Действующий механизм исчисления и уплаты транспортного налога и альтернативные направления его развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 01.02.2017

Статья просмотрена: 425 раз

Библиографическое описание:

Леонов А. И. Действующий механизм исчисления и уплаты транспортного налога и альтернативные направления его развития // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 191-194. — URL https://moluch.ru/archive/139/39080/ (дата обращения: 19.06.2019).



Транспортный налог является региональным и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Полученные от него денежные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога, согласно статье 357 НК РФ, признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства. Как прописано в статье 362 НК РФ, сведения о владельцах в налоговые органы направляют органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств.

Объектами налогообложения признаются (ст. 358 НК РФ):

− автомобили;

− мотоциклы;

− мотороллеры;

− автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

− самолеты;

− вертолеты;

− теплоходы;

− яхты;

− парусные суда;

− катера;

− снегоходы;

− мотосани;

− моторные лодки;

− гидроциклы;

− несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно этой же статье 358 НК РФ, не являются объектом налогообложения:

− весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

− автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

− промысловые морские и речные суда;

− пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

− тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

− транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

− транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

− самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

− суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

− морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Установленный законодательством налоговый период — календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются субъектами Российской Федерации. Если они не были приняты законодательным органом регионального масштаба, они сохраняются в форме, указанной в пункте 1 статьи 361 НК РФ. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации по сравнению с указанными в пункте 1 статьи 361 НК РФ параметрами, но не более чем в десять раз.

Порядок расчета:

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база* (Количество месяцев владения/12) * повышающий коэффициент

Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей при расчете суммы налога применяется повышающий коэффициент.

Таблица 1

Легковые автомобили средней стоимостью

Год выпуска легковых автомобилей

от 2 до 3 лет

от 1 года до 2 лет

не более 1 года

не более 5 лет

не более 10 лет

не более 20 лет

от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно

1,1

1,3

1,5

-

-

-

от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно

-

-

-

2

-

-

от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно

-

-

-

-

3

-

от 15 миллионов рублей

-

-

-

-

-

3

То есть для нового автомобиля стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, повышающий коэффициент составляет 1,5. Этот коэффициент постепенно снижается до 1,1, пока не пройдет 3 года с момента выпуска. При расчете транспортного налога на автомобили этой ценовой категории старше 3 лет повышающий коэффициент не учитывается.

В случае же, если новый автомобиль стоит в пределах от 10 до 15 миллионов рублей, то, вплоть до 10 лет с момента его выпуска, повышающий коэффициент равняется 3.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Минпромторгом России (п. 2 ст. 362 НК РФ). Перечень легковых автомобилей, средняя стоимость которых превышает миллиона рублей, публикуется каждый год до 1 марта на официальном сайте Минпромторга России http://minpromtorg.gov.ru/docs/list/.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от:

− мощности двигателя;

− тяги реактивного двигателя;

− валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства;

− один килограмм силы тяги реактивного двигателя;

− одну регистровую тонну транспортного средства;

− за единицу транспортного средства.

При этом законом предусматривается возможность установления дифференцированных налоговых ставок для каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Уплата налога для физических лиц производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Льготы предоставляются в том случае, если сумма начисленного налога на транспортное средство, которое имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. Налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы. Или в случае, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Транспортный налог для юридических лиц уплачивается за каждое зарегистрированное на организацию транспортное средство.

По сравнению с нормами, действовавшими в 2014 году, в 2015 изменен порядок расчета и уплаты авансовых платежей транспортного налога для владельцев транспортных средств, стоимость которых превышает 3 миллиона рублей. Теперь они рассчитывают авансовые платежи с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2.1 статьи 362 НК РФ, размер которого зависит от средней стоимости авто и срока, прошедшего с года его выпуска.

С 2016 года действуют следующие механизмы:

− уточненного порядка расчета коэффициента владения в отчетном (налоговом) периоде, описанного в пункте 3 статьи 362 НК РФ. Коэффициент при поступлении (выбытии) транспортного средства в этом периоде считают, как отношение числа полных месяцев владения к 12 месяцам (так как налоговый период равен календарному году). За полный принимается тот месяц, в котором транспортное средство было приобретено до 15-го числа или выбыло после 15-го числа;

− согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ, перечень автомобилей, превышающих стоимость в 3 миллиона рублей применим только к тому периоду, в котором он до 1 марта размещен на сайте Минпромторга, т. е. любое изменение этого списка не приводит к пересчитыванию и переначислению налога за предшествующие годы нет необходимости.

Отличием для налогоплательщиков-юридических лиц (по сравнению с физическими лицами) является расчет суммы налога самостоятельно. Ежегодно до 1 февраля они обязаны подать соответствующую налоговую декларацию. Организации должны уплачивать транспортный налог авансовым способом, если иной способ уплаты налога не определен в региональном законодательстве. Окончательная сумма транспортного налога, который надлежит уплачивать после 1 февраля года, следующего за отчетным, определяется как разность рассчитанного налога и сумм уплаченных авансов за этот налоговый период с возможностью применения вычетов.

Региональная практика.

Исходя из того, что каждый регион имеет право устанавливать ставки налога самостоятельно, при условии, что они не будут превышать ставки, описанные в пункте 1 статьи 361 НК РФ, объем налога в каждом регионе отличается по величине. Рассмотрим такие регионы, как Москва и Московская область, Ленинградская область, Пермский край, Оренбургская область и Республика Чечня в период на 2016–2017 год в сравнении со ставкой по РФ.

Сравнивать будем по следующим параметрам: ставка в рублях на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт), грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 80,9 кВт) включительно, на мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно.

Таблица 2

Ставка вРФ

Москва иМосковская область

Пермский край

Оренбургская область

Ленинградская область

Республика Чечня

Легковой авт. до 100 л. с.

2,5 руб.

12 руб.

25 руб.

0 руб.

18 руб.

7 руб.

Легковой авт. свыше 250 л. с.

15 руб.

150 руб.

58 руб.

150 руб.

150 руб.

91 руб.

Мотоциклы и мотороллеры до 20 л. с.

1 руб.

7 руб.

10 руб.

1 руб.

10 руб.

3 руб.

Грузовой авт. до 100 л. с.

2,5 руб.

15 руб.

25 руб.

25 руб.

25 руб.

9 руб.

Как мы видим в таблице, самая низкая ставка налога на легковые автомобили и мотороллеры в Оренбургской области (0 руб. и 1 руб. Соответственно), затем следует Республика Чечня с показателем 7 руб. и 3 руб. соответственно. После них следует Москва и Московская область, Ленинградская, и самая большая ставка, превышающая установленную по РФ ровно в 10 оговоренных в законе раз, в Пермском крае.

Ставка по налогу на легковые автомобили, чьи двигатели имеют мощность свыше 250 лошадиных сил в целом по регионам составляют максимальную величину, установленную в законе, однако в Пермском крае и в Республике Чечня этот показатель ниже в разы, чем в Ленинградской, Московской и Оренбургской областях. Возможно, это связано с тем, что в этих регионах зарегистрировано гораздо меньше машин с таким объемом двигателя.

Относительно ставки по налогу на мотоциклы и мотороллеры объемом двигателя до 20 л. с. ситуация повторяет разницу в ставках по налогу на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с.

Интересно, что в большинстве регионов ставка налога на грузовые автомобили с двигателем мощностью до 100 л. с. максимальна, тогда как в Республике Чечня она меньше в 2,8 раза, а в Москве 1,7 раза. Хотя большегрузные автомобили наносят наибольший вред дородному покрытию.

Литература:

  1. Закон РФ «О налоге на имущество» № 2003–1 от 9 декабря 1991 г. (в редакции от 22.08.2004 г.).
  2. Попова С. С. Использование понятий «имущество» и «имущественные права» в целях налогообложения // Налоги и налогообложение. — 2013. — № 12. — С. 927–938.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, транспортное средство, транспортный налог, Российская Федерация, мощность двигателя, налоговый период, повышающий коэффициент, автомобиль, Чечня, Оренбургская область.


Похожие статьи

Транспортный налог: ошибки при исчислении на примере...

транспортный налог, транспортное средство, Самарская область, РФ, мощность двигателя, автомобиль, рубль, повышающий коэффициент, налоговая ставка, сумма налога.

Транспортный налог: проблемы и пути решения

Ключевые слова: транспортный налог, водители, машина, налоговая инспекция, бюджет.

В связи с этим регионами вводятся в действие законы субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, который каждый год не только не понижается, но и увеличивается.

Актуальные проблемы роли транспортного налога в бюджете...

Любой гражданин Российской Федерации, имеющий транспортное средство, обязан ежегодно выплачивать в бюджет своего региона, денежную сумму, именуемую законодательством — транспортный налог.

Правовые проблемы транспортного налога в Российской...

транспортный налог, РФ, Российская Федерация, Налоговый кодекс, налог, США, налоговый орган, налоговая ставка, Россия, исполнительная власть.

Совершенствование транспортного налога и повышение его...

транспортный налог, налог, мощность двигателя, чистое топливо, транспортное средство, подоходный налог, налоговая служба, налоговая нагрузка, налоговая база, Налоговый кодекс РФ.

Экологизация транспортных налогов в Российской Федерации

транспортный налог, возраст автомобиля, расход топлива, автомобиль, средство, москва, транспортное средство, транспортное развитие, Российская Федерация, окружающая среда.

Особенности исчисления и уплаты региональных налогов...

Транспортный налог распространяется на транспортные средства (установленных ст. 358 НК РФ), зарегистрированных на территории республики Алтай.

Согласно сравнительному анализу налоговая ставка на транспортные средства в Республике Алтай увеличена, чем...

Оценка и анализ показателей эффективности налоговой системы...

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ за 2009-2014 гг. показывает, что за рассматриваемый период во всех годах косвенные налоги

Похожие статьи. Анализ изменений в законодательстве Российской Федерации в области гражданской обороны.

Экологические налоги, влияние транспортного налога на...

Транспортное средство выпущено в обращение до 01.01.2006г. 2. *Текущие коэффициенты применяются к базовой ставке транспортного налога путем умножения базовой ставки на

зеленая логистика, экология, экологический налог, автомобиль, транспортный налог.

Похожие статьи

Транспортный налог: ошибки при исчислении на примере...

транспортный налог, транспортное средство, Самарская область, РФ, мощность двигателя, автомобиль, рубль, повышающий коэффициент, налоговая ставка, сумма налога.

Транспортный налог: проблемы и пути решения

Ключевые слова: транспортный налог, водители, машина, налоговая инспекция, бюджет.

В связи с этим регионами вводятся в действие законы субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, который каждый год не только не понижается, но и увеличивается.

Актуальные проблемы роли транспортного налога в бюджете...

Любой гражданин Российской Федерации, имеющий транспортное средство, обязан ежегодно выплачивать в бюджет своего региона, денежную сумму, именуемую законодательством — транспортный налог.

Правовые проблемы транспортного налога в Российской...

транспортный налог, РФ, Российская Федерация, Налоговый кодекс, налог, США, налоговый орган, налоговая ставка, Россия, исполнительная власть.

Совершенствование транспортного налога и повышение его...

транспортный налог, налог, мощность двигателя, чистое топливо, транспортное средство, подоходный налог, налоговая служба, налоговая нагрузка, налоговая база, Налоговый кодекс РФ.

Экологизация транспортных налогов в Российской Федерации

транспортный налог, возраст автомобиля, расход топлива, автомобиль, средство, москва, транспортное средство, транспортное развитие, Российская Федерация, окружающая среда.

Особенности исчисления и уплаты региональных налогов...

Транспортный налог распространяется на транспортные средства (установленных ст. 358 НК РФ), зарегистрированных на территории республики Алтай.

Согласно сравнительному анализу налоговая ставка на транспортные средства в Республике Алтай увеличена, чем...

Оценка и анализ показателей эффективности налоговой системы...

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ за 2009-2014 гг. показывает, что за рассматриваемый период во всех годах косвенные налоги

Похожие статьи. Анализ изменений в законодательстве Российской Федерации в области гражданской обороны.

Экологические налоги, влияние транспортного налога на...

Транспортное средство выпущено в обращение до 01.01.2006г. 2. *Текущие коэффициенты применяются к базовой ставке транспортного налога путем умножения базовой ставки на

зеленая логистика, экология, экологический налог, автомобиль, транспортный налог.

Задать вопрос