Библиографическое описание:

Ахметова Д. Р., Бейсханова С. А., Когай О. А. К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях профессионально-ориентированного иностранного языка с использованием технологий критического мышления // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 906-910.

 

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции. Следует отметить, что чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения, обогащает лексический запас, развивает грамматические навыки. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности.

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, способствуют переходу студента при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку из фазы заучивания материала к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, её интерпретации. А это в свою очередь приведёт к развитию познавательных навыков, осмысление ими определенных явлений, связанных с будущей специальностью [1, c. 18].

Студентов больше мотивируют те виды учебной деятельности, которые дают им материал для раздумий, возможность обнаруживать инициативу и самостоятельность, нуждаются в умственном напряжении, изобретательности и творчестве. Ж. Пиаже писал, что к 18 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления [3, c. 24]. Для того чтобы студент мог думать критически, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  1.      Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверенности.
  2.      Гибкость. Если студент не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока он не будет обладать разнообразной информацией.
  3.      Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, обучающийся обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  4.      Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  5.      Осознание. Важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  6.      Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний [2, с. 69].

Организовать учебный процесс в соответствии с потребностями обучающихся помогает технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Студенты в своем подавляющем большинстве мало читают и на родном и на иностранном языке. Отсутствие устойчивой мотивации к чтению на родном языке имеет своим результатом и отсутствие интереса к чтению на изучаемом иностранном языке. В связи с этим, одной из основных задач является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. В отличие от специалистов гуманитарного профиля, которые живут, образно выражаясь, «в мире слов», специалисты технического профиля чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей. Непременным условием критичного мышления является знание правил логики, и для студента технического вуза мыслить критически означает следовать этим правилам. [4, c. 44]

Работа с аутентичными текстами способствует развитию критического мышления и универсальных учебных действий у студентов, а также представляет собой актуальный и интересный материал для изучения, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде. Необходимо закрепить умение студентами извлекать полезную информацию из читаемого текста и привить им вкус к самостоятельному чтению литературы на иностранном языке.

Известно, что активное чтение наиболее продуктивно организовать именно в рамках технологии критического мышления, так как оно имеет ряд преимуществ, к которым относятся:

          повышение эффективности восприятия информации;

          повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

          развитие умения критически мыслить;

          работа в сотрудничестве с другими.

В современной интерпретации, под критическим мышлением понимают осмысление, оценку, анализ и синтез информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления и рассуждения [4, c. 112].

Слабое развитие у студентов таких навыков, как анализ, синтез, аргументация, логичное изложение своих мыслей, умение интерпретировать и работать с информацией, оценивать ее, наталкивает на мысль о возможности использования модуля «Обучение критическому мышлению». К. Д. Ушинский утверждал, что основой в чтении выступает понимание. «Читать — это еще ничего не значит; что читать и понимать прочитанное — вот в чем главное дело». Именно ее можно взять за основу изучения.

Для развития навыков чтения требуются следующие виды чтения: просмотровое, чтобы найти в тексте нужную информацию; ознакомительное, чтобы получить представление о тексте; изучающее, чтобы разобраться во всех деталях [5, c. 67].

В связи с этим, необходимо определить те инструменты критического мышления, которые будут интересны студентам, понятны, и главное будут способствовать развитию навыка осознанного чтения. Так как рефлексия является обращением на себя, на продукт своей деятельности, цель которой переосмысление своей деятельности предполагается использование в конце каждого занятия разные стратегии рефлексии.

Доминирующим критерием при выборе стратегий для работы с текстом, являлось осмысление, то есть четкое представление о том, чему необходимо научить, как это делать и какие этапы познания должны быть пройдены.

Текстовый этап начинается с просмотрового чтения. Понять тематику и идею предложенного материала студентам помогает задание, направленное на нахождение ключевых слов (keywords). При этом необходимо учесть объём текста и ограничить временные рамки. Данное упражнение очень важно для развития умения работать с научной литературой [6, c.270].

На стадии развития умений поискового чтения можно применить стратегию критического мышления «True/False/Doesn’tsay», направленную на поиск соответствия предложенных утверждений содержанию текста. В свою очередь это дает возможность студентам анализировать и оценивать свои ответы.

Следующий прием критического мышления «Синквейн» чаще всего используется на этапе осмысления и рефлексии. В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти ступеней.

На занятиях по дисциплине «Профессионально-ориентированный иностранный язык» может быть использован прием синквейн при изучении технических, научно-технических текстов по специальностям, после чтения какого-либо текста, чтобы подвести итог изученного или прочитанного [2, c.83].

Составление синквейна требует от студента в кратких выражениях резюмировать полученную информацию из прочитанного материала, что позволяет рефлексировать. Это форма предусматривает работу в суб-группах и по определенным требованиям. Правила написания синквейна таковы:

          на первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна;

          на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

          на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;

          на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой. Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть эмоциональной. Например,

Earth

        Beautiful, blue, violent, destructive

        Live, produce, pollute, damage, destroy, break

        Can be kind, can hurt, may be awful

        Disaster

Этот прием был применен на занятии с группой по специальности «Биотехнология» было дано задание в группе. Каждая группа выступала с точки зрения «За», «Против». Необходимо было по тексту учебника найти и подготовить ответ по своему заданию, определить выступающего и представить его. При выполнении этой работы, студенты хорошо взаимодействовали в группе, были вовлечены, даже те, кто до этого был пассивен. Выступления от групп были не всегда в рамках задания, но исправлений, дополнений, к выступлениям не понадобилось, так студенты сами исправляли и дополняли ответы других групп. Таким образом, был сделан вывод, что суть темы, ее основные понятия были усвоены [5, c.21].

Следующий прием критического мышления INSERT (Инсерт).

I — interactive: самоактивизирующая «У« — уже знал;

N — noting: системная разметка "+" — новое;

S — system: для эффективного "–" — думал иначе;

E — effective: чтение и размышление "?" — думал иначе.

R — reading

T — thinking

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

«v» -если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«-«- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

«+»- если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?»- если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т. д.

V

-

+

 

 

Анализируя занятия, проведенные с применением данной технологии или её элементов, можно отметить положительные моменты:

          Практически все студенты включены в работу. Обучающиеся с низким уровнем познавательной активности с увлечением выполняют задания, отвечают.

          Заинтересованность студентов в результате своей работы делает их сплочёнными, способствует тому, что сильные студенты помогают слабым, так как преподавателем оценивается не только индивидуальная работа каждого студента, но и работа группы в целом.

          Применение технологии в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка позволило значительно увеличить время речевой практики на занятии для каждого студента, добиться усвоения материала практически всеми обучающимися группами, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Каждому даётся возможность мыслить, планировать, рассуждать, рефлексировать, для того чтобы язык выступал в своей прямой функции.

Еще один прием, который используется в технологии критического мышления “Brainstorming” Мозговой штурмможно прекрасно использовать приобучении профессионально-ориентированному иностранному языку. Очень важно для студентов то, что в таком задании не может быть неправильных ответов, все, что они скажут, вспомнят или придумают, будет изначально правильным. Также развивается творческое и ассоциативное мышление, таким образом, закрепляются в памяти слова и выражения, и убираетсяязыковой барьер.

Такая стратегия подходит для начала изучения новой темы по специальности или для закрепления пройденного материала за пару минут до конца занятия. Для преподавателя такойвид деятельностине менее важен, поскольку дает понять, насколько хорошо студент усвоил лексику по теме специальности или, еслимозговой штурмприменять в начале изучения темы, он показывает, каким словарным запасом и грамматическими конструкциями он уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание [5, c. 39].

Ход работы:

  1. Сначала представьте эту деятельность всей группе (5–7 человек)
  2. Очень четко сформулируйте тему или проблему.
  3. Дайте достаточно времени для обдумывания.
  4. Дайте высказать любые идеи и постарайтесь сделать так, чтобы студенты не смеялись над идеями друг друга.
  5. Записывайте все идеи по мере их поступление.
  6. Позднее, когда студенты научатся «мозговому штурму», можно проводить его в парах.

Аналогичный технологии составления мозгового штурма, на занятии эффективно используется прием «Кластер». Кластер («гроздь») — выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией занятия в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а располагаются в определенном порядке [6, c.256].

Правила очень простые. В центре — это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не Толька систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

С целью обучения анализировать и понимать прочитанное глубже используется прием «Тонких и толстых вопросов». Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий занятия. Если использовать этот прием на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые студенты хотели бы получить ответы при изучении темы по профессионально-ориентированному иностранному языку. Студентам предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее преподаватель записывает на доске ряд вопросов и просит студентов (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, студентам предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии — для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3–4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всей группе.

Who …?

What …?

When …?

Where …?

Was it …?

What was the name …?

Are you agree that …? etc. Why …?

Explain why …?

Why do you think that …?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between …?

If you were … would you …? etc.

Если целью на занятии профессиональным иностранным языком является не только развитие навыков чтения, но также и письма, то на этом этапе рекомендуется прием «Аргументированное письмо». В течение нескольких минут студенты выражают собственные мысли по теме специальности. Это может быть 5-минутное эссе и 10-минутное эссе.

          5 минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь студентам подытожить свои знания по изученной теме. Для преподавателя- это возможность получить обратную связь. Поэтому студентам можно предложить два пункта:

1)     написать, что они узнали по новой теме;

2)     задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

          10 минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста студентам предлагается организовать свои мысли письменно. Для этого преподаватель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма — не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Проведенное исследование кафедрой иностранных языков КарГТУ показал следующие результаты эффективности применения технологий критического мышления на занятиях профессионально-ориентированным иностранным языком.

 

Результат анализа подтверждает, что критическое мышление это «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное, мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Результат критического мышления представлен «в форме действия, отношения, ориентации, установки».

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск студентами информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Обучая студентов думать подобным образом, преподаватели тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к поиску необходимых сведений.

Результаты работы по формированию критического мышления показали, что выбранная нами технология развития критического мышления через чтение и письмо оказалась достаточно продуктивной. Студенты более успешно овладевают ключевыми компетенциями, что позволяет им удовлетворить коммуникативные потребности. А также получают возможность ощутить себя творческой личностью, учатся сотрудничать, получать и перерабатывать информацию, высказывать своё мнение в рамках заданной темы. Следовательно, цели и задачи, поставленные нами в начале работы, полностью достигнуты и решены.

 

Литература:

 

  1. Линкевич Н. В. Технология развития критического мышления — методы и приёмы стадии вызова // Английский язык: газета «Первое сентября». 2008. № 13. С. 4.
  2. Полат Е. С. Проблемы образования в канун XXI века // Интернет-журнал «Эйдос», 1998.
  3. Ellis D. An Active Thinker. — New York: Pantheon Books, 1999.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М., 1998.
  5. Arendt H.Thinking. — New York: Harcourt Brace Jovanovich.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Наука, 1974.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle