Библиографическое описание:

Казарова А. Я., Татевосян Э. А. Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 449-452.

 

В работе детально рассмотрена классификация жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению; выявлены требования к качеству работ и услуг обслуживающей организации.

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, управление.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества. Качество ее работы на основе существования в этой сфере всех форм собственности дает возможность организовать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ. Жилищно-коммунальная услуга как экономическая категория представляет отношение между людьми относительно производства, распределения и потребления особенных (в форме услуг) благ, которые относятся к области индивидуального и общего использования. На сегодняшний день, формирование жилищно-коммунального хозяйства прошло несколько этапов от экстенсивного до интенсивного прогресса [2, с. 76].

Услуги рассматриваемой отрасли можно разделить на жилищные и коммунальные. Рассмотрим более детально классификацию жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, представленную на рисунках 1 и 2 [7, с. 3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация жилищных услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Классификация коммунальных услуг

 

Большое количество проблем ЖКХ в России определены неэффективной системой управления. Управление производительностью жилищно-коммунальных услуг заключается во взаимодействии, согласовании, достижении оптимальности между показателями производителя и показателями потребителя [3, с. 174].

На протяжении нескольких десятков лет в сфере классификация жилищно-коммунальных услуг доминировали не экономические подходы и средства хозяйствования, а административный аппарат управления хозяйственной деятельности [4, с. 491].

В новых экономических условиях жилищно-коммунальная сфера находиться в критичном состоянии в связи с:

          уменьшением бюджетных накоплений, которые направляются в эту сферу;

          увеличением тарифов на жилищно-коммунальную услугу;

          ухудшением качества обслуживания;

          падением объемов капитального и текущего ремонтов жилищного фонда;

          неэффективной организационной системой управления [6, с. 1].

На сегодняшний день качество является основной причиной социального устройства, деятельности людей. Если разнообразие всех проблем, которые рассматривает человечество разделить на глобальные и локальные, то проблему качества важно отнести к категории глобальных [5, с. 12].

В настоящее время в экономике практически всех регионов России и других стран резко возросло значение сектора услуг. Особенно это заметно при рассмотрении структуры занятости населения в сфере услуг, которая существенно компенсировала снижение занятости в промышленности.

Качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития, как человека, так и всего общества. Качество жилищно-коммунальных услуг — совокупность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых домов и территорий домовладений, обеспечивающая удовлетворение требований потребителей к условиям проживания.

Требования к качеству жилищно-коммунальных услуг:

          иметь в управляющей организации и организации по обслуживанию жилищного фонда открытой и доступной системы оценок их деятельности, выставляемых потребителями в той или иной форме;

          возможность потребителям контролировать объем и качество работ и услуг с помощью устанавливаемого порядка учета услуг ненадлежащего качества и форм их регистрации;

          возможность корректировки размера оплаты услуг в сторону ее снижения при ненадлежащем их качестве [6, с. 2].

Таким образом, требования к качеству работ и услуг обслуживающей организации базируются на принципах наиболее полного учета потребностей нанимателей и собственников жилья в многоквартирных жилых домах, а также конструктивных и планировочных особенностей жилых домов, форм организации управления и обслуживания жилищного фонда. При этом инструментарий определения критериев (показателей) качества жилищных услуг должен учитывать такие факторы, как многоаспектность качества, территориальные и прочие особенности предоставления услуг, экономические ограничения, дифференциация потребителей услуг и др.

На наш взгляд, повышение качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является одной из главных проблем Российской Федерации. Для этого является важным обеспечение выполнения ряда мероприятий, которые направлены на улучшение объектов инфраструктуры, эффективность государственных программ и др. Главными задачами этой программы являются повышение удовлетворенности граждан РФ уровнем жилищно-коммунального обслуживания.

Мы считаем, что решение данной проблемы состоит в использовании новейших технологий в коммунальной структуре. Необходимо вводить в работу тепловые насосы, а также внедрять оперативно-диспетчерские системы управления водоснабжением.

Для того, чтобы осуществить качество и эффективность работы объектов коммунальной инженерной инфраструктуры нужно повысить уровень образования кадров ЖКХ. На сегодняшний день в России функционирует немалое количество учебных заведений, где проводятся учебные курсы повышения квалификации.

Особое место в рамках реформы ЖКХ отводится персональной ответственности лиц, ответственных за качественное оказание услуг в сфере ЖКХ. В первую очередь это осуществляется путем введения понятия «квалификационный аттестат». Ст. 204 Жилищного Кодекса РФ гласит: «Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа лицензиата, а также лицо (лица), на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязаны иметь квалификационный аттестат. Получение квалификационного аттестата ЖКХ осуществляется посредством сдачи экзамена. Круг вопросов, знание которых необходимо для положительной сдачи квалификационного экзамена и сам порядок проведения квалификационного экзамена определяется федеральным органом исполнительной власти. Квалификационный аттестат ЖКХ выдается сроком на три года. Сведения о лицах, положительно сдавших квалификационный экзамен, размещаются в реестре квалификационных аттестатов, ведение которого возложено на федеральный орган исполнительной власти [1, с. 3].

По причине нарастания в России противоречий осуществляемых реформ, затрагиваются интересы людей. Это отражается на уровне их материального состояния, уровне потребления, продолжительности, качестве и образе жизни, степени трудовой и социальной активности. Поэтому изучение сегодня проблем эффективности работы сферы услуг не просто актуально, а выходит на первый план. Также необходимо уделять большое внимание экономическим подходам развития сферы услуг, так как надлежащие использование ее ресурсов в экономике является условием социально-экономической стабильности общества.

Эффективно построенная система качества является надежным средством в деле оптимизации издержек и управления качеством. Система качеств обязана удовлетворять требования и перспективы потребителя, также защищать интересы исполнителя услуги. На наш взгляд, предоставление услуги должно быть выгодным и содействовать снижению рисков для здоровья и безопасности людей.

Таким образом, уровень удовлетворения жилищным обслуживанием является обобщенным описанием происходящих отклонений. Он включает в себя как успешность работы руководящей организации, так и все множество внешних условий: состояние жилищного фонда, политика квартплаты, изменение запросов жильцов, которые связаны с приватизацией жилья и т. д.

На сегодняшний день ЖКХ необходимо совершенствовать методику предоставления услуг, улучшения их качества и эффективности деятельности для приобретения конкурентного приоритета.

 

Литература:

 

  1.      Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» / Российская газета. — 2014. — № 6441.
  2.      Агаджанян А. Я. Формирование и развитие предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном комплексе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 2010.
  3.      Агаджанян А. Я. Управление жилищно-коммунальными услугами в Ставрополье / Российское предпринимательство. 2009.№ 4–2. С. 173–176.
  4.      Агаджанян А. Я. Предпринимательство в жилищно-коммунальном секторе экономики: формирование и функционирование / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012.№ 80. С. 487–496.
  5.      Производственный менеджмент в АПК. Айдинова А. Т., Банникова Н. В., Белкина Е. Н., Воронин М. А., Германова В. С., Гурнович Т. Г., Ермакова Н. Ю., Казарова А. Я., Криулина Е. Н., Куренная В. В., Кусакина О. Н., Лапина Е. Н., Латышева Л. А., Остапенко Е. А., Сахнюк Т. И., Скляров И. Ю., Склярова Ю. М., Скребцова Т. В., Токарева Г. В., Целовальников И. К. и др.Деловые имитационные игры / Ставрополь, 2013.
  6.      Сайт «Территориальное управление: государственное, региональное, муници-пальное, территориальное общественное самоуправление»:http://www. vasilievaa.narod.ru/
  7.      Сайт «Центр муниципальной экономики и права»:http://www.cnis.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle