Библиографическое описание:

Горшков Е. А., Бутанина Е. С. Психологические идеи философии экзистенциализма Ж.-П. Сартра // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 67-69.



 

В статье рассматриваются основные положения философии экзистенциализма Ж.-П. Сартра в контексте их пересечения их с идеями учёных-психологов. Приводится оценка Сартром некоторых психологических концепций. Анализируются психологические идеи Сартра, преобладающие мотивы его литературного творчества.

Ключевые слова: Ж.-П. Сартр, экзистенциализм, сознание, гуманистическая психология, фрейдизм.

 

Жан-Поль Сартр занимает передовое место среди французских писателей XX века. Его, поражающие своей оригинальностью литературные произведения являются предметом исследования для многих литературоведов по сей день. Для большинства читателей знакомство с его писательским гением начиналось с романа «Тошнота» 1938 г. и автобиографической повести «Слова» 1964 г. Эти два центральных произведения олицетворяют собой предметы выражения основных положений философского осмысления мира автором в начале его творческого пути и, соответственно, на закате творчества.

Многие знают Сартра как приверженца такого философского направления как экзистенциализм. В этом русле он отстаивал атеистические позиции миросозерцания, утверждая, что важнейшим условием становления человеческой сущности является не что иное, как свободная воля и выбор самого человека. Ставя перед собой задачу определения бытия человека, философ не мог не приоткрыть завесу его внутреннего «Я». Причину самостановления человеческой сущности философ видит в неограниченности данной человеку воле, в осознании себя как индивидуально возможную форму проявления бесконечной свободы. Существование не имеет первопричины, но деятельность человека, выбранные им ориентиры поддаются влиянию некоего «первоначального выбора» – первичной мотивации к становлению сущности. Данная теория легла в основу экзистенциального психоанализа, суть которого заключается не в рассмотрении причин поведения индивида, а в выявлении причины причин или условия, при котором возможно существование данной причины.

Как мы видим, Жан-Поль Сартр имел и значительную теоретическую базу по изучению психологии индивида, но можно ли назвать его психологом?

Творчество и биография Сартра не раз становились объектом исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых. Шотландский психиатр Рональд Лэйнг, основываясь на философских суждениях экзистенциализма, отстаивал идеологию так называемой антипсихиатрии, согласно которой фундамент психологических заболеваний индивида заложен в его экзистенциальной свободе – свободе личности. Среди источников своих идей Лэйнг выделял работы Сартра, считая «Критику диалектического разума» почвой собственной социальной теории. Воодушевленный произведениями философа, Лэйнг совместно с Дэвидом Купером пишет работу «Разум и насилие: десятилетие творчества Сартра» (1964 г.). Американский философ и социолог Морис Натансон также был заинтересован экзистенциальной направленностью философии Сартра. Свои наблюдения он выразил в книге «A Critique of Jean-Paul Sartre's Ontology» (1951 г.). Известный немецкий философ Мартин Хайдеггер отметил, что Жан-Поль Сартр скорее искусный писатель, нежели философ. Знаменитый писатель, литературовед, Владимир Набоков напротив утверждал, что Сартр является скорее философом, чем писателем [1].

Как мы видим, Ж.-П. Сартр – фигура весьма неоднозначная, поскольку интересы писателя разнообразны. В нашей работе мы попытаемся осветить психологическую направленность его идей и концепций.

Итак, целью нашего исследования является изучение философии Ж.-П. Сартра в аспекте его психологических идей. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1)выявить в произведениях писателя темы м проблемы психологического содержания; 2) выделить преобладающие мотивы литературного творчества и проследить их возможные пересечения с идеями учёных-психологов.

В нашем исследовании мы использовали следующие методы: историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого неразрывно связано с учётом общей логики развития науки в определённый исторический период; сравнительно-исторический метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей; метод систематизации психологических высказываний; метод анализа категориально-понятийного аппарата, который предполагает выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того же ученого.

Как было указано ранее, Сартр является одним из передовых идеологов экзистенциализма. Под экзистенциализмом здесь мы понимаем философское движение, ориентированное на изучение двух основных тем: анализа человеческого существования (экзистенции) и специфики человеческого выбора [2]. В своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» Сартр выделяет несколько концепций миросозерцания и поясняет каждую из них:

1. Технический взгляд на мир, когда «...мы можем сказать, что у ножа его сущность, то есть сумма приёмов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует его существованию»;

2. Божественная природа человека: «индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме»;

3. Человеческая природа: «...каждый отдельный человек - лишь частный случай общего понятия «человек». Следовательно, и здесь сущность человека предшествует его историческому существованию, которое мы находим в природе». [3, с. 322].

Сторонники трех перечисленных концепций едины во мнении, что набор определенных свойств и характеристик, то есть сама сущность, человеческой личности является первоосновой создания человека – его объективного существования. Иную позицию занимает Сартр и сторонники атеистического экзистенциализма. Он утверждает, что человек является тем существом, кто начинает существовать прежде, чем определяется каким-либо понятием - «...человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Он станет человеком лишь позже и станет таким человеком, каким он сам себя сделает» [3, с. 323].

Таким образом, понимание человека Ж.-П. Сартром, базируется на тезисе «существование предшествует сущности», человек есть то, что он из себя делает, человек есть личный выбор и самоопределение. Данная позиция с легкостью вписывается в идеи гуманистической психологии в русле концепций А. Маслоу и К. Роджерса.

Мотив личного выбора и личной ответственности отчетливо звучит в художественных произведениях Сартра. Главный герой пьесы «Грязными руками» Уго (Гуго) стоит перед выбором между самоутверждением посредством террора и отказом от образа «бунтовщика». Хотя герой всё-таки осуществляет замысел (стреляет в Гёдерера), фактически убийство его уже не имеет идейно подкрепленных мотивов, напротив – убийство совершается в припадке ревности. В этой пьесе уже прослеживается некое пересечение с идеями психологов, в частности, мотив власти «отца» отождествляется с властью фрейдовского «Сверх-Я».

Излюбленной схемой поведения героев в произведении Сартра является отношения палача и жертвы. В данном контексте писатель особо выделяет соперничество как способ самоутверждения. Непрямая борьба между партизанами и «милицией», стремление к «моральному превосходству над противником», как писал С. Зенкин, заранее обречена на смертельный исход [4].

Герои Сартра так или иначе стремятся к свободе. Свобода в идеале – понятие абсолютное, то, к чему человек первоначально имеет расположение. Однако любая отдельная «свобода» в понимании человека – это последствие сделанного выбора. Именно выбор и волю человека Сартр считал основополагающими критериями становления человеческой сущности. Рассматривая человека как «самоформирующуюся», саморегулирующуюся систему, Сартр возвышал в человеке осознание ответственности за сделанный выбор не только перед собой, но и перед обществом в целом. Если воля является регулятором человеческой сущности, значит, ведущая характеристика данной сущности есть сознание. Ведь «существование» у Сартра – это пассивное проявление реалий действительности, то, что имеет свойство быть без указанных на то причин и условий. Существование воспринимается как абсурдность бытийности, её бессмысленная данность или «совершенная беспричинность» [5, с. 140]. Если выбор, определяемый сознанием, формирует сущность, то есть человек способен управлять своим сознанием и – более того – быть ответственным за свой выбор, то бессознательное проявление психики в принципе невозможно.

Действительно, Сартр выступал против принятия бессознательных процессов человеческого разума основополагающими в психоанализе. В частности, он критиковал фрейдовскую теорию «либидо», утверждая, что все совершаемое человеком сознательно – идея бессознательного была придумана, чтобы снять всякую ответственность с человека за его выбор и проявления.

В работе Ж.-П. Сартра «Воображение» (1936 г.) был сформулирован «Великий онтологический закон сознания»: ...единственным способом существования для сознания является обладание сознанием, собственного существования [6]. Иными словами, сознание самоопределяет себя к существованию, оно само является причиной собственного существования и существование его не иначе как «спонтанное», а значит в царстве человеческой сущности – в царстве сознания – не может существовать бессознательного.

На самом деле, пересечения идеологии Сартра с трудами психологов замечены не только в критике фрейдизма. В ранее упомянутой работе писателя «Воображение» он рассматривал классические концепции соотношения мысль – образ у Декарта, Юма и Лейбница. Сартр полагал, что «мысль» радикально отлична от «образа», «образ» есть понятие, сугубо субъективное и существующее лишь в той мере, в какой оно осознается.

Так или иначе, но Сартр подвергает критике взгляды ученых Нового времени: «Декарт ограничивается описанием того, что происходит в теле, когда душа мыслит...»; «все усилия Лейбница направлены на установление непрерывной связи между двумя модусами познания: образом и мыслью; образ у него интеллектуализируется»; «...эмпирик же Юм, наоборот, старается свести любую мысль к системе образов... » [6]. Научный взгляд на понятие образа у трех представителей классической философии в сущности одинаков: они понимают образ как вещь, различны лишь их взгляды на принцип соотношения мысль-образ, что и освещает Сартр в труде «Воображение».

Схожесть философии Сартра с психологическими концепциями мы находим также в положениях индивидуальной психологии, разработанных Альфредом Адлером, в одном из которых отмечено, что поведение людей не предопределено, люди имеют выбор и делают его, и выбор этот, в свою очередь, накладывает на человека ответственность.

В научных работах Ж.-П. Сартра нередки упоминания имени Рене Декарта. Особенно интересна трактовка известного утверждения Рене Декарта: «Cogito ergo sum» (лат. – «Мыслю, следовательно, существую»). Данное утверждение представляло, как известно, основу рационалистического мировоззрения, приверженцем которого являлся Декарт. Как сторонник экзистенциализма, Сартр настаивал на иррациональности бытия человека, на невозможности постижения сущности бытия разумом.  Талантливый писатель и философ Альбер Камю в рецензии к роману  «Тошнота» перефразировал высказывание Декарта, адресуя изречение главному герою романа Антуану Рокантену: «Пишу – следовательно, есмь» [5, с. 17]. Пассивное в экзистенциализме понятие «существовать» он заменяет на «быть» - быть, то есть пребывать в мире осмысленном,  в мире сущностей. В этом жесте наиболее ярко проявляется критика рационализма с заменой его на приемлемую для экзистенциалистов альтернативу.

Неслучайно, в высказывании Камю и произведениях Сартра как активная деятельность, приводящая к становлению личности и осмыслению реалий действительности, рассматривается литературное творчество. Оно является одним из способов самоанализа и выявления внутренних противоречий, «освобождением от духовного недуга». Мотив спасения с помощью творческой деятельности прослеживается во многих художественных произведениям писателя, в частности, в автобиографической повести «Слова» и романе «Тошнота». Здесь творчество выступает как защитный механизм. И вновь мы встречаем психологический термин, предложенный З. Фрейдом, а именно – процесс сублимации.

Как видно, фрейдизм понимался Сартром не только критически: многие идеи были заимствованы из теории Фрейда. Сартр признавал не только наличие и действенность способов психологической защиты, но и отчасти принимал структуру психики по Фрейду: в раскрытии проблематики совершения преступления в своих произведениях Сартр использует принцип власти фрейдовского «Сверх-Я», он отмечает, что преступниками овладевает данная надсознательная сущность, но она обязательно терпит поражение и остается в меньшинстве.

Подводя итоги, следует отметить, что научная деятельность Сартра не ограничивается написанием художественных произведений. Неоспорим тот факт, что писатель внес значительный вклад в изучение психологических особенностей человека, во всяком случае, он является автором многочисленных работ, относящихся к сфере изучения психологии. Исходя из выдвигаемых Сартром теорий, можно с точностью утверждать, что он тяготеет к гуманистическому направлению в психологии, да и сам экзистенциализм в понимании писателя – это истинно гуманистическое направление в философии. Нельзя определить, является ли Ж.-П. Сартр учёным-психологом. Скорее всего, эта предрасположенность писателя к изучению психологических процессов вытекает из занимаемой им философской позиции, а писательство – это средство выражения и детального изъяснения его взглядов. Однако многогранность и широта взглядов Сартра во многом могут стать точкой опоры изучения не только философии, но и психологии на современном этапе.

 

Литература:

  1. Степанов С. Сартр Жан-Поль // Школьный психолог. – 2002. – №47 (237). – С. 4.
  2. Философский словарь «Русская Британника» / сост. И. Шкуратов [Электронный ресурс]. – URL: http://phenomen.ru/public/dictionary.php?article=1084 (дата обращения: 17.12.2014).
  3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С. 319-344.
  4. Зенкин С.Н. Человек в осаде: о писательском творчестве Ж.-П. Сартра // Ж.П. Сартр. Тошнота: избр. произведения / Пер. с фр.; вступ.  ст. С.Н. Зенкина. – М.: Республика, 1994. – С. 3-20.
  5. Сартр Ж.-П. Тошнота: избр. произведения / Пер. с фр.; Вступ.  ст. С. Н. Зенкина. – М.: Республика, 1994. – 496 с.
  6. Сартр Ж.-П. Воображение / пер. В. М. Рыкунова, 1992 [Электронный ресурс]. – URL: http://philosophy.ru/library/sartre/sartr_img.html (дата обращения: 17.12.14).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle