Библиографическое описание:

Крыжановская О. А. Использование музыкального сопровождения в занятиях физической культурой и спортом // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 672-675.



 

Стремительное развитие теории и методологии занятий физической культурой и спортом в последнее время привело к истощению резерва привычных способов организации и проведения занятий. Дальнейшее повышение эффективности физической активности требует кропотливого поиска новых оригинальных подходов. Одним из таких нетрадиционных методов является музыка. Использование музыкального сопровождения представляет собой интересную перспективу совершенствования методологии занятий физической культурой и спортом, однако недостаточная теоретическая проработка данного вопроса препятствует широкому внедрению музыкального сопровождения на практике.

Как указывает Ю. Г. Коджаспиров, ещё в Древнем мире в физическом воспитании использовалось музыкальное сопровождение. Спарта стала первым государством, применившим эту методику в масштабах страны. Пифагор и последователи предоставили научно-теоретическое обоснование и подтверждение повышению эффективности физических упражнений под музыку, ими была выявлена связь между музыкальными тонами и скоростью движений. Греки уделяли особое внимание подбору музыки для различных видов физической активности, Сократ говорил: «Часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы — безобразно для бега: потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно плохо приспособлено» [2].

В наше время влияние музыки на физиологические процессы человеческого организма стало предметом исследования ученых разных стран. Специальные физиологические исследования (Д. А. Дубровин, С. В. Шушарджан, Б. В. Гладков и др.), выявили влияние музыки на различные системы человека. В рамках данных исследований было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс и дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра, а также выявлена зависимость между частотой дыхательных движений и сердцебиений от темпа, тональности музыкального произведения.

В наше время в обществе остро стоит проблема малоподвижного образа жизни и недостаточности физической активности. Согласно статистике, только треть пришедших в тренажёрный зал продолжают систематически заниматься в течение длительного периода времени. Чтобы не потерять интерес к тренировкам занимающиеся используют различные мотивационные приемы. Музыка позволяет превратить физическую нагрузку из рутинной обязанности в увлекательное и полезное времяпрепровождение. М. Фельденкрайз отмечает: «Возрастающее осознание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры головного мозга, так как, чем более они активны, тем менее человек осознаёт тонкие изменения в деятельности». Использование музыкального сопровождения помогает преодолевать нарастающее утомление, разнообразить занятия, ускорить процесс овладения техникой движения. Следовательно, музыка помогает поддерживать интерес к занятиям, стимулируя к дальнейшему развитию. Ярким доказательством тому является рост популярности групповых фитнес-тренировок под музыку ритмичных и даже танцевальных тренировок, таких как аэробика и шейпинг.

Помимо укрепления здоровья и совершенствования физической формы физическая культура имеет своей целью всестороннее и гармоничное развитие личности. Использование музыки во время занятий может способствовать:

                    повышению работоспособности;

                    развитию чувства и понимания ритма, отработке выразительных движений;

                    активации волевых усилий, возникновению эмоциональных переживаний;

                    обогащению слухового и двигательного опыта, развитию координации движений;

                    организации тренирующихся в процессе занятий;

                    улучшению психоэмоционального состояния занимающихся.

Поскольку положительное влияние использования музыки в физической культуре и массовом спорте подтверждается изо дня в день, возник интерес к исследованию данного явления применимо к спорту высоких достижений. Влияние музыкального сопровождения на результаты спортсменов было рассмотрено на примере эксперимента В. Г. Желнеровича, Д. А. Игнатовича, И. В. Григоревича, А. Ф. Салычица [1].

Предметом исследования стала физическая активность каратистов во время тренировок. Для установления теоретических закономерностей музыкальной стимуляции спортсменов было проведено экспериментальное исследование влияния прослушивания музыкальных произведений во время тренировок, исполняемых в темпах lento (медленно, слабо, тихо) и allegro (быстро, бодро, весело) на двигательную активность каратистов при совершенствовании техники ударов в условиях учебно-тренировочного занятия. В эксперименте приняли участие двадцать три спортсмена студенческого возраста, имеющих квалификацию от второго спортивного разряда до кандидата в мастера спорта.

Традиционно, в основной части каратэ-тренировки определённое количество времени отводится для совершенствования различных приёмов в парах. Отработка техники осуществляется спортсменами в произвольном темпе поочерёдно, без сопротивления партнёра. Эффективность выполняемых упражнений в большей мере зависит от самоотдачи тренирующихся: темпа работы, интенсивности и правильности выполнения движений. Задача тренера-преподавателя заключается в стимуляции спортсменов. Данная часть тренировочных занятий была подвержена исследованию, поскольку именно в данном тренировочном периоде целенаправленная музыкальная стимуляция способна гораздо эффективнее волевой команды активизировать работу. В качестве контрольного упражнения был выбран распространенный в каратэ круговой удар ногами (маваши-гири).

Участники эксперимента выполняли контрольное упражнение в течение трёх минут в обычных условиях, затем после трехминутного восстановления, повторяли упражнение с тем же партнером под музыку. Для исследования музыкального влияния количество произведенных ударов спортсменами за три минуты работы в обычных условиях, сопоставлялась с величиной их показателей за три минуты аналогичной работы с музыкальным сопровождением.

В первой части эксперимента испытуемые прослушивали спокойные лиричные мелодии в темпе lento. Проанализировав полученные статистические данные, экспериментаторы отметили, что прослушивание спортсменами спокойной медленной музыки во время совершенствования техники кругового удара приводит к снижению рабочего темпа на 19,2 %. На основе полученных данных основатели эксперимента предположили, что, такая музыка действует на спортсменов успокаивающе и замедляет темп их движений. Параллельно сбору и анализу данных о выполнении контрольного упражнения был проведён опрос испытуемых, выдвинутое предположение подтвердилось ощущениями 90,7 % испытуемых.

Спустя неделю с учетом недельных биологических ритмов по ранее описанной методике испытуемые спортсмены выполняли контрольное упражнение в обычных условиях и под музыку в темпе allegro с чётким и выразительным ритмом. В результате сравнения полученных данных, основатели эксперимента отметили, что при использовании бодрых и быстрых мелодий наблюдается совершенно противоположная картина изменения физической активности: рабочий темп занимающихся возрос на 39,7 %, а количество выполненной работы на 40 %, что значительно превысило эффективность многих применяемых средств стимуляции спортсменов. В опросе спортсмены отметили, что такая музыка возбуждает их рабочую деятельность и непроизвольно ускоряет движения, без дополнительного волевого усилия с их стороны, и несмотря на повышение производительности усталость ощущалась меньше, чем при выполнении упражнения без прослушивания музыки. Также было установлено, что непроизвольное двигательное усвоение музыкального ритма доставляет испытуемым удовольствие, а несогласованность ритма и темпа собственных движений раздражает.

Полученные результаты исследования имеют теоретическое обоснование: физиологическое воздействие музыки базируется на связи ритмических звуковых колебаний с ощущением движения. Эта связь способствует непроизвольному возникновению слухомоторной координации выполняемых движений под музыку. Человеческий организм способен усваивать ритмы, навязываемые извне, подстраиваясь под ритм, темп работы ускоряется или замедляется, в соответствии с ситуацией.

Уменьшение ощущения усталости вызвано снижением внимания и длительного психологического напряжения, обеспечивающего качественное выполнение упражнения, при прослушивании музыки. Музыкальный фон способствует смене волевых движений автоматическими в такт мелодии. Ритмическая организация работы осуществляется механически, не требуя дополнительного умственного напряжения и концентрации. Ослабление волевого контроля позволяет уменьшить сопротивление мышц антагонистов и избежать напряжения мышц, не участвующих напрямую в работе, благодаря этому несмотря на повышение производительности, снижаются энергозатраты и утомление.

Результаты проведенного исследования убеждают в целесообразности использования музыки в темпе allegro, для непроизвольного повышения физической активности и возбуждения спортсменов, а музыки в темпе lento– для их успокоения [1].

Для повышения качества тренировок при выборе музыкального сопровождения следует обратить внимание на специфику физической нагрузки, строгой размеренности темпа и акцентированию сильных долей. Это необходимо для того, чтобы музыкальное сопровождение соответствовало содержанию упражнений и помогало их выполнению.

Для занятий физической культурой подойдёт простая по содержанию и бодрая по характеру звучания музыка — танцевальные и эстрадные песенные произведения, такое музыкальное сопровождение занятий физической культурой с успехом применяется и в НГУЭУ.

В подготовительной части физкультурного занятия следует использовать музыку, настраивающую занимающихся на тренировочный ритм, активизирующие внимание.

В основной части занятия применение музыкальной стимуляции эффективнее всего при выполнении однообразных циклических упражнений в заданном режиме с определённой интенсивностью. Для этих целей подходит быстрая, лидирующая музыка с чётким ритмическим рисунком. С темпом от 130 –140 акцентов в минуту (для аэробного режима) до 150–160 акцентов в минуту (для анаэробного).

Заканчивать занятия следует музыкальными произведениями, звучащими в среднем или верхнем регистре, способствующими снятию утомления и восстановлению сил. Успокаивающая музыка содействует снижению нагрузки, физического и психоэмоционального напряжения. Темп необходимо подбирать от 60 до 90 ударов в минуту, включать музыку следует негромко в диапазоне 60 –70 децибел. Описанное музыкальное сопровождение подходит для выполнения растяжки, дыхательных упражнений и аутотренинга.

В заключении можно отметить, что использование музыкального сопровождения в любых форматах физической активности содействует всестороннему гармоничному развитию личности. Музыка способствует развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, музыкального вкуса. Её применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает разнообразить тренировки, стимулировать и мотивировать тренирующихся к новым достижениям, а также ускоряет процессы освоения техники правильного выполнения движений. Исследование данного явления учёными по всему миру позволило теоретически обосновать наблюдения спортсменов и тренеров.

Как показывает практика последних лет, музыкальное сопровождение широко применяется на занятиях физической культурой в образовательных учреждениях различного уровня и направленностей: детских садах, школах, ВУЗах, не исключение и НГУЭУ. В нашем университете музыкальные произведения используются на занятиях, соревнованиях, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях, на танцевальных тренировках: шейпинге и аква-аэробике.

Методически грамотный выбор музыкального сопровождения является необходимым условием правильной организации тренировочного процесса и способен повысить эффективность и качество занятий физической культурой и спортом.

 

Литература:

 

  1.                Желнерович В. Г., Игнатович Д. А., Григоревич И. В., Салычиц А. Ф. Воздействие музыкального сопровождения на физическую активность. — Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
  2.                Смирнова Ю. В., Сайкина Е. Г., Кадыров Р. М. Музыкальное сопровождение в физической культуре: учебно-методическое пособие. — СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 104 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle