Библиографическое описание:

Шпильберг С. А. Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса гуманитарных и технических специальностей вуза (на примере СибГТУ) // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 911-917.

 

Ключевые слова:мотивация к учебной деятельности, мотивы, внутренние мотивы, внешние мотивы, личностные психологические особенности, адаптация, самооценка студента, коммуникабельность, мотивация к достижению, мотивация избегания неудач, мобилизация познавательных способностей, программа с элементами тренинга.

 

Актуальность проблемы формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы будущего профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях современной среды. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из стержневых проблем в педагогической психологии. Изучением проблемы мотивации учения занимались такие ученые как Б.Г Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина, П. М. Якобсон и др. [2].

Мотивация к учебной деятельности это частный вид мотивации, представляющий собой систему специфических психологических качеств обучающегося, находящихся в зависимости от образовательной среды и специфики образовательного процесса. Мотивация к учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик [3].

В качестве рассматриваемых психологических качеств мы остановились на адаптивных способностях, уровне самооценки студента, которая складывается из учебно-профессиональной мотивации, способности к мобилизации познавательных процессов, что обеспечивает влияние на общую учебную мотивационную направленность, коммуникативных способностей, эмоциональной уравновешенности. Несомненно, необходимо оценить какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности и являются ли они внутренними или внешними. Мы исходим из положения, что благоприятной базой для становления устойчивой мотивации к учебной деятельности является мотивация достижения цели. До тех пор, пока у студентов преобладала мотивация избегания неудач, мотивация к учебной деятельности не может получить развитие на глубоком личностном уровне. Мы исходим из предположения, что студенты технических и гуманитарных специальностей имеют особенности и различия мотивации к учебной деятельности и выбор психолого-педагогического сопровождения их на первом году обучения должен быть обусловлен этими особенностями и должен быть различным.

Мотивация в ряде работ рассматривается как глубоко личностное образование, а само понятие мотива связано и пронизывает психологические особенности личности, темперамент, характер, направленность, эмоции [3]. Поэтому изучение психологических особенностей студентов различных специальностей ВУЗа является важным условием понимания их мотивации к учебной деятельности.

Подбирая в соответствии с поставленными целями и задачами экспериментальные методы исследования, мы стремились к тому, чтобы они позволили охарактеризовать основные особенности мотивации к учебной деятельности изучаемой нами группы студентовˑтехнических и гуманитарных специальностей. В качестве основных методов сбора информации использовались тестовые опросники в бланковом варианте с последующей компьютерной обработкой. Для проведения исследования были выбраны следующие методики: методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной: в методике имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов); с целью выявления ведущих мотивов учебной деятельности была использована методика «Изучение мотивов учебной деятельности» (A. A. Реана и В. А. Якунина) [5], испытуемым необходимо было выбирать из предложенного списка, содержащего 16 мотивов учебной деятельности, 5 наиболее значимых мотивов для них; методика«Самооценка студента» (В. Т. Лисовского, В. А. Сухина) изучающая индивидуально-психологические качества, от которых зависит успешность обучения: наличие учебно-профессиональной мотивации (интереса к занятиям, к выбранной профессии), высокий уровень коммуникативности, эмоциональная уравновешенность, способность к мобилизации познавательных процессов; Многоуровневый личностный опросник (MЛO) «Адаптивность» (А. Г. Маклаков) предназначен для изучения адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, отражающих интегральные особенности психического и социального развития; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач и методика мотивации к достижению успеха Т. Элерса, методики определяют насколько сильно обследуемый ориентирован на защиту, т. е. к стратегии избегания неудач и насколько сильна мотивация достижения успеха.

Исследование проводилось среди студентов дневной формы обучения, гуманитарного факультета (38 человек) и факультета переработки природных соединений (35 человек) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет». Всего в обследовании было задействовано 73 студента (средний возраст 18,3 года).

В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты диагностики:

Таблица 1

Ведущие мотивы студентов первого курса (методика «Изучение мотивов учебной деятельности» (A. A. Реана и В. А. Якунина))

Мотивы учебной деятельности студентов гуманитарных специальностей

Ранг мотива

Мотивы учебной деятельности студентов технических специальностей

 

Получить диплом

1

Стать высококвалифицированным специалистом

 

Стать высококвалифицированным специалистом

2

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности

 

Приобрести глубокие и прочные знания

3

Приобрести глубокие и прочные знания

 

Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»

4

Получить диплом

 

Добиться одобрения родителей и окружающих

5

Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»

 

 

Списки значимых мотивов у обеих групп студентов похожи, но различается частота выбора мотивов. Так, например, мотив «получить диплом» у студентов гуманитарных специальностей стоит на первом месте, и был избран как значимый 80 % студентов, у студентов технических специальностей этот мотив имеет гораздо более низкий ранг и был избран — 60,9 % студентов.

Рис. 1. Диагностика по методике «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной

 

Согласно полученных результатов, у студентов гуманитарных специальностей наибольшее количество баллов получила группа мотивов «Получение диплома», что свидетельствует о преобладании внешних мотивов учебной деятельности, тогда как у студентов первого курса технических специальностей преобладает внутренняя мотивация по группе мотивов «Приобретение знаний».

Таблица 2 

Сводные результаты диагностики по методике «Самооценка студента» на этапе констатирующего эксперимента

Общий уровень самооценки

Гуманитарные специальности

Технические специальности

количество человек

%

количество человек

%

Высокий

8

21

5

14

Средний

28

74

10

29

Низкий

2

5

20

57

 

В группе студентов гуманитарных специальностей наблюдается преобладание испытуемых со средним уровнем самооценки 74 %, количество студентов в данной группе с низким уровнем самооценки составляет всего 5 %, тогда как в группе технических специальностей наблюдается иная картина — преобладает низкая самооценка в размере 57 %, количество студентов с среднем уровнем самооценки составляет 29 %, с высоким лишь 14 %.

Рис. 2. Диагностика самооценки студентов младших курсов ВУЗа

 

Исходя их проведенного исследования, у студентов технических специальностей выше оценена уверенность «в том, что правильно выбрал профессию», а показатель в среднем превышает на 53 % значения этого показателя в группе студентов гуманитарных специальностей. Также результаты полученные в шкалах самооценки: «учебные занятия вызывают живой и постоянный интерес» — на 60 % выше у студентов технических специальностей, «легко и спокойно контактирующий с сокурсниками» на 35 % выше у студентов гуманитарных специальностей по сравнению с техническими, «всегда эмоционально уравновешенный, спокойный, уверенный в себе» на 40 % выше у студентов гуманитарных специальностей.

Таблица 3

Диагностика адаптационных способностей студентов первых курсов гуманитарных и технических специальностей ВУЗа (Многоуровневый личностный опросник (MЛO) «Адаптивность» (А. Г. Маклаков))

Шкала опросника «Адаптивность»

Средние баллы

Гуманитарные специальности

Технические специальности

Поведенческая регуляция

44

33

Коммуникативный потенциал

59

37

Моральная нормативность

50

48

Личностный адаптационный потенциал

49

34

 

Рис. 3. Диагностика мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач по методике Т.Элерса

 

Студенты технических специальностей демонстрируют высокий уровень мотивации достижения 46 % при среднем низком уровне мотивации избегания неудач у 60 % студентов первого курса, тогда как у студентов гуманитарных специальностей наблюдается обратная картина — 50 % обследуемых студентов имеют низкий уровень мотивации достижения и высокий уровень мотивации избегания неудач.

Таким образом, выявленные специфические психологические особенности студентов гуманитарных и технических специальностей создало основу для разработки психолого-педагогической программы, направленной на формирование мотивации к учебной деятельности студентов первого курса. Проведенное исследование дало нам возможность разработать программу таким образом, чтобы учесть выявленные специфические психологические особенности студентов различных направлений обучения. Так, для студентов гуманитарных специальностей необходимо сфокусировать внимание на выработку внутренних мотивов учебной деятельности и повышения учебно-профессиональной мотивации студентов первого курса, мотивации достижения, адаптированности студентов, тогда как у студентов технических специальностей необходимо развивать коммуникативные способности, эмоциональную уравновешенность и адаптационные способности, а также сплоченность группы.

Разработанная психолого-педагогическая программа с элементами тренинга рассчитана на девять занятий общим объемом 14 часов и рекомендована к проведению в рамках кураторского часа силами педагога-психолога в течение первого семестра обучения студентов в ВУЗе [1]. Структура психолого-педагогической программы, состоящей из трех блоков и девяти занятий представлена в таблице 4. Исходя их полученных результатов констатирующего эксперимента количество часов на каждое занятие учитывает выявленные особенности студентов гуманитарных и технических специальностей и направлено на их корректировку.

Таблица 4

Психолого-педагогическая программа с элементами тренинга

 

Количество часов

Структура программы с элементами тренинга

Для студентов гуманитарных специальностей

Для студентов технических специальностей

Блок 1 — Формирование внутренней мотивации к учебной деятельности

Задание 1 — «Цели жизни, личные и профессиональные цели»

2

1

Занятие 2 — «Мои сильные и слабые стороны»

2

1

Занятие 3 — «Моя профессиональная самоактуализация и мотивация»

2

2

Блок 2 — Развитие коммуникативных навыков

Занятие 4 — «Знакомство и взаимодействие»

1

2

Занятие 5 — «Я и мы — тренинг сплоченности группы»

1

2

Занятие 6 — «Получение обратной связи о себе»

1

1

Блок 3 — Развитие навыков эмоциональной саморегуляции

Занятие 7 — «Какой я? Знаю ли я себя?»

2

2

Занятие 8 — «Работа с чувствами и эмоциями»

2

2

Занятие 9 — «Работа с состояниями»

1

1

 

Таким образом, одним из условий формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса ВУЗа может служить психолого-педагогическая программа с элементами тренинга, разработанная с учетом специфических психологических особенностей студентов гуманитарных и технических специальностей.

 

Литература:

 

  1.      Васильев, Н. Н. Тренинг Профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н. Н. Василев. — СПб.: Речь, 2005. — 283 с.
  2.      Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. — М.: Логос, 2009. — 184 с.
  3.      Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения. М.: Просвещение. 1990. — 168с.
  4.      Реан, А. А. Психология и педагогика. А. А.Реан, Н. В.Бордовская, С. И.Розум. — СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  5.      Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle