогов, информирование и повышение налоговой культуры населения региона. Федеральное законодательство Российской Федерации предоставляет права законодательным органам субъектов РФ и от оптимальной их реализации зависит формирование доходов региональных бюджетов, развитие экономики и жизненный уровень населения.

 

Литература:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федер ации: Части первая и вторая: офиц. текст.
  2. Тарасова В. Ф. Экономическое стимулирование процесса модернизации экономики России посредством налогообложения имущества хозяйствующих субъектов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. — 2012. — № 32. — С. 101–108.
  3. О налоге на имущество организаций: Закон Белгородской области от 27 ноября 2003 г. № 104 в ред. от 30 октября 2014 г.
  4. О транспортном налоге: Закон Белгородской области от 28 ноября 2002 г. № 54 в ред. от 11 июля 2014 г.
  5. Тарасова В. Ф., Сапрыкина Т. В. Прямые и косвенные налоги и их влияние на формирование доходной части бюджетной системы Российской Федерации // Инновации и инвестиции. — 2015. — № 3. — С. 31–34.
  6. Сводные отчеты в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn31/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.
  7. Сапрыкина Т. В. Региональная налоговая политика: факты и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. — 2015. — Вып. 1(155). — С. 213–221.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle