Автор: Салманова Джамила Абдулкафаровна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 19.06.2017

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Салманова Д. А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 76-79.



В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, психофизиологический, социально-психологический, социально-профессиональный и педагогический аспекты. Приводится характеристика этапов адаптации студента к среде вуза: аккумулирование уместной информации; психическое напряжение; острое психическая реакция входа, которая представляет собой подготовку психики адаптируемого к актуализации привычных для него средств и манеры поведения.

Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогическая адаптация, изменчивость поведения, восприятие окружающей действительности, эмоциональное благополучие

The article deals with the process of psychological and pedagogical adaptation of the student, which is a complex multidimensional process in the university, which must be built in the concept of a complex approach that includes social, psychological, psychophysiological, socio-psychological, socio-professional and pedagogical aspects. The characteristic of stages of adaptation of the student to the environment of high school is given: accumulation of the relevant information; Mental stress; Acute mental reaction of the entrance, which is the preparation of the psyche of the means and behavior adapted to actualization.

Keywords: adaptation, psychological-pedagogical adaptation, behavior variability, perception of the surrounding reality, emotional well-being

Из множества требований и проблем системы высшего образования России на сегодняшний день особенно актуализирована проблема психолого-педагогической адаптации студентов к учебному процессу в вузе. В условиях стремительного развития всех направлений современного общества (политического, профессионального, социального, экономического), предъявляются все более высокие требования к качеству уровня подготовки выпускников вуза. Усовершенствование системы образования России требует поиска новых форм, методов обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и его интенсификацию подготовки молодых специалистов к жизни и труду в условиях рыночной экономики.

Сегодня цель образовательного процесса высшего учебного заведения — не только качественная подготовка выпускников к дальнейшей профессиональной деятельности, но и раскрытие и реализация способностей, потенциала гармонично развитой личности. Одним из путей решения этой важной задачи является изучение адаптации студентов к учебному процессу, что является реальной основой целенаправленной активизации возможностей обучаемых в преодолении и психологических барьеров.

В последние годы адаптационный период студентов к учебному процессу в вузе стал более сложным, что обусловлено ускорением ритма жизни, интенсивным развитием социальных процессов общества, их межличностными и внутриличностными разногласиями. В подготовку студентов к активной профессиональной деятельности входит не только приобретение определенного континуума знаний, умений и навыков, но и постижение системы ценностей и норм, определяющих общественную жизнь. Адаптационное время и уровень адаптации во многом влияют на успешное усвоение образовательного процесса, психологический комфорт, удовлетворенность личности профессиональным выбором — на эффективность функционирования системы высшего образования [4].

Большой интерес для психологии, социологии, педагогики и других отраслей знаний представляет психолого-педагогическая адаптация, поскольку она выступает инструментом решения проблемы сформированности у студента требуемых компетенций. Следует отметить, что от того, как долго по времени и по различным «затратам» происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.

Таким образом, вопрос адаптации студентов к среде вуза является актуальным, в частности исследование проблемы психолого-педагогической поддержки адаптации студентов в условиях вуза.

Несмотря на большое внимание в последнее время к вопросам адаптации человека в социальных условиях, всё же многие аспекты проблемы недостаточно разработаны. Так, до сих пор нет системной разработки понятия психолого-педагогической адаптации студентов в вузе, которая бы учитывало всю сложность и противоречивость этого явления, существует неопределённость относительно методов исследования данного феномена в контексте функционирования студенческого самоуправления, наиболее актуальная проблема адаптивных ресурсов личности всё ещё не находит полного методологического решения.

Еще мало изучен вопрос о роли студентов как социально-психологической среды в процессе адаптации в вузе. Комплексный характер проблемы социально-психологической адаптации студентов в вузе, а также большое количество неклассифицированного материала по данной проблеме ставит перед необходимостью рассмотрения некоторых методологических подходов к её изучению для создания единой концепции [8].

Несмотря на значительные трудности адаптации студентов, по мнению исследователей (Л. Д. Демина, В. В. Лагерев, М. С. Яницкий), материла о методическом содержании процесса эффективной адаптации студентов к условиям вуза недостаточно. [3,6]. Еще не разработана комплексная научная программа по ликвидации затруднений при приспособлении студентов к условиям обучения в вузе. Мы попытались проанализировать подходы к изучению психолого-педагогического аспекта адаптации студентов в вузе [7].

Термин «адаптация» возник в рамках физиологии и относился к процессу приспособления слухового или зрительного анализатора к действию раздражителя.

Адаптация — это совокупность лежащих в основе приспособления к условиям окружающей среды, психологических и физиологических реакций организма.

Впоследствии он распространился на более широкий круг явлений, которые характеризуют адаптирование функций организма к внешним условиям. Этот термин был перенят психологией и социологией. В современной социологии адаптация понимается как процесс гармонизации субъекта и среды, то есть, адаптация — это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у него возникают стратегии поведения [1].

Бабахан Ю. С. указывает на большое значение самооценки студента его способности к адаптации, так как адаптация — это всегда вид симметрии индивидуального с общественным. Важным условием успешной адаптации является наличие у него способности правильно оценивать свои возможности в отношении учебных заданий и в отношении его распорядка и правил.

Терещенко А. Г. отмечает, что динамику развития внимания и образного мышления можно рассматривать как процесс, отражающий приспособление студентов в вузе.

В литературе существует разделение критериев успешности адаптации на субъективные и объективные. Объективный критерий — эффективность деятельности или ее результативность. Субъективный критерий — это степень осознанной или неосознанной удовлетворённости исполнителя различными аспектами жизнедеятельности [2].

На основании данного материала можно сделать вывод о том, что адаптация студентов к вузу — это сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода. При этом, адаптация не сводится только к приспособлению к новым условиям в вузе — она предполагает развитие студента как личности.

Адаптация даёт возможность не только адаптироваться личности к новым условиям, но и определить новые модели поведения при прохождении имеющихся трудностей. Благодаря адаптации восполняется недостаточность обычного поведения в новых условиях внешней среды, она создает возможность наилучшей деятельности личности в новой обстановке. Личность испытывает затруднения в освоении предмета, если адаптация не наступает [5].

Немаловажным является вопрос о протекании вузовской адаптации студентов. Говоря о закономерности явления психолого-педагогической адаптации, можно выделить следующие этапы адаптации. Подготовительный этап — состоит в аккумулировании уместной информации об условиях предстоящей профессиональной деятельности. Исходя из индивидуальных свойств личности и ее мотивационной среды, этот этап может протекать в активной или в пассивных формах. Этап первоначального психического напряжения — связан с состоянием психологического переживания предварительных действий и вводного вступления в новые условия образовательной деятельности в вузе. Следующий этап — этап острых психических реакций входа. В этот период студент начинает ощущать на себе воздействие преобразовавшихся факторов внешней среды. При положительном развитии адаптационного процесса наступает этап завершающего психического напряжения, который представляет собой подготовку психики адаптируемого к актуализации привычных для него средств и манеры поведения.

Подытоженный анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, позволяет сделать вывод, что адаптация студентов в вузе является целостным явлением, которое включает в себя социальный, психологический, психофизиологический, социально-психологический, социально-профессиональный и педагогический аспекты.

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к изменившейся среде при помощи социальных средств. Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды, предполагает:

– изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

– восприятие окружающей действительности и самого себя;

– способность к самообслуживанию и самоорганизации в коллективе;

– систему отношений с окружающими;

Социальный аспект состоит в усвоении социальной значимости своей деятельности, в принятии субъектом определенных целей, развитии у себя практических навыков в коммуникативной сфере.

Социально-психологический аспект выражается в установлении определенного социального статуса субъекта в новой социальной среде, в складывании новых взаимоотношений в студенческом коллективе.

Психофизиологический аспект связан с тем, что при поступлении в вуз студенты попадают в непривычные для них условия учебной и социальной среды. В результате этого происходит разрушение годами выработанного стереотипа поведения и формирование новых навыков и привычек. Между деятельностью учащихся в условиях вуза и школы имеются большие количественные и качественные различия. Первокурснику при поступлении в вуз приходится приспосабливаться к новым требованиям, предъявляемым высшей школой, а также к новым условиям обучения и быта.

Психологический аспект выражается в зависимости адаптивных процессов от психологических особенностей личности.

Педагогический аспект необходим для того, чтобы подготовить обучающегося к новым формам и способам работы, способствовать выработке навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самообразования

Социально-профессиональный аспект заключается в изменении психологических качеств личности в зависимости от требований профессиональной деятельности [9].

Таким образом, проанализировав все аспекты адаптивного процесса студентов к условиям вуза, учитывая особенности деятельности студентов при обучении в вузе, можно выделить, на наш взгляд, два основных аспекта адаптации, которые формируют и способствуют успеху общего процесса адаптации студентов к условиям вуза в целом:

Педагогический, который отвечает за приспособление к структуре деятельности и образования высшего учебного заведения, при прохождении процесса обучения, приобретения знаний, умений и навыков; убеждение в правильном выборе и адекватности избранной профессии. Критериями успешности адаптационного процесса являются стабильный интерес к предметам профессиональных дисциплин, а также готовность к работе по профессии;

Социально-психологический аспект, который выражается в формировании личностных отношений адаптанта в процессе взаимодействия со студенческой средой. Сюда входит адаптация к социально-психологическим условиям, нормам студенческой группы, к новым социальным традициям.

Определяющими ее успешности являются готовность принимать участие в общественной жизни вуза, бесконфликтностью поведения адаптируемого, уровень эмоционального благополучия первокурсников.

Литература:

  1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. — С.166.
  2. Ивченко Е. И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза: на примере студентов-мигрантов: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07; Ставрополь, 2007. — С. — 194.
  3. Демина Л. Д. Некоторые аспекты психолого-педагогической адаптации студентов к вузовскому обучению // Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз. темат. сборник Барнаул: изд. Алт. ун-та, 1988. — С.5–9.
  4. Жаренкова А. А. Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям вуза: Автореф. дис. канд психологич. наук:19. 00. 07./Академия повышения квалификации. — М.,2005.
  5. Казначеев В. П. Современные проблемы адаптации: Учебное пособие — М., 2000.
  6. Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсников. НИИ проблем высшей школы. Содержание формы и методы обучения в высшей школе. Вып. 3. М.,1991 — С. 49.
  7. Нагоркина О. В. Социально-психологическая адаптация студентов в узе в условиях развития студенческого самоуправления: Автореф.дис.канд. психологич. наук:19.00.05. /Саратовский гос. университет имени Н. Г. Чернышевского. — Саратов.2006.
  8. Особенности адаптации студентов первого курса к обучению в вузе [Электронный ресурс] Управление организационно-воспитательной работы со студентами. URL: http://uovr.istu.ru/curator/p-adaptation.html
  9. Соловьев В. Н. адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: автореф. дисс. доктора педагогич. наук 13.00.01/Удмуртский государственный университет — Ижевск. 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): адаптации студентов, психолого-педагогической адаптации, психолого-педагогической адаптации студентов, адаптация студентов, условиям вуза, адаптации студента, психолого-педагогической адаптации студента, новым условиям, процессе адаптации, аспекта адаптации, условиям обучения, аспекта адаптации студентов, вопрос адаптации студентов, изучение адаптации студентов, социально-психологической адаптации студентов, поддержки адаптации студентов, проблема психолого-педагогической адаптации, трудности адаптации студентов, эффективной адаптации студентов, процесса адаптации студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос