Библиографическое описание:

Калинина Т. В., Кораблева К. А., Кораблева И. Г. К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 55-58.



 

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представлены основные индивидуально-типологические особенности несовершеннолетних, находящихся на исправлении.

Ключевые слова: воспитательная колония, воспитанники, несовершеннолетние осужденные, ресоциализация, социальная адаптация.

 

Воспитательная колония (ВК) – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и морально-нравственные и индивидуально-типологические особенности личностного развития. Основная цель воспитательной колонии – исправление осужденных, осуществление превентивных мер по предотвращению совершения новых преступлений освободившимися, интеграция их в общество, как законопослушных гражданин, способных успешно адаптироваться к сложным жизненных ситуациям.

Задачи воспитательной колонии состоят в организации деятельности по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, находящихся в колонии; обеспечение исполнения наказания в соответствии с законом и приговором суда; предотвращение рецидивной преступности воспитанников, и повторной осужденности несовершеннолетних. Для успешного достижения целей и задач администрации колонии и ее сотрудникам необходимо создать оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности воспитанников, включающего интеллектуальный, физический, духовный, нравственный, психологический компоненты, при этом адаптация, ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних на основе гуманистического подхода обеспечит эффективную их реализацию [1].

В отечественной науке вопросом противоправного поведения подростков занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы стремящиеся найти путь к совершенствованию и самосовершенствованию личности получившее раскрытие в работах В. М. Бехтерева, П. Б. Ганушкина, С. С. Корсакова, А. Ф. Лазурского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского и др. А так же в работе М. И. Гернета, энциклопедически изучившего нравы и традиции тюремной жизни [2].

Проблема ресоциализации осужденных и лиц, освобожденных от наказания, рассматривалась в работах В.М.Анисимкова, А.М.Яковлев, В. И. Селиверстова, Н. А. Беляева, Ю.И.Бытко, Ю.А.Алферова, А. И. Васильева и др.

Для осуществления успешной ресоциализации осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы, определения возможностей сопровождения их в реабилитационных общественных и муниципальных центров на стадии подготовки воспитанников ВК к освобождению, шире привлекать к сотрудничеству с администрацией ВК представителей общественности и религиозных организаций к устройству их дальнейшей судьбы, заранее знакомя с теми воспитанниками, которые могут оказаться в трудной жизненной ситуации: дети-сироты, бомжи и т.д. [3].

Сегодня ресоциализация воспитанников исправительных учреждений является приоритетной задачей, которая решается на уровне государственных структур. Основными задачами работы данного учреждения являются:

•формирование нравственных отношений между осужденными;

•искоренение проявлений, унижающих человеческое достоинство осужденных;

•адаптация к нормальному существованию в обществе;

•формирование позитивных ориентаций, устранение отрицательных последствий после пребывания в воспитательных колониях, оказание постпенитенциарной помощи.

Основную группу лиц, нуждающихся в помощи, составляют освободившиеся из мест лишения свободы. В первую очередь это важно и самому обществу, чтобы эти люди вновь не стали преступниками.

Несомненно важно, чтобы в воспитательных учреждениях не принижалась индивидуальность осужденного, его человеческое достоинство и не ограничивалась свобода.

Сам процесс ресоциализации не должен развивать в воспитаннике отрицательные качества и негативно влиять на психику.

Положительно зарекомендовали себя в процессе индивидуальной и групповой работы с лицами, освобождаемыми из исправительных учреждений, психологические тренинги, проводимые представители общественности совместно с психологами и социальными педагогами. Они направлены на формирование и закрепление у осужденных определенных правил поведения в различных жизненных ситуациях, с которыми они могут столкнуться, освободившись из учреждения. Например, «Как лучше добраться до дома после освобождения из ВК», «Продолжать ли обучение в школе (профессиональном училище)», «Как устроиться на работу», «Как вести себя при встрече со «старыми» друзьями» и т.д. Важным моментом в проведении социально-педагогической работы с осужденными на этапе подготовки к освобождению является организация встреч, консультаций, бесед с представителями местных органов власти, общественных формирований и конфессий. Подобные встречи должны быть направлены на решение различных социальных проблем, возникающих после освобождения у осужденных: где жить, работать, учиться, получать медицинскую помощь, как зарегистрироваться по месту жительства и т.д.

В последние годы все более важным направлением в сотрудничестве администрации учреждения с общественными организациями становится социально-психологическое и духовно-нравственное воздействие на личность воспитанника. Именно в этом направлении, так важно привлечь высокопрофессиональные кадры общественности, как к воспитательному процессу внутри учреждения, так и к сопровождению воспитанника по месту жительства после освобождения.

Самую многочисленную возрастную группу осужденных ВК продолжают составлять 16-17-летние осужденные – примерно 75% и 18-19-летние – 20% Это означает, что направленные в ВК несовершеннолетние осужденные уже прошли определенный этап социализации в обществе, что необходимо учитывать при планировании социально-педагогического воздействия на них. До осуждения большинство из несовершеннолетних осужденных училось в общеобразовательных школах и других учебных заведениях – почти 75%. Только 4% из них до направления в ВК работали, а более 21% не работали и не учились. Поступающие в ВК несовершеннолетние осужденные характеризуются пониженным уровнем физического и психического здоровья.

В 2014 г. в ВК в основном отбывали наказание осужденные, совершившие преступления средней тяжести и тяжкие преступления, соответственно 62,3% и 31,9%. Как правило, несовершеннолетние осужденные не успевают завершить срок отбывания наказания в ВК до наступления совершеннолетия и их переводят для завершения срока исполнения наказания в исправительную колонию. Это негативно влияет на личность переводимого осужденного, осложняет процесс его исправления и ресоциализации.

В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы (УИС) возникает необходимость повышение эффективности функционирования психологических служб, совершенствования содержания средств, методов и технологий воздействия работы с осужденными, обеспечения их успешной социальной интеграции и адаптации в обществе в период после освобождения.

Большинство подростков попадающих в воспитательные колонии раскаиваются о содеянном, сожалеют о невозможности исправить случившееся, однако не считают то, что ими сделано тяжким преступлением, не испытывая чувства вины. Попадая в новые условия, быстро усваивают неформальные тюремные отношения и нормы, с легкостью нарушают режимные требования, присваивают негативные установки в отношении сотрудников колонии [4].

Исследования личностных особенностей воспитанников воспитательной колонии показали, что заключенные, имеют в основном заниженную самооценку, низкий уровень притязаний, высокий уровень тревожности и низкий уровень волевого самоконтроля [2]. Их отличает демонстративно-приспособительный характер и вызывающее оппозиционное поведение.

Что находит подтверждение в результате повтора преступлений, причём часто с возрастанием их тяжести. Даже после условно-досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних, которое осуществляется лишь при наличии примерного поведения осужденных, отсутствия нарушений во время отбывания наказания встало на путь исправления. Что свидетельствует о необходимости поиска новых путей, методов и технологий в решении проблемы ресоциализации воспитанников, возложенной на сотрудников воспитательных колоний: воспитателей, психологов и социальных работников

Процесс адаптации к социуму, на сегодняшний день, достаточно сложен для освободившихся из мест лишения свободы, а особенно, несовершеннолетних, имеющих психические отклонения, состояние которых еще и усугубляется под влиянием пенитенциарного стресса и является для них психотравмирующим звеном в их личностном развитии.

Психологи уголовно-исполнительной системы осуществляют целенаправленную работу с различными категориями осужденных, в том числе с группой, имеющих психические аномалии, используют различные эффективные подходы, способствующие формированию нового социального опыта, развитию навыков социально приемлемого и одобряемого поведения. В последнее время приходится актуализировать работу психолога, пересмотреть все имеющиеся в арсенале сотрудников формы, методы и технологии работы в использовании дифференцированного подхода к осужденными, имеющим психические отклонения. Одной из эффективных технологий в работе с данной группой осужденных является терапия творчеством (арт-терапия), которая помогает найти оптимально эффективный подход в решении значимых проблемных ситуаций в жизни воспитанника. Целью коррекционного воздействия является обогащение субъективного личностного опыта в различных ситуациях, проработка внутриличностных конфликтов.

Воспитанник воспитательной колонии по окончании срока наказания вновь попадает в общество, законы которого он должен знать и соблюдать, но он не всегда способен им следовать, в связи с искаженной социальной адаптацией. Именно поэтому, на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.

Данный процесс предполагает целенаправленную специально организуемую работу на заключительном этапе отбывания наказания (за полгода до окончания назначенного судом срока освобождения осужденного). Подготовка к освобождению в широком смысле охватывает все проводимые с осужденными в период их пребывания в ВК воспитательные мероприятия, а так же социальную и профилактическую работу с ними, поскольку все это должно быть ориентировано на возвращение осужденных к нормальной жизни в социуме, восстановление навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания. Следовательно, с ним проводятся процедуры по возобновлению утраченных во время отбывания уголовного наказания социального статуса и социальных функций. Осужденный усваивает социально одобряемые образцы поведения и ценностные ориентации.

В качестве основных направлений ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений можно отнести следующие направления: психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного; выявление конкретных дефектов его общей социализации; разработка программы индивидуальной психолого-педагогической коррекции; осуществление необходимых мер психотерапии; охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях; повышение общеобразовательного уровня осужденных; обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению.

Таким образом, ресоциализация осужденных, представляя собой элемент межкультурного взаимодействия, может рассматриваться как процесс аккультурации, предполагает целенаправленную специально организуемую работу на заключительном этапе отбывания наказания, охватывает все проводимые мероприятия, в том числе социальную и профилактическую работу, ориентированный на возвращение осужденных к жизни в социуме в постпеницитарный период, восстановление навыков вхождения в социальную среду после освобождения от наказания.

 

Литература:

  1. Леус Э.В., Соловьев А.Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Психология и право. – 2012. – №3 [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54179.shtml (дата обращения: 02.06.2015).
  2. Фролова Е.О., Калинина Т.В. Психолого-педагогическая помощь по коррекции личностного развития несовершеннолетних осужденных воспитательной колонии // Культура и образование. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1986 (дата обращения: 05.06.2014).
  3. Щелина Т.Т., Карюхина А.С. Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания//Молодой ученый. – 2014. – № 21-1 (80). – С. 140-142.
  4. Щелина Т.Т. Особенности несовершеннолетних осужденных в контексте проблем психолого-социальной работы // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Материалы международной заочной научно-практической конференции / Под редакцией Т.Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 76-81.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle