Библиографическое описание:

Юрасова О. И., Багирова Л. И., Попченко А. С. Инвестиционный климат и его влияние на экономическую безопасность Республики Татарстан // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 698-700.



 

В экономике на данный момент непростая ситуация, в связи с введёнными санкциями против России. Санкции — это отличная возможность восстановить и улучшить производство в стране и сделать государство ещё сильнее. Но в условиях санкций инвестиционный климат и его безопасность ставится под сомнение иностранными инвесторами. Поэтому государство должно приложить все усилия, чтобы сделать страну крепкой и стойкой к любым чрезвычайным обстоятельствам, и найти пути решения для инвестиционной привлекательности, устойчивости и безопасности.

Рассмотрим некоторые понятия подробнее:

          под инвестиционным климатом понимается совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала. [1]

          инвестиционная безопасность представляет такое состояние уровня инвестиций, которое дает возможность оптимально удовлетворять текущие инвестиционные нужды национальной экономики с учетом эффективного использования и возврата средств, которые инвестируются. [2]

Следовательно, из данных определений можно сделать вывод, что инвестиционная безопасность является неотъемлемой частью инвестиционного климата и для его благоприятного развития необходима поддержка государства.

Татарстан является уникальным, передовым регионом России. И на сегодняшний день он конкурирует на международном рынке. Инновации, высокотехнологичное производство, квалифицированные кадры, развитая инфраструктура, широкий диапазон налоговых преференций и благоприятный бизнес-климат — всё это его конкурентные преимущества.

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан создано в 2011 году для поддержки, содействия и сопровождения инвестиционных проектов, для того, чтобы инвестор чувствовал себя уверенно и комфортно, становился нашим долгосрочным партнером. Такая задача успешно реализуется.

Татарстан делает инвестиционные проекты с разными странами мира, и на протяжении многих лет системно работает с крупными иностранными инвесторами, такими как: «Ford», «Kiekert AG», «Hayat Holding», «KastamonuEntegre», «Rockwool», «Haier», «Siemens», «Air».

В Республике представлены промышленные площадки: СЭЗ «Алабуга», СЭЗ «Иннополис», Технополис «Химград», «IT-Парк», Технопарк «Идея», «Смарт-Сити», число резидентов которых постоянно растет. Это значит, что инвесторы получают целый пакет льгот: земельный участок с подготовленной инженерной инфраструктурой и бесплатное подключение к сетям — к границам участков подводится электричество, газ, тепло и другие коммуникации. Для резидентов отсутствует налог на землю, имущество, транспорт в течении 10 лет с момента получения первой прибыли.

Также правительством Республики Татарстан разработаны основополагающие документы развития региона на долгосрочную и среднесрочную перспективу:

          Закон Республики Татарстан от 25.11.1998 № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;

          Закон Республики Татарстан от 19.07.1994 № 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»;

          Закон Республики Татарстан от 02.08.2008 № 53-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»;

          Закон Республики Татарстан от 10.02.2006 № 5-ЗРТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан»;

          Закон Республики Татарстан от 28.11.2003 № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций»;

          Закон Республики Татарстан от 29.11.2002 № 24-ЗРТ «О транспортном налоге»;

          Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.1999 № 284 «Об утверждении положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан»;

          Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.06.2006 № 377 «Об утверждении положения о порядке и условиях заключения договора о реализации инвестиционного проекта между субъектом инвестиционной деятельности и Министерством экономики Республики Татарстан и формы договора о реализации инвестиционного проекта»;

          Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2010 № 1182 «Об утверждении Инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2011 год»;

          Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.11.2004 № 498 «О создании государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан»;

          Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2006 № 688 «Об утверждении Устава государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный Фонд Республики Татарстан» в новой редакции»;

          Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.11.2004 № 499 «О переименовании государственной некоммерческой организации «Резервный Фонд по обслуживанию государственного долга Республики Татарстан» в государственную некоммерческую организацию «Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан» (вместе с «Уставом государственной некоммерческой организации «Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан»);

          Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.1999 № 284 «Об утверждении положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан» государственная поддержка предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, предоставляется в соответствии с действующим законодательством в следующих формах:

  •                  кредитование на возвратной основе из бюджета Республики Татарстан;
  •                  предоставление государственных гарантий Республики Татарстан;
  •                  предоставление налоговых льгот;
  •                  другие меры, не запрещенные действующим законодательством. [3]

Крупнейшие виды деятельности:

Виды деятельности

Развитие (в процентах)

Обрабатывающие производства

30.2

Добыча полезных ископаемых

15.5

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

12

Строительство

10.4

Другое

31.9

 

Крупнейшие отрасли промышленности:автомобильная промышленность;топливная промышленность;химическая и нефтехимическая промышленность.

Приоритетные направления инвестиций: автомобильная промышленность; химическая и нефтехимическая промышленность.

Республика заняла 1 место по состоянию инвестиционного климата в рейтинге российских регионов. Это достижение было озвучено во время проведения профильной сессии на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Расчет показателей, значения которых ложатся в основу рейтинга, позволяет оценить эффективность действий местных властей по улучшению делового климата в подведомственных регионах. Кроме того, это дает возможность оперативно узнавать о новых наработках в области взаимодействия с бизнес-средой и инвесторами и своевременно обмениваться опытом, внедряя лучшие практики в других областях и республиках. Подобный рейтинг первый раз был рассчитан в 2014 году с использованием данных из 21 региона. По мнению участников сессии, модерируемой ректором Школы управления Сколково Андреем Шароновым, составление рейтинга помогает выявить реальные проблемы, с которыми приходится иметь дело местному бизнесу и повышает общую эффективность работы по улучшению деловой среды. Присутствовавший на обсуждении, Президент Татарстана Рустам Минниханов, подчеркнул, что лидерство республики в рейтинге стало возможным благодаря совместной работе правительства с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и реализуемой трехлетней Программе развития предпринимательства. Принятые меры уже позволили снизить административное давление на бизнес и сократить сроки оформления необходимой документации.

Правительство старается работать с инвесторами на всех уровнях. В Татарстане недавно вступил в действие стандарт, регламентирующий обеспечение благоприятного делового климата на уровне местных властей. Муниципальные образования уже создали специальные подразделения, отвечающие за взаимодействие с бизнесом и за привлечение новых инвесторов. Таким образом, местные власти могут сопровождать новые проекты на всех стадиях реализации, а инвесторам стало удобно работать, так как они могут решать все насущные вопросы только с одним структурным подразделением. Кроме того, каждый район республики создал специальный штаб, отслеживающий выполнение сроков рассмотрения и согласования документации по технологическим присоединениям. Данное достижение было достигнуто с помощью: поддержки государства; четкого плана улучшения инвестиционного климата; совершенствование законодательных актов; личные переговоры президента Татарстана с заинтересованными странами инвесторами.

 

Литература:

 

  1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь
  2. Источник: http://freeref.ru/wievjob.php?id=62485
  3. Татинвест. Бизнес Татарстана: http://tatarstan.biz/node/5002

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle