Библиографическое описание:

Касымов Р. Ш. Особенности оценки стоимости предприятия в условиях рынка // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 452-455.



 

Повышение эффективности деятельности предприятия (компания) как базовой единицы структуры экономических отношений является одной из основных целей исследования в экономической науке.

В связи с поставленной целью необходимо построить всю цепочку экономических взаимоотношений, увязать стимулы и полученные результаты деятельности, а также увязать интересы собственников и персонала фирмы в деле достижения конечной цели. Рассмотрим все составляющие с целью поиска консенсуса.

Исследователи западной экономической науки предложили множество концепций в поисках оптимального результата.

Одной из них, на наш взгляд, заслуживающей актуального внимания, является концепция приоритета экономических интересов собственников. Она была предложена Гербертом Саймоном (HerbertSimon). Он предложил переосмыслить понимание цели фирмы, как нацеленной на максимизацию полезности и прибыли. Согласно его концепции, экономическое поведение фирмы нужно понимать в более широком смысле, нежели простой максимизации прибыли, который заключается в необходимости приоритетного удовлетворения интересов ее собственников.

Концепция была поддержана представителями финансовой науки и в практическом плане сформулирована как максимизация рыночной стоимости фирмы.

Такая постановка вопроса, на наш взгляд:

          увязывает интересы всех сторон производственного процесса, так как рост рыночной стоимости сопровождается повсеместными выгодами для акционеров (рост благосостояния), работников фирмы (рост заработной платы, других материальных выплат и социальных гарантий), общества (увеличение налоговых выплат и других обязательных платежей);

          увязывает интересы служб и подразделений предприятия, ориентированных на эффективное взаимодействие и повышение эффективности собственной деятельности;

          заставляет расширить понимание факторов, способствующих росту рыночной стоимости, включая такие как рост имиджа предприятия, организационной структурой управления, рост эффективности управления денежными потоками, а также синергетический эффект от перечисленных факторов. Более того, указанные факторы могут значительно наращивать рыночную стоимость предприятия;

          заставляет работать на перспективу, что означает развитие как научной составляющей процесса, так и рациональное использование сырья, что несомненно благоприятно для общества в целом.

Рост стоимости предприятия может проходить в виде разных форм:

а) в виде роста стоимости финансовых ресурсов. Наращивание значения показателей, отражающих стоимость финансовых ресурсов путем роста масштабов производства, повышения эффективности производства, путем выпуска инновационных товаров. Выбор пути зависит от таких факторов как ресурсная база, уровень персонала, сфера деятельности и др.

б) в виде косвенных форм привлечения стоимости. Такими формами привлечения стоимости могут быть: факторинг, траст, лизинг, клиринг, бартер, франчайзинг и ряд других. Эти формы стоимостных отношений, однако, не относятся к денежным или к форме ценных бумаг. Их основное значение — это привлечение стоимости в систему имеющихся финансовых ресурсов. Таковыми могут быть — от продажи задолженности при клиринге, поступление средств при лизинге или франчайзинге и др.

в) в виде реструктуризации предприятия. Варианты реструктуризации предприятий являются формой перехода стоимости из одной системы в другую. Такими вариантами могут быть:

          дробление предприятий,

          слияние предприятий,

          поглощение одним предприятием другого,

          банкротство предприятия.

Понятие «реструктуризация» предполагает изменения в структуре, нацеленные на наиболее полное использование ресурсов предприятия с целью роста его стоимости в перспективе.

Реструктуризацию можно рассматривать как форму поведения предприятия в целях развития.

Нашей целью является рост стоимости предприятия за счет роста стоимости финансовых ресурсов. Важной функцией в данной концепции роста стоимости предприятия является функция контроля и оценки деятельности предприятия. Оценка уровня рыночной стоимости является важным элементом, позволяющим проверить правильность методов управления данным предприятием.

Оценка позволяет не только оценить место среди аналогичных предприятий на рынке, но и степень перспективности выбранной стратегии компании. От оценки в целом зависит уровень и стоимость привлекаемых инвестиций.

Эволюция показателей оценки эффективности деятельности фирмы имеет давнюю историю. Подход к формированию показателей оценки эффективности деятельности компании постоянно меняется. Постепенно происходил переход от показателей, предложенных в 20-е годы предыдущего века, таких как модель Дюпона и рентабельность инвестиций (ROI), к показателям оценки доходности акции (EPS и P/E), применяемых в 70-е годы, и далее к показателям рентабельности акционерного капитала (ROE) и рентабельность чистых активов (RONA), используемых в 80-е годы прошлого века.

Далее появились коэффициент соотношения рыночной и балансовой стоимости (M/B), денежный поток (CashFlow).

И, наконец, в 90-е годы были предложены для оценки деятельности фирмы экономическая добавленная стоимость (EVA), прибыль до выплаты процентов, налогов и дивидендов (EBITDA), рыночная добавленная стоимость (MVA), денежная добавленная стоимость (CVA), денежный поток отдачи на инвестированный капитал (CFROI). Происходит эволюция от относительных показателей доходности на акцию к показателям рентабельности капитала, чистых активов. К сожалению, практически все показатели узко оценивают результаты деятельности предприятия, охватывая, как бы его, чисто экономическую сторону деятельности. Не учитывается возможная дополнительная оценка рынком деятельности компании. В то же время была проведена попытка сопоставления рыночной и балансовой стоимости акций через коэффициент их соотношения (МВ).

Расчет всех указанных показателей строился на основе бухгалтерских данных компании, без учета фактора времени и риска для акционеров. Частично этот пробел восполнил показатель, характеризующий дисконтированный денежный поток (Discounted Cash Flow), с помощью дисконтной ставки учитывающее факторы времени и риска. Но и он не стал универсальным показателем, связующим интересы как акционеров, так и менеджеров компании. Дело в том, что точность расчета дохода, полученного компанией не является полностью определяющей ее стоимость в условиях рынка. Как уже отмечалось ранее, может возникнуть дополнительный синергетический эффект в оценке компании с ростом или снижением ее реальной стоимости.

Для инвесторов, пожалуй, наиболее значимым является оценка стоимости активов и если их балансовая стоимость относительно точно коррелируется с рыночной стоимостью, то бухгалтерский баланс является достаточным и полезным источником информации. Но следует учесть, что балансовая стоимость определяется исторически. Стоимость составляющих ее элементов оценивается с учетом физического износа с учетом правил амортизации. Как правило, это происходит линейно. Рыночная оценка стоимости осуществляется несколько иначе. Это оценка множества сторонних наблюдателей и аналитиков, представляющих как других участников рынка, так и независимые агентства. Рыночная оценка по своей природе носит перспективный характер и не всегда линейную зависимость. Множество мнений и оценок позволяет получить некоторую усредненную, в каком то смысле “справедливую стоимость”.

Созвучно этому существует и два понятия прибыли: бухгалтерская и экономическая. И если первая рассчитывается как выручка за минусом явных затрат, то экономическая прибыль понимается более широко и включает в себя стоимость услуг всех факторов производства, даже если они не являются собственностью компании, но формируют внутренние издержки, или покупаются с соответствующими внешними издержками. Это связано с пониманием того, что даже простое обладание финансовым ресурсом может предполагать наличие издержек, связанных с упущенными возможностями, как неиспользования ресурсов, так и нерационального их использования.

Отклонение балансовой стоимости от рыночной может возникнуть также и по другой причине.

В современных условиях развития все большее значение получает, так называемый, интеллектуальный капитал компании, выступающий в виде нематериальных активов, деловой репутации (goodwill), незавершенные перспективные научно-исследовательские разработки. Сложность и порой противоречивость их оценки каждым участником в условиях рынка, позволяет значительно отклоняться рыночной и балансовой стоимости компании, что и наблюдается в последние два-три десятилетия. В связи с этим появилась необходимость в показателях не только приближающих оценку к рыночной, но и общих для владельцев и менеджеров предприятия. Достаточно универсальным показателем, который можно использовать для финансового анализа, управления и оценки стоимости компании, на наш взгляд, можно считать экономическую добавленную стоимость (EVA). В отличие от других показателей добавленной стоимости (CVA, MVA), показатель EVA относительно легко рассчитывается. По сути, это — показатель прибыльности, который, в отличие от традиционных показателей рентабельности, доходности на акцию таких как ROE, ROI и ряда других, рассчитанных на основе бухгалтерских данных, лишен таких недостатков как:

               искусственное занижение (завышение) размера показываемой прибыли, используя возможности законных бухгалтерских приемов,

               неспособность отражать временную стоимость денег, а также риски инвесторов,

               слабая корреляция со стоимостью акций компании на рынке.

По сравнению с дисконтированным денежным потоком, показатель экономической добавленной стоимости пригоден для оперативного и текущего управления компаниями и может быть использован менеджерами. Показатель экономической добавленной стоимости имеет, тем самым, двойственную природу — его можно использовать в качестве инструмента как финансового анализа, так и оценки компании.

Появление показателя EVA стало тем выходом из положения, при котором:

1)        появилась тесная связь со стоимостью акции, но устанавливаемая при помощи статистических методов;

2)        сохранилась возможность, для упрощения расчетов, использовать данные и показатели, рассчитанные по данным бухгалтерского учета;

3)        при рыночной оценке стоимости для инвесторов компании учитывался фактор риска.

Показатель EVA является инструментом управления предприятия, которое ставит основной целью создание и увеличение своей рыночной стоимости. С применением данный показателя осуществлена попытка преодоления традиционных проблем бухгалтерского учета. EVA позволяет измерить реальную прибыльность компании, измеренную рынком, а также управлять ею с позиции ее собственников;

Показатель экономической добавленной стоимости отражает альтернативный подход к концепции прибыльности (переход от расчета рентабельности инвестированного капитала (ROI), измеряемой в процентном выражении, к расчету экономической добавленной стоимости, измеряемой в денежном выражении;

EVA — это показатель, показывающий руководителям компании, каким образом они могут повлиять на прибыльность, а собственникам уровень ее стоимости;

Данный показатель характеризует изменение прибыльности, в основном за счет, изменения эффективности использования капитала, а не за счет усилий на уменьшение затрат по привлечению капитала. Происходит качественный переход от оценки расчетными текущими показателями к показателям, оценивающим качественное изменение деятельности компании, ее перспективную оценку. Показатель EVA хорошо согласуется с концепцией приоритетного удовлетворения интересов ее собственников, объединяя их интересы с интересами менеджмента.

Таким образом, использование показателя EVA в финансовом менеджменте будет способствовать повышению качества оценки эффективности деятельности российских компаний.

 

Литература:

 

  1.      Ampuero M., Goranson J., Scott J. Solving the Measurement Puzzle: How EVA and the Balanced Scorecard Fit Together // The Cap Gemini Ernst & Young Center for Business Innovation. Issue 2 “Measuring Business Performance”. — 1998. — P. 45–52.
  2.      EVA & Strategy. Stern Stewart & Co. Research, The Americas, 2000.
  3.      Young, David. Economic value added: A primer for European managers // European Management Journal. Vol. 15. — № 4. — P. 335–344.
  4.      Боди З., Мертон Р. Финансы: Пер. с англ. — М.: Издательский дом “Вильямс”, 2007.
  5.      Волков Д. Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. — Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2008. — 320 с.
  6.      Ивашковская И. В., Кукина Е. Б., Пенкина И. В. Экономическая добавленная стоимость. Концепции. Подходы.Инструменты// Корпоративные финансы. № 2(14) 2010. — С. 103–108.
  7.      Осипов М. А. Современные механизмы управления предприятием и измерения его деятельности // Финансы: Сборник статей.- М.: Компания Спутник +, 2008. — С. 95–126.
  8.      Уолш К. Ключевые показатели менеджмента // Пер. с англ. — М.: Дело, 2003. — 360 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle