Библиографическое описание:

Корнева Т. А., Мигалева М. В. Изучение опыта применения проблемного подхода в обучении математике // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 972-975.

 

 

Формирование мышления на занятиях математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащают педагогический процесс, делает его более содержательным. Вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал и влияет на ребенка, как на творческую личность. Такую работу необходимо проводить периодически, в течение всего учебного года. Только грамотно созданная учителем проблемная ситуация обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, воспитывает в них волевые качества, самостоятельность, активизирует и развивает эмоциональную сферу и воображение. Развитие самостоятельного, творческого мышления, проявляющегося, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ученика. На основании теоретического анализа и синтеза многих методов обучения мы пришли к выводу, что использование элементов проблемного подхода в обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

Для подтверждения или опровержения этого вывода был использован метод наблюдения.

Цель наблюдения: проследить изменение познавательной активности учащихся в зависимости от выбора метода изложения материала.

Данная цель реализовалась через следующие задачи:

  1. описание условий, в которых протекает познавательная деятельность;
  2. описание познавательной деятельности учащихся на основе показателей активности учащихся в учебной деятельности;
  3. установление причинно-следственных связей и отношений между познавательной деятельностью и условиями ее протекания выбор метода).

Наблюдение было организовано на уроках математики в 4 классе.

Для организации наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке: поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя; внимательно слушают; тщательно выполняют задания; задают вопросы; самостоятельно выполняют работу.На основе данных показателей был разработан протокол как форма фиксации наблюдения Приложение 1)

Каждое проявление фиксируется как 1 балл.

Далее мы провели анализ содержания учебного материала по теме деление с остатком в 4 классе и разработали уроки, где применялся проблемный подход и объяснительно-иллюстративный метод.

На следующем этапы мы организовали наблюдения за активностью познавательной деятельности учеников на этих уроках. Результаты заносились в протокол.

Анализ результатов показал, что количество проявлений активности познавательной деятельности больше на уроках, где использовался проблемный подход.

Из этого следует, что применение в обучении элементов проблемного подхода по теме «деление с остатком» на уроках математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности учащихся и проявляется в активизации этой деятельности.

 Разработка занятийс элементами проблемного обучения.

В ходе опыта изучения обучения младших школьников на основе применения проблемного подхода, нами был проведен урок повторения на тему «Деление с остатком» Приложение 1). Урок соответствовал требования ФГОС НОО.

Согласно требованиям ФГОС НОО структура урока актуализации знаний и умений урок повторения) выглядит следующим образом:

1)     Организационный этап.

2)     Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3)     Актуализация знаний.

        с целью подготовки к контрольному уроку

        с целью подготовки к изучению новой темы

4)     Применение знаний и умений в новой ситуации

5)     Обобщение и систематизация знаний

6)     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7)     Рефлексия и контроль усвоения знаний.

Рассмотрим фрагмент урока, в котором в полной мере реализуется проблемный подход, то есть этапы: актуализация знаний, применение знаний и умений постановка проблемной ситуации), обобщение и систематизация знаний решение проблемы) и этап рефлексии рефлексивно-оценочный).

На этапе актуализации знаний мы предложили учащимся сыграть в игру «Молчанка». Данный этап настраивает обучающихся к работе на уроке.

Примерные вопросы, на которые учащиеся показывали карточку с ответом:

— Сколько минут в одной четвёртой час?

— Сколько дециметров в половине метра?

— Сколько килограммов в 7 центнерах?

— Сколько метров в одной пятой километра?

— Сколько часов составляют одну шестую часть суток?

На этапе применения знаний и умений, или как мы его назвали этап постановки проблемной ситуации. Как раз на этом этапе начинается применение проблемного подхода учителем.

Для этого мы дали учащимся задание в виде записанных примеров на доске. Здесь ученик выходил к доске и обводил пример, для которого данное число было ответом. Затем, учащиеся находили примеры, которые не обвели и искали, что между ними общего на данном уроке это были примеры на деление с остатком).

После решения оставшихся примеров обучающимся предлагалось самим сформулировать задачи урока поупражняться в делении на трехзначное число, научиться выполнять деление с остатком и делать проверку).

После определения задач урока мы перешли непосредственно к решению проблемы этап обобщения и систематизации знаний). Здесь ученики решают примеры и дают полное объяснение выполнения задания.

На этапы рефлексии или рефлексивно — оценочном этапе проводился анализ по решению проблемы. Так же учитель задает вопросы, в которых так же проглядываются элементы применение проблемного подхода.

Например:

Необходимо ли вам это новое открытие?

Для чего?

Достигли мы поставленной цели?

Отметьте теперь себя на лесенке знаний?

Давайте подсчитаем баллы, выставим отметки.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

  1. Урок полезен, всё понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Ещё придётся потрудиться.
  4. Да, трудно всё-таки учиться!

Познавательная деятельность — это система определенных действий и входящих в них знаний, направленная на получение новых знаний и способов деятельности. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с мотивом и содержанием слагающих ее действий.

Технология проблемного подхода в обучении решает эту задачу, через систему методов и приемов обучения. Этапы реализации технологии проблемного обучения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Система методов и приемов обучения

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель обосновывает значимость темы, ставит цели урока.

Восприятие и осознание учащимися поставленной цели.

2. Актуализация знаний учащихся и способов действий предыдущей работы.

Организация деятельности учащихся по повторению вопросов, изученных в предыдущей теме. Оценивание результатов деятельности учащихся.

Актуализация знаний по предлагаемым вопросам и заданиям учителя, повторение, систематизация, логическое изложение материала предыдущей темы.

3.Создание проблемной ситуации проблемный вопрос, проблемное задание).

Предъявление учителем для учащихся необходимой учебной информации, постановка проблемы, планирование шагов решения или раскрытие пути решения искомой проблемы

Восприятие или осмысление учебной информации, осознание проблемы, планирование шагов решения проблемы в сотрудничестве с учителем.

4.Решение проблемы.

Организация самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемы, руководство деятельностью, контроль за реализацией поиска решения, организация дискуссии по итогам самостоятельной работы.

Самостоятельное решение проблемы, индивидуально, в группе, фронтально, самоконтроль, самооценка результатов деятельности.

5.Рефлексивно оценочный этап.

Формулировка выводов по учебному занятию, оценка степени решения проблемы. Анализ деятельности учащихся по решению проблемы.

Восприятие, оценка и анализ собственной деятельности по решению проблемы.

6.Определение проблемного домашнего задания.

Предъявление задания.

Восприятие.

 

Таким образом, нами был проведен урок математики с применением проблемного подхода

 Результаты наблюдений за активизацией познавательной деятельности учащихся на этих уроках математики в 4 классе.

На заключительном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика активности познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Для этого мы построили таблицу, где отражены результаты активности учащихся при обучении с применением проблемного подхода и объяснительно-иллюстративного метода.

Таблица 2

Результаты наблюдения за активностью познавательной деятельности учащихся на этих уроках математики.

Условия: выбор метода

Метод проблемного подхода

Объяснительно иллюстративный метод

Тема урока

1

2

Поднимают руку

22

88 %

16

64 %

Внимательно слушают

20

80 %

11

44 %

Тщательно выполняют задание

13

52 %

9

36 %

Задают вопросы

3

12 %

2

8 %

Самостоятельно выполняют работу

16

64 %

13

52 %

Всего

74

51

 

Каждое проявление фиксируется как 1 балл.

В классе-25 человек. Все данные фиксировались мной в течение этих уроков. При использовании проблемного подхода в обучении учащиеся за урок набрали 74 балла, а при использовании объяснительно — иллюстративного метода 51 балл. Таким образом, использование проблемного подхода при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности. При использовании метода проблемного обучения учащиеся поднимали руку всего лишь 16 раз, а при объяснительно — иллюстративном методе 22 раза. Внимательно слушают при проблемном обучении 20 человек, а при другом методе лишь 11 человек. Учащиеся выполняли задания тщательно при использовании проблемного подхода.

Таким образом, проведения уроков математики с использованием элементов проблемного способствует повышению учебной активности младших школьников.

В результате нами были сформулированы следующие выводы:

  1.      Познавательная деятельность — это одна из ведущих видов деятельности. Познавательная деятельность является системой определенных действий и входящих в них знаний. Когда ученик овладевает этим видом деятельности, сам процесс обучения становится эффективным.
  2.      Учение является одним из видов деятельности, который актуален для реализации познавательной деятельности. Учение является непосредственно деятельность только тогда, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, в этом случае выступают как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика, одновременно выступают как цель деятельности учения.
  3.      Когда ученик сталкивается с проблемой, которую он не может решить известным способом, у него появляется познавательная потребность в нахождении решения.
  4.      Решение проблемы, непосредственно, требует большой мыслительной работы и активизации познавательной деятельности.
  5.      В качестве дидактического средства, которое обеспечивает создание проблемных ситуаций, выступает проблемное обучение.
  6.      Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей.
  7.      Особенностью научного знания, которым овладевают школьники на уроках математики, является системный характер изучаемых понятий, поэтому уроки математики дают широкие возможности для использования элементов проблемного подхода.
  8.      При использовании в обучении элементов проблемного подхода, непосредственно, при делении с остатком в начальных классах активизируется познавательная деятельность младшего школьника.

 

Литература:

 

  1.                Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Амонашвили Ш. А. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 496 с.
  2.                Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  3.                Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя [Текст] / В. Б. Бондаревский. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  4.                Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика [Текст] / А. В. Брушлинский. — М.: Мысль, 1970. — 192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle