Библиографическое описание:

Макарова А. А. Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 771-773.



 

В статье описываются основы взаимодействия Федеральной миграционной службы и органов внутренних дел. Раскрываются формы такого взаимодействия. Особое внимание авторов обращено на особенности одной из форм межведомственного взаимодействия — депортации и административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ключевые слова: Федеральная миграционная служба, органы внутренних дел, депортация, административное выдворение, государственная миграционная политика.

 

Проблемы реализации гражданами прав, свобод и законных интересов, закрепленных законами и подзаконными актами, а тем более способность их восстановить, защитить в случае нарушений, допущенных юридическими либо физическими лицами во многом порождены слабым знанием действующего законодательства, отсутствием у большинства населения навыков обращения в соответствующие компетентные инстанции, в правоохранительные и судебные, в том числе.

Государственная миграционная политика на данном этапе должна решать следующие задачи:

        обеспечивать интересы Российской Федерации при заключении и реализации международных договоров в сфере миграции, включая регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российской Федерации и защиту их прав и свобод;

        совершенствовать миграционное законодательство в сфере въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, особенно в части касающейся их трудовой деятельности;

        развивать международное сотрудничество Российской Федерации в сфере разработки и внедрения системы раннего предупреждения и предотвращения комплексных чрезвычайных ситуаций, следствием которых является экстренная массовая вынужденная миграция населения;

        приводить миграционное законодательство субъектов РФ в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами;

        совершенствовать законодательство в области медицинского, социального и пенсионного страхования трудящихся мигрантов и членов их семей, правового регулирования расселения на территории страны;

        легализировать нелегальных трудовых мигрантов;

        заключать международные договоры о приеме, возврате и транзитном проезде лиц, нелегально находящихся на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств (о реадмиссии);

        упорядочить процедуру административного выдворения и депортации нелегальных мигрантов из РФ на законодательном и организационном уровне;

        совершенствовать контроль реализации законодательства РФ в сфере миграции.

Особенность правового статуса ФМС России заключается в том, что полноценное функционирование данной службы невозможно без взаимодействия с органами внутренних дел, так как именно этот орган исполнительной власти обладает необходимыми полномочиями для защиты прав, свобод и законных интересов граждан и неграждан.

Взаимодействие органов ФМС России с органами внутренних дел основывается на сотрудничестве ФМС и МВД России. Порядок взаимодействия определяется Регламентом взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти, иными специальными нормативными правовыми актами и выражается в следующих формах:

        совместной разработке и согласовании законопроектов и иных нормативных правовых актов;

        участии в работе правительственных, межведомственных и согласительных комиссий, рабочих групп, конференций и т. п.;

        взаимном информационном обмене данными, без которых невозможно нормальное функционирование службы (использование информационных баз, учетов);

        проведении совместных мероприятий по противодействию незаконной миграции (операции, рейды, проверки и т. п.);

        выявлении и пресечении фактов использования поддельных документов;

        совместной деятельности по пресечению оказания незаконных услуг в миграционной сфере и принятию к виновным лицам мер воздействия в установленном порядке;

        осуществлении депортации и административного выдворения за пределы РФ и иностранных граждан и лиц без гражданства;

        обеспечении общественного порядка и безопасности при сопровождении иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище на территории РФ, в места временного содержания при постах иммиграционного контроля и центры временного размещения иммигрантов;

        взаимодействии в розыске лиц, скрывающихся от следствия, суда, исполнения наказания, обязательств, а также без вести пропавших;

        оказании содействия в области материально-технического обеспечения деятельности, в использовании необходимых сил и средств;

        обмене опыта для повышения квалификации кадров.

В рамках установленной законодательством РФ компетенции сотрудники Федеральной миграционной службы России принимают участие в мероприятиях по выявлению преступлений и административных правонарушений в области миграции на основании мотивированного запроса, подписанного руководителем подразделения системы МВД.

Указанные мероприятия осуществляются при принятии решения ФМС России о проведении проверки с участием сотрудников органов внутренних дел по мотивированному запросу. Основаниями для направления последнего могут стать:

        информация, указывающая на возможные нарушения гражданами и (или) должностными лицами законодательства Российской Федерации о регистрационном учете граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и обоснованность ее проверки с участием сотрудников органов внутренних дел;

        содействие сотрудникам ФМС России, которые проводят проверку, в случаях реального или возможного воспрепятствования их законной деятельности либо в целях повышения эффективности и получения наиболее полных и объективных результатов при проведении проверки, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей.

По нашему мнению, депортация и административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства является одной из основных форм взаимодействия данных ведомств.

Материалы дела об административном правонарушении могут быть оформлены как сотрудником органов внутренних дел, так и сотрудником территориального органа ФМС России. В любом случае, в соответствии со статьей 23.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, такие оформленные дела незамедлительно передаются в соответствующий территориальный орган ФМС России по подведомственности для рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия решения по существу [1].

Решить вопрос об административном выдворении иностранного гражданина может только суд (ч. 2 ст. 28.8 КРФобАП) [1]. Однако и в этом случае, необходимо сотрудничество между ведомствами, так как личное присутствие в судебном заседании иностранного гражданина или лица без гражданства обеспечивается силами и средствами не только территориального органа ФМС России, но и соответствующего органа внутренних дел. Вступившее в законную силу постановление суда об административном выдворении исполняется Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации. Сведения об исполнении решения суда о выдворении передается в территориальный орган ФМС для закрытия границы иностранному гражданину сроком на 5 лет, в соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [2].

На постоянной основе проводится взаимодействие с органами МВД, особое внимание уделено ОГИБДД, по вопросу принятия решения о неразрешении въезда. В соответствии с п. 4 ст. 26 ФЗ-114 иностранного гражданина или лица без гражданства, который неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, закрывается въезд в РФ в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности [2]. В соответствии с пп. 11 ч. 1 ст. 27 ФЗ-114 иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, въезда закрывается на срок 5 лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности [2]. В 2015 году в адрес ОУФМС в Калининском районе из УМВД поступило более 550 материалов, принято 493 решения о неразрешении въезда в РФ.

Таким образом, в рамках взаимодействия, сотрудниками ОУФМС России в Калининском районе СПб за 2015 год проведено 94 совместных проверочных мероприятий, по результатам которых выявлено порядка 300 иностранных граждан с нарушениями режима пребывания и осуществления трудовой миграции в РФ.

По результатам проверочных мероприятий в Калининском районе выявлено два адреса массовой фиктивной регистрации граждан РФ в жилом помещении, а именно в одной квартире было зарегистрировано 49 человек, в другой — 21 гражданин РФ. Фактически указанные граждане в квартире не проживали, в связи с чем можно говорить о фиктивной постановке на регистрационный учет. 21.12.2013 Федеральным законом № 376-ФЗ внесены изменения в ст. 7 Закона от 25.06.1993 г. № 5242–1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», что позволяет снимать граждан РФ с регистрационного учета на основании решения ФМС России [3]. В настоящий момент все граждане сняты с регистрационного учета, материалы переданы в ОВД для принятия решения о возбуждении уголовных дел в рамках ст. 322.2 Уголовного кодекса РФ Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации [4].

Необходимо отметить, что совместные функции ФМС и ОВД по контролю и надзору за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ закреплены в соответствующем Административном регламенте.

В целом, административный регламент — это основной документ, содержащий необходимую информацию, необходимую для граждан и должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, административные процедуры, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и др.). Он также служит основой для перевода государственных функций и услуг в электронный вид. Совместное сотрудничество ОВД и ФМС России также должно быть организовано в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Интеграция в один банк данных позволит в рамках одного запроса получить информацию из всех подсистем Объединенных информационных баз данных, в том числе о паспортных данных, которая используется для уточнения необходимых сведений при проведении различных розыскных и следственных мероприятий. Такие проекты успешно реализуются во многих регионах Российской Федерации и значительно облегчают совместную деятельность данных органов исполнительной власти. Однако данные системы нуждаются в совершенствовании во избежание технических и других накладок.

Однозначно, что общей основной задачей как для сотрудников органов внутренних дел, так и для сотрудников ФМС России является противодействие противоправным деяниям в сфере миграции, важнейшим фактором в эффективной борьбе с которыми, на наш взгляд, станет развитие информационных технологий.

 

Литература:

 

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)// «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
  2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 21.12.2009)// «Российская газета», N 159, 22.08.1996.
  3. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.1993 N 5242–1 (ред. от 29.06.2015)// «Российская газета», N 152, 10.08.1993.
  4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)// «Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle