Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 877-879.



 

Получение высшего профессионального образования принято считать этапом первичной профессионализации личности. Студенты знакомятся со спецификой выбранной профессии, приобретают знания, умения и практические навыки. Именно от первого этапа профессионализации, от того, сформируется ли мотивация будущей профессиональной деятельности, зависит последовательность профессионального пути личности. К сожалению, современные выпускники вузов очень часто разочаровываются в выбранной профессии и после окончания учебного заведения не идут работать по специальности, многие бросают учебу, поступают в другие вузы или выбирают новую специальность.

Решение проблем, с которыми сталкиваются студенты при обучении в вузе, прежде всего, связано с личностью студента. В связи с чем, нам представляется актуальным изучение проблемы психологического сопровождения студентов высших учебных заведений с целью повышения их адаптационного потенциала и успешного прохождения этапа первичной профессионализации.

Ситуация поступления юношей и девушек в высшее учебное заведение становится для них одним из первых серьезных жизненных испытаний, требующих активизации личностных адаптационных ресурсов. Смена социального статуса, изменение социального окружения, повышенные требования к учебной деятельности становятся для студентов стрессовыми факторами и могут привести к снижению их социально-психологической адаптации.

Согласно мнению ряда психологов (М. Р. Битянова, А. В. Волосняков, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, Н. Г. Осухова, В. И. Слободчиков, Ю. В. Слюсарев, С. С. Хоружий и др.) наиболее эффективным видом психологической помощи личности, переживающей трудные жизненные ситуации, является психологическое сопровождение.

В отечественной психологии понятие «сопровождение» впервые появилось в 1992 г. и рассматривалось Ю. В. Слюсаревым как недирективная форма оказания психологической помощи, направленная на развитие и саморазвитие самосознания личности, активизацию собственных ресурсов человека [4].

Сегодня психологическое сопровождение понимается психологами (В. А. Горянина, А. А. Деркач, Л. М. Митина, В. С. Мухина) как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе жизненного пути возникают трудности. Отличительной особенностью психологического сопровождения от других видов психологической помощи является поддержка естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Психологическая помощь осуществляется в соответствии с закономерностями развития, постепенно открывая перспективы саморазвития, самопознания и самореализации личности. В результате психологического сопровождения создаются условия для перехода личности от помощи из вне к самопомощи, к формированию жизненной позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными трудностями» [4].

Таким образом, психологическое сопровождение — это особая модель пролонгированной психологической помощи, направленной на создание безопасных условий, в которых возможна реконструкция образа мира и восстановление связи человека с самим собой, другими людьми и окружающим миром. Психологическое сопровождение осуществляется в рамках деятельности социально-психологических служб.

Этимологически сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. Именно помощь в преодоление трудностей первого года обучения так необходимо студентам вузов. Такими помощниками-провожатыми становятся психологи, преподаватели, кураторы учебных групп, способные обеспечить безопасность образовательной среды, необходимую и достаточную поддержку студентов в трудных жизненных ситуациях.

В последние годы изучением специфики работы психологических служб вузов, осуществляющих психологическое сопровождение студентов на всех этапах получения высшего образования, занимались такие ученые как О. В. Бережнова, М. Р. Битянова, С. П. Жданова, Е. В. Колосов, В. А. Кручинина, Е. И. Пилюгина, Е. П. Шматова и др.

Изучение основных психологических проблем студентов на разных этапах обучения в вузе, а также требований современного рынка труда к выпускникам вузов, показывает необходимость создания психологических служб в вузах. Каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяет структуру психологической службы, ее место и роль в образовательном процессе вуза, содержание деятельности. Работа психологических служб в высших учебных заведениях направлена на повышение эффективности взаимодействия участников педагогического процесса, расширение возможностей вуза в развитии жизненных компетентностей своих воспитанников.

Согласно М. Р. Битяновой под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития человека в ситуации учебного взаимодействия [1].

С. П. Жданова считает, что психологическое сопровождение — это системно организованная работа психологической службы, направленная на профессиональное развитие будущего специалиста в период вузовского обучения, раскрытие потенциальных возможностей студента, его индивидуальности, а также коррекцию разного рода затруднений в его личностном развитии и саморазвитии [2].

На наш взгляд, психологическое сопровождение — это социально-психологическая работа, проводимая психологической службой вузов, направленная на активизацию личностных и социальных ресурсов, развитие адаптационного потенциала личности студентов на протяжении всего обучения.

Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности. Многие ситуации учебной деятельности становятся неразрешимыми для студентов в силу истощенности личностных ресурсов и адаптационных возможностей.

Основной целью психологического сопровождения студентов вузов является активизация основных компонентов адаптационного потенциала личности: нервно-психической устойчивости, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценки личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущения социальной поддержки, обусловливающей чувство собственной значимости для окружающих; конфликтоустойчивости личности, т. е. всех свойств и качеств личности, обусловливающих структуру, динамические свойства адаптационного ответа на возникшее рассогласование в системе личность-среда, преобразование адаптационных навыков и расширение адаптивности. Представляется важным развитие навыков осознания имеющихся ресурсов студентами, умение управлять и рационально использовать их в процессе обучения в вузе [3].

Психологическая служба ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты проводит активную работу со студентами, заключающуюся в их психологическом сопровождение в течение всего процесса обучения. Основными направлениями работы психологов являются групповые психодиагностические обследования студентов, индивидуальное психологическое консультирование, групповые социально-психологические тренинги.

Трудности студентов, возникающие в процессе обучения в вузе, имеют специфику на разных этапах обучения. Студенты первого курса сталкиваются с процессом адаптации в вузе. Для них важно установление межличностных взаимоотношений в группе, приспособление к новым требованиям, условиям. У студентов 2–3 курсов наблюдается снижение учебной мотивации. Для студентов, завершающих обучение в вузе актуальным становится определение дальнейшего профессионального пути, сопоставление желаемого и достигнутого в профессиональном развитии.

Вместе с тем, есть и общие проблемы, возникающие у студентов независимо от срока обучения («личные проблемы», «личные переживания»), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а также на эффективность обучения [5].

Наиболее серьезная работа проводится со студентами первого курса. Основной целью работы является выявление студентов, испытывающих трудности в адаптации к учебной группе и учебной деятельности, с низким уровнем мотивации к учебной деятельности, с высоким уровнем тревожности. В 2014–2015 учебном году было обследовано 385 студентов-первокурсников. Использовались следующие методики: методика «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой, методика изучения мотивов учебной деятельности студентов, модифицированная А. А. Реаном, В. А. Якуниным, методика самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянинова (МЛО-АМ).

В результате проведенного исследования была выделена группа студентов с выраженными нарушениями адаптации к учебной деятельности — 14,5 % (56 студентов). В данной группе студентов наблюдалось снижение адаптации к учебной группе, низкий уровень адаптации к учебной деятельности, средний уровень с тенденцией к снижению мотивации учебной деятельности, повышенная личностная тревожность. 85,5 % студентов обладают высоким уровнем адаптации к учебной группе и средним уровнем адаптации к учебной деятельности.

Изучение адаптационного потенциала в выделенных группа показало значительное снижение адаптационных возможностей в группе студентов с выраженными нарушениями адаптации к учебной деятельности. Снижение адаптационного потенциала личности студентов происходит за счет таких его компонентов как нервно-психическая устойчивость, развитие коммуникативных способностей.

Студенты, адаптированные к учебной группе и учебной деятельности обладают средним уровнем развития адаптационного потенциала личности, высоким уровнем развития коммуникативных способностей, средним уровнем развития нервно-психической устойчивости, средним уровнем моральной нормативности.

Можно утверждать, что достаточно высокий адаптационный потенциал студентов обеспечивает их успешную адаптацию к учебной группе и учебной деятельности за счет высокой нервно-психической устойчивости, хорошо развитых коммуникативных способностей и моральной нормативности.

Психологическое сопровождение студентов первых курсов, в особенности студентов, имеющих сниженные адаптационные возможности, осуществляется психологической службой института в рамках проведения программы оптимизации процесса социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе «Я — студент». Проводятся индивидуальные психологические консультации для студентов, направленные на решение их актуальных проблем; индивидуальные психокоррекционные занятия со студентами со сниженным адаптационным потенциалом; социально-психологические тренинги: «Я — студент», «Познай себя», «Моя первая сессия», «Способы снятия стресса», «Я — лидер», «Я — будущий профессионал» и др. Проводимая работа помогает студентам не просто достигать отличных результатов в учебе, но и стать уверенными в себе, успешными личностями.

 

Литература:

 

  1.                Битянова, М. Модели деятельности психолога в образовательном; учреждении / M. Битянова, Т. Беглова. Электронный ресурс. // Школьный психолог. — 2010. — № 2. — С. 23–27.
  2.                Жданова, С. П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С. П. Жданова. — Томск, 2007.- 252 с.
  3.                Колосов, Е. В. Психологическая служба вуза: теориями практика / Е. В. Колосов, В. Н. Бобылёв, В. А. Кручинин // Высшее образование в России. — 2007. — № 3. — С. 10–13.
  4.                Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 1. — С. 16–24.
  5.                Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Осухова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  6.                Пилюгина, Е. И. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза / Е. И. Пилюгина, О. В. Бережнова // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 289–291.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle