Библиографическое описание:

Кошель В. Н. Педагогические условия подготовки будущих воспитателей к обучению двигательным действиям детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 979-983.



 

В статье рассматривается модель и педагогические условия подготовки будущих воспитателей к обучению двигательным действиям детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, дети дошкольного возраста, двигательные действия, модель профессиональной подготовки, готовность будущих воспитателей.

 

Постановка проблемы. Современные социально-экономические, политические процессы в государстве порождают ряд трудностей, которые коснулись всех сторон общественной жизни. Существенные трансформации подверглась система образования, в том числе и высшей школы. Конкуренция на рынке труда, новые социальные, экономические условия привели к повышению значения профессиональной подготовки и вызвали ряд проблем, которые нужно срочно решать: осложнения педагогического процесса, увеличение объема информации, постоянный рост требований к профессиональной компетентности преподавателей и выпускников высших педагогических учебных заведений.

Обучение дошкольников основных движений является сложным педагогическим процессом, во время которого дети под руководством воспитателя приобретают нужный двигательный опыт. Приоритетной является деятельность воспитателя, который планирует и практически воплощает поставленные перед ним образовательные задачи. Итак, первоочередной задачей высших педагогических заведений является подготовка высококвалифицированного специалиста, который на должном уровне будет выполнять профессиональные обязанности.

Анализ последних исследований и публикаций. Установлено, что на сегодня в монографиях, диссертационных исследованиях, интернет-ресурсах, опыте работы научно-педагогических работников высших учебных заведений Украины и других научных трудах по проблемам подготовки специалистов в высших учебных заведениях в значительной мере освещены теоретико-методологические аспекты (Л. В. Артемова, И. Д. Бех, В. И. Бондарь, Б. В. Беленька, А. Л. Богинич, Н. В. Гавриш, И. А. Зязюн, Л. П. Загородняя, М. А. Машовец, Н. А. Носко, В. Ф. Орлова, В. В.Рыбак и др.)[4].

Во многих исследованиях Е. С. Вильчковского, Н. Ф. Денисенко, Т. И. Дмитренко, В. Е. Дьяченко, А. В. Запорожца, А. И. Курка, М. А. Машовец, З. И. Мустафаевой, З. И. Нестеровой, Т. И. Осокиной, С. А. Петренко, Д. В. Хухлаевой и др.) накоплен значительный опыт, касающийся проблемы подготовки специалистов к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть особенности процесса формирования готовности будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста в профессиональной деятельности.

Изложение основного материала исследования. Новые подходы к организации образования в высшей школе ориентированы в первую очередь на воспитание личности, готовой к самообразованию и развития собственных познавательных возможностей и интересов, самосовершенствования и самореализации, готовности к успешной адаптации в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.

Термин «профессиональная подготовка» толкуется как совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств личности, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по профессии; процесс сообщение студентам соответствующих знаний и умений[4]. Критический анализ литературных источников показал специфику профессиональной подготовке педагога. Логичным представляется понимание профессиональной подготовки как системы организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной направленности знаний, умений, навыков и профессиональной готовности к определенной деятельности.

Процесс подготовки будущих педагогов к физическому воспитанию детей рассматривается в научных работах Т. Д. Бабушкина, М. Я. Виленского, А. В. Петунина, В. А. Сластьонина, Л. П. Сущенко. Профессиональная подготовка студентов к физическому воспитанию детей анализируется учеными с точки зрения целостного явления, интегральной признаки, включая процесс формирования и развитие специфических способностей, умений и навыков, заинтересованности специалиста в передаче своих знаний другим, позитивного отношения к определенному виду деятельности, развитие умений владеть способами и приемами обучения и воспитания, самоконтроля и самооценки своей деятельности [6].

Обстоятельное изучение профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учебного заведения осуществлено в работах Б. А. Ашмарина, С. Ю. Балбенка, А. Л. Богинич, М. Я. Виленского, Е. С. Вильчковского, Н. Ф. Денисенка, А. А. Деркача, А. М. Кузьминой, Е. А. Панько, А. В. Петунина, В. А. Сластьонина, А. П. Федько. Раскрывая функциональные обязанности воспитателя, авторы этих работ отмечают, что особое значение в его работе отводится функции охраны жизни и здоровья детей [1].

Вопросы совершенствования содержания системы подготовки будущих специалистов дошкольного образования изучали Л. В. Артемова, Е. В. Беленькая, А. Л. Богинич, Е. С. Вильчковский, Н. В. Гавриш, Н. Ф. Денисенко, Л. П. Загородняя, А. И. Курок, Н. В. Лысенко, М. А.Машовец, С. А. Петренко, Т. И. Пониманская и другие [4].

На основе анализа различных подходов к проблеме исследования определено, что профессиональная подготовка будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста — это процесс овладения необходимыми теоретико-методическими знаниями, формирование соответствующих умений и навыков, профессиональной направленности, развитие профессиональных и личностных качеств; освещены необходимость учета анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста для качественного организованного образовательного процесса в условиях вуза, который способствует всестороннему и гармоничному развитию дошкольников, предотвращает заболевания, улучшает деятельность всех органов и систем организма, что является следствием его готовности к обучению определенных двигательных действий.

Учитывая то, что профессиональная готовность воспитателя дошкольного учебного заведения составляет совокупность педагогических умений и зависит во многом от направленности педагога, его профессиональных знаний и способностей, нами были определены критерии оценки готовности студентов к обучению детей дошкольного возраста двигательных действий: мотивационно-ценностный, теоретически-когнитивный, практически-деятельностный, проектно-моделированный. Соответствии с определенными критериями были выяснены их показатели и уровни (высокий, средний, начальный).

Высокий уровень предполагает наличие: внутренних мотивов, порождаемых профессиональной деятельностью, ее общественной пользой, желанием общаться с детьми, возможностью проявлять творческие способности в этой сфере; сознательной активности; четко осознанной, ярко выраженной установки на целенаправленное осуществление физического развития ребенка в процессе формирования основных движений; доминирование демократического стиля общения с детьми; глубоких, осознанных знаний психолого-педагогических, анатомо-физиологических основ и методики обучения детей дошкольного возраста двигательных действий; умений целесообразно подбирать содержание двигательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей, их индивидуальных возможностей и двигательной подготовленности; знаний и умений, необходимых для формирования основных движений в практической работе с дошкольниками.

Средний уровень предполагает наличие: как внутренней, так и внешней мотивации (мотиваторами часто выступают внешние положительные стимулы — получение положительной оценки); положительной установки на целенаправленное формирование основных движений у детей; преимущества авторитарного стиля взаимодействия с детьми; достаточных знаний в области психолого-педагогических дисциплин, анатомо-физиологических основ и методики обучения детей дошкольного возраста двигательных действий; достаточно сформированных умений подбирать содержание двигательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей, их индивидуальных возможностей и двигательной подготовленности; умений успешно решать типичные педагогические задачи, но наличие трудностей в анализе нестандартных педагогических ситуаций и в выборе способов их решения.

Начальный уровень характеризуется отсутствием профессионально значимых мотивов, выраженной установки на необходимость обучения основных движений у детей яркой ориентацией на либеральный стиль общения с детьми; недостаточным уровнем знаний психолого-педагогических, анатомо-физиологических основ и методики обучения детей дошкольного возраста двигательных действий у детей дошкольного возраста; отсутствием умений целесообразно подбирать содержание двигательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей, их индивидуальных возможностей и двигательной подготовленности; неумением четко определить цели, задачи, способы организации детей по формированию двигательных навыков (работа ведется по образцу, без учета конкретной ситуации и индивидуальных и возрастных особенностей детей).

Результаты диагностического показали доминирование среднего и низкого уровней сформированности профессиональной готовности студентов к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста в экспериментальных (ЭГ) и контрольных группах (КГ). Высокий уровень профессиональной готовности продемонстрировали 4,70 % студентов (ЭГ), 5,04 % студентов (КГ), средний уровень выявлен у 40,94 % студентов (ЭГ), 42,45 % — (КГ) и низкий — 54,36 % — (ЭГ), 52,51 % — (КГ).

На основе проведенного анализа сущности и содержания профессиональной подготовки студентов теоретически обоснованы педагогические условия подготовки будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста: создание оптимальных условий для повышения мотивации учебной деятельности студентов (заинтересованность содержанием обучения: информационным и деятельностного, принятие студента как активного партнера учебного взаимодействия, профессионально-практическое направление профессиональной подготовки); обеспечения целостной системы профессиональной подготовки на основе взаимообусловленного связи цели, содержания, форм, методов обучения; формирование у студентов теоретико-методических знаний и умений целесообразно их применять в процессе осуществления умственных и практических операций; внедрение спецкурса «Подготовка будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста».

Оценка готовности будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста осуществлялась по следующим критериям: мотивационно-ценностный, теоретически когнитивный, практически-деятельностный, проектно-моделированный.

Показателями мотивационно-ценностного критерия является оценка отношения к будущей профессиональной деятельности, установкой на реализацию личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, потребностью в целенаправленном обучении дошкольников физическим упражнениям, умением анализировать собственную педагогическую деятельность, гуманном отношении к ребенку, здоровом образе жизни, который составляет ядро личности специалиста, определяет его социальную и профессиональную позицию; теоретико-когнитивный — наличие профессиональных знаний, способность самостоятельно работать с научной, справочной, методической литературой, анализировать ее, наличие знаний о технике выполнения движений, традиционных и нетрадиционных оздоровительных технологий, педагогических инноваций физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников; практически-деятельностный — владение необходимыми умениями для осуществления руководства физическим развитием детей дошкольного возраста в процессе обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста; творческий подход в решении различных педагогических ситуаций при осуществлении обучения двигательным действиям дошкольников; умение проявлять гибкость в управлении учебной деятельностью на занятиях по физической культуре и в процессе самостоятельной двигательной деятельности дошкольников; находить индивидуальный подход к детям в процессе обучения двигательным действиям с учетом группы здоровья ребенка, его типологических особенностей, уровня развития физических качеств; проектировочно-моделировочный — умение четко определять цели, задачи, способы организации детей дошкольного возраста при обучении двигательным действиям; быть способными постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; осуществлять эффективное перспективное и оперативное планирование всей работы по физическому воспитанию в каждой возрастной группе; умение составлять план-конспект различных типов и видов физкультурных занятий и других форм физического воспитания дошкольников; продумывать рациональное использование инвентаря, подручных средств и использовать в работе с детьми современное оборудование; организовывать процесс физического воспитания в дошкольном учебном заведении по определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, методы, формы работы с учетом уровня развития детей [4].

На основе результатов проведенного анализа реального состояния готовности будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста и с учетом теоретических основ исследования разработана экспериментальная модель, которая является схематичным способом воспроизведения процесса подготовки будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста.

Предложенная экспериментальная модель содержит: целевой, организационно-содержательный и результативный блоки. Целевой блок охватывает цель подготовки будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста и задачи: общепедагогической условия для эффективной подготовки будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста; оказывать методическую помощь студентам в процессе выполнения индивидуальных творческих задач, самостоятельной работы.

Организационно-содержательный блок охватывает содержание, этапы, формы, методы, средства и педагогические условия подготовки будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста. Содержание включает в себя профессиональную подготовку будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста. С этапами реализации процесса подготовки будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста мы относим: мотивационно-ценностный (формирование устойчивого интереса к учебе двигательных действий детей дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки); теоретико-когнитивный (формирование способности самостоятельно работать с научной, справочной, методической литературой, анализировать ее, наличие знаний о технике выполнения движений, традиционных и нетрадиционных оздоровительных технологий, педагогических инноваций физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников, практически-деятельностный (обучение будущих воспитателей дошкольных учебных заведений базовых знаний, умений и навыков, в обучении двигательным действиям детей дошкольного возраста), проектно-моделированный (формировать умения и навыки четко определять цели, задачи, способы организации детей дошкольного возраста при обучении двигательным действиям; владеть профессиональной самооценкой, постоянно совершенствуя свое профессиональное мастерство, осуществлять эффективное перспективное и оперативное планирование всей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста).

Организационно-содержательный блок охватывает формы (лекции — мультимедийная, бинарная, визуализация, встреча практические занятия (деловые игры), самостоятельная и индивидуальная работа), учебно-производственная практика в дошкольных учебных заведениях; методы (интерактивные — упражнения, диалоги, деловые дидактические игры с рефлексивной оценке), беседа, уточнение базовых понятий, анкетирование, ранжирование), игровые упражнения, карточки с познавательными задачами, тестовые задания, опрос; проверки и оценки умений студентов, презентация моделей, разработок; средства (звуковые, визуальные, информационные системы, учебные сайты, электронные библиотеки, Интернет-ресурсы).

Результативный блок содержит критерии оценки подготовки будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста и результат ее готовности.

Для проведения экспериментального исследования были созданы контрольная (139 человек) и экспериментальная группы (149 человек).

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод, что учебно-воспитательная работа по подготовке будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста нуждается в совершенствовании, поиска новых путей, форм и методов ее осуществления.

Опытно-экспериментальная проверка предложенной модели обнаружила динамику профессиональной готовности студентов к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста по критериям (таблица 1).

Результаты контрольного среза свидетельствуют, что показатели критериев, которые определяли общий уровень готовности студентов к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста, в ЭГ понесли большие изменения по сравнению с показателями КГ, свидетельствует об эффективности внедрения разработанной модели подготовки. Таким образом, результаты сравнительного анализа данных эксперимента подтверждают гипотезу исследования.

С целью проверки эффективности формирующего эксперимента был проведен анализ его результатов с применением математических методов. Мы использовали критерий Пирсона, что позволило констатировать, степень статистически значимые различия уровней готовности студентов ЭГ и КГ до обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста.

 

Таблица 1

Динамика профессиональной готовности студентов к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста на всех этапах проведения исследования (в %)

Критерии оценки уровней готовности студентов

Уровни готовности студентов

Экспериментальные группы

Констатирующий срез

Контрольный срез

выс.

сер.

нач.

выс.

сер.

нач.

Мотивационный

32,21

37,59

30,20

35,57

42,95

21,48

Теоретический

4,02

38,26

57,72

31,57

51,68

16,78

Деятельностный

4,70

38,26

57,04

27,52

54,36

18,12

Контрольные группы

Мотивационный

33,09

37,41

29,50

34,53

38,13

27,34

Теоретический

5,04

40,29

54,67

19,43

48,20

32,37

Деятельностный

4,32

43,88

51,80

14,39

51,08

34,53

 

Полученные результаты позволили сделать вывод о статистически значимый результат исследования (Тсп.> Ткр.: 10,28> 1,38) и эффективность предложенной модели.

Проведенное исследование и полученные результаты по решению проблемы подготовки будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста дали возможность сделать следующие выводы:

  1.      На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновано понятие «профессиональная подготовка»: процесс овладения знаниями и умениями; совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения личности, которые обеспечивают возможность успешной работы по профессии; процесс сообщение студентам соответствующих знаний и умений; получение квалификации по соответствующему направлению подготовки или специальности.
  2.      Проведенное эмпирическое исследование показало, что система подготовки будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста находится в таком состоянии, когда еще недостаточно решаются связь обучения и воспитания студентов в образовательном процессе высших учебных заведениях; теоретическая подготовка студентов превалирует над практической; будущие воспитатели недостаточно мотивированы на усвоение техники (качественных показателей) движений, на использование инновационных методов обучения движений; недостаточная теоретико-практическая подготовка студентов негативно отражается на их педагогической деятельности после окончания высшего учебного заведения. В связи с этим мы внедрили в образовательный процесс высших учебных заведений спецкурс «Подготовка будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста».
  3.      Научно обоснована модель подготовки будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста, которая враховуюе специфику подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Основными преимуществами модели являются: поэтапная подготовка будущих воспитателей к обучению двигательных действий детей дошкольного возраста (мотивационно-ценностный, теоретически когнитивный, практически-деятельностный, проектно-моделирующий) создание оптимальных условий для повышения мотивации учебной деятельности студентов; использование вариативных изменений в формах организации учебной деятельности студентов, путем целесообразного выбора интерактивных методов обучения, дифференциации задач с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей студентов; разработка и реализация в учебном процессе серии специальных упражнений и задач, учитывающие специфику будущей профессиональной деятельности; проведения различных видов практических занятий и производственно-педагогической практики.

 

Литература:

 

  1.      Беленький В. Воспитатель детей дошкольного возраста: становление специалиста в условиях обучения: Монография / В. Беленькая. — К.: Свиточ. 2006. -148 с.
  2.      Вильчковский Е. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: уч. пособие. / Е. С. Вильчковский, А. И. Курок. — Сумы: Университетская книга, 2011. -428 с.
  3.      Отраслевой стандарт высшего образования. Образовательно-квалификационная характеристика бакалавра по специальности 6.010101: Дошкольное воспитание / Л.Артемова, Г.Беленька, О.Богинич [и др.]; наук. рук. В. Бондарь. — М.: МОН Украины, 2005. — 104 с.
  4.      Кошель А. П. Формирование культуры здоровья будущего воспитателя дошкольного учебного заведения в процессе профессиональной подготовки: Автореф. на получение научн. степ. канд. пед. наук: 13.00.04 — теория и методика профессионального образования / А. П. Кошель — Глухов. 2015–20 с.
  5.      Нагаев В. Н. Методика преподавания в высшей школе: учеб. Руководство Виктор Михайлович Нагаев. — М.: Центр учебной литературы, 2007.- 232 с.
  6.      Ортынский В. Л. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / В. Л. Ортынский. — К.: Центр учебной литературы, 2009. -472 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle