Автор: Тадтаев Дзамболат Мервадикович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Тадтаев Д. М. Особенности инвестиционного климата Республики Южная Осетия // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 440-443.

В статье рассматривается общее состояние инвестиционного климата Республики Южная Осетия. Дается краткий анализ инвестиционного климата и законодательства в инвестиционной сфере. Предлагаются мероприятия для повышения эффективности инвестиционной деятельности.

Ключевые слова:инвестиции, инвестиционный климат, Республика Южная Осетия.

Республика Южная Осетия — самое молодое государство на политической карте мира. Отягощенная вооруженными конфликтами 90-х и 2000-х, Южная Осетия оказалась в сложном социально-экономическом положении. Промышленный, сельскохозяйственный и инфраструктурный потенциал, унаследованный с советских времен, нуждается не просто в восстановлении, а в коренной модернизации с учетом реалий XXI века.

Рис. 1. Республика Южная Осетия на политической карте мира

Война 2008 года усугубила проблемы итак депрессивного региона, и является причиной создавшегося социально-экономического коллапса. Менеджеры высшего эшелона управления в течение прошедших пяти лет пытаются наладить и воспроизвести данные стратегические системы, но «гомеостаз» слишком слабый. Сложившееся положение указывает на неэффективность используемых механизмов взаимодействия, приводящие к непродуктивности производимых работ республиканскими органами исполнительной власти.

Сегодня, когда запущен механизм масштабного восстановления экономики, необходимо определить ориентиры, наметить цели движения для обеспечения скорейшего устойчивого экономического роста, который тесно связан с инвестиционной активностью в стране.

Для нормального развития экономики молодого государства как на макро-, так и на микроуровне необходим постоянный приток средств (инвестиционных ресурсов). В условиях рыночной экономики объем и структура привлекаемых в экономику инвестиций непосредственно зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов, определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

Инвестиционный климат является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в стране и представляет собой сложившуюся в течении ряда лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций [1, с.146].

Рассматривая инвестиционный климат Республики Южная Осетия, необходимо выделит и проблемы, связанные с политическим положением в республике, и со статусом в мирохозяйственных отношениях. Ведь, Южная Осетия как суверенное государство признана пока 5 членами ООН (Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру и Тувалу) и 3 не членами ООН (Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика), а это означает, что иностранные инвесторы не будут делать капитальные вложения в экономику республики по одной простой причине: «Это будет означать, что то государство, чьим гражданином является инвестор, автоматически признает статус суверенитета Южной Осетии с экономической точки зрения, а за данный шаг мировое сообщество примет жесткие меры против государства-инициатора».

Остро стоят и проблемы социально-экономического характера внутри страны. Финансовая помощь в виде дотаций, которую республика получает для комплексного восстановления от Российской Федерации по сегодняшний день, распределяется и используется порой в нецелевом направлении, об этом свидетельствует транспортная и коммунальная инфраструктуры республики, а порой даже и расхищалась, не доходя до места распределения. Бывали и моменты, когда финансировались генподрядные и подрядные организации на основе родства, кумовства, сватовства и коррупции, т. е. в «откатной» форме. Сложившееся положение сильно накалила обстановку в республике и существует опасность того, что народные возмущения могут вылиться в активное противостояние.

Ситуация такого рода крайне негативно влияет как на инвестиционный климат и имидж государства, так и на всю инвестиционную политику в целом. Внимание, которое на сегодняшний день уделяется вопросам инвестиций, имеет весьма важное значение: оно свидетельствует об общем понимании того, что без правильно организованного процесса никакая модернизация страны и успешное движение вперед невозможны.

Большинство оздоровительных мероприятий в экономике говорят в пользу улучшения инвестиционного климата Южной Осетии, однако остаются проблемы, которые на текущий момент не поддаются искоренению. В их числе отмечают высокую степень коррумпированности чиновников, повышение уровня инфляции, сильные административные барьеры и некачественную инфраструктуру (в частности, дорожная сеть).

Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Южная Осетия переживает переходный момент между этими границами. И, именно сейчас, действия югоосетинского правительства должны быть направлены на создание первой в республике полноценной экономики свободного рынка.

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе.

В последние годы инвестиционная ситуация в республике постепенно изменяется в лучшую сторону, однако пока рано говорить о том, что эти улучшения носят устойчивый характер. Успешное развитие экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

В межгосударственном сопоставлении законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства — составляющих инвестиционного потенциала региона.

На сегодняшний день Министерство экономического развития Республики Южная Осетия активно занимается разработкой инвестиционной политики государства и законов, регулирующих инвестиционную деятельность.

Необходимо отметь, что в республике действует всего лишь один закон в инвестиционной сфере: «Об инвестиционной деятельности в Республике Южная Осетия» принятый в 2000-м году. Но в связи с тем, что в данном законе множество противоречий и несоответствий текущим рыночным требованиям, Минэкономразвития РЮО подготовила закон в новой редакции, а также совместно с Минэкономразвития РФ занимается разработкой следующих законопроектов, в точности:

1.      Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Южная Осетия»;

2.      Закон «О концессионных соглашениях»;

3.      Закон «О государственно-частном партнерстве»;

4.      Закон «О лизинге»;

5.      Закон «Об особых экономических зонах в Республике Южная Осетия».

Предполагаемыми формами поддержки как отечественных, так и иностранных инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в соответствии с вышеперечисленными законами будут следующие:

-                   предоставление госгарантий по инвестиционным проектам;

-                   предоставление льгот по налогам;

-                   предоставление налоговой амнистии инвесторам по приоритетным инвестиционным проектам;

-                   предоставление за счет средств республиканского бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на реализацию инвестиционного проекта;

-                   субсидирование лизинговых платежей по инвестиционным проектам;

-                   предоставление инвестиционного налогового кредита;

-                   предоставление целевых средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов;

-                   освобождение субъектов инвестиционной деятельности от арендной платы при аренде земельных участков и использовании имущества, находящихся в государственной собственности РЮО и т. д.

Для того, чтобы решить задачи такого глобального характера, необходимо на всех уровнях управления провести серьезную работу и определить стратегию развития республики. Важным моментом является и процесс разработки государственной инвестиционной политики, представляющая собой комплекс народно-хозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Здесь главной задачей для инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

А для этого инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

1)                          определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры:

а) отраслевой;

б) воспроизводственной;

в) технологической;

г) территориальной;

д) по формам собственности.

2)                          выборе приоритетов;

3)                          повышение эффективности инвестиционной деятельности.

При этом основными целями необходимо выделить:

-          обеспечение структурной перестройки экономики;

-          стимулирование предпринимательства и частных инвестиций;

-          создание дополнительных рабочих мест;

-          привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

-          стимулирование создания негосударственных структур для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

-          развитие лизинга в инвестиционной деятельности;

-          поддержке малого и среднего предпринимательства;

-          совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса.

Появление на карте нового государства Республики Южная Осетия влечет за собой постепенное вовлечение в мировые экономические процессы. Современная экономическая система подталкивает молодую республику идти в ногу со временем, ставит перед нами ёмкие вопросы глубокой проработки новых представлений и понятий скорейшего создания в экономической жизни основных условий реализации успешного инвестиционного процесса, отладки действенного механизма защиты прав и интересов массовых инвесторов.

Литература:

1.    Инвестиции: учебник / под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Ялмена. — М.: Проспект, 2006. — 440 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Южная Осетия, Республики Южная Осетия, инвестиционной политики, инвестиционного климата, Республика Южная Осетия, политической карте мира, инвестиционного риска, Республика Южная Осетия —, климат Республики Южная, инвестиционной политики государства, государства Республики Южная, инвестиционной деятельности, инвестиционная политика, Оценки инвестиционного климата, экономики молодого государства, инвестиционного климата Южной, инвестиционный климат, инвестиционного климата Российской, важнейшей составляющей инвестиционного, в республике полноценной экономики.

Ключевые слова

инвестиции, инвестиционный климат, Республика Южная Осетия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос