Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 2158 раз

Библиографическое описание:

Макарова, А. А. Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел / А. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 771-773. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23581/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

В статье описываются основы взаимодействия Федеральной миграционной службы и органов внутренних дел. Раскрываются формы такого взаимодействия. Особое внимание авторов обращено на особенности одной из форм межведомственного взаимодействия — депортации и административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ключевые слова: Федеральная миграционная служба, органы внутренних дел, депортация, административное выдворение, государственная миграционная политика.

 

Проблемы реализации гражданами прав, свобод и законных интересов, закрепленных законами и подзаконными актами, а тем более способность их восстановить, защитить в случае нарушений, допущенных юридическими либо физическими лицами во многом порождены слабым знанием действующего законодательства, отсутствием у большинства населения навыков обращения в соответствующие компетентные инстанции, в правоохранительные и судебные, в том числе.

Государственная миграционная политика на данном этапе должна решать следующие задачи:

        обеспечивать интересы Российской Федерации при заключении и реализации международных договоров в сфере миграции, включая регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российской Федерации и защиту их прав и свобод;

        совершенствовать миграционное законодательство в сфере въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, особенно в части касающейся их трудовой деятельности;

        развивать международное сотрудничество Российской Федерации в сфере разработки и внедрения системы раннего предупреждения и предотвращения комплексных чрезвычайных ситуаций, следствием которых является экстренная массовая вынужденная миграция населения;

        приводить миграционное законодательство субъектов РФ в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами;

        совершенствовать законодательство в области медицинского, социального и пенсионного страхования трудящихся мигрантов и членов их семей, правового регулирования расселения на территории страны;

        легализировать нелегальных трудовых мигрантов;

        заключать международные договоры о приеме, возврате и транзитном проезде лиц, нелегально находящихся на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств (о реадмиссии);

        упорядочить процедуру административного выдворения и депортации нелегальных мигрантов из РФ на законодательном и организационном уровне;

        совершенствовать контроль реализации законодательства РФ в сфере миграции.

Особенность правового статуса ФМС России заключается в том, что полноценное функционирование данной службы невозможно без взаимодействия с органами внутренних дел, так как именно этот орган исполнительной власти обладает необходимыми полномочиями для защиты прав, свобод и законных интересов граждан и неграждан.

Взаимодействие органов ФМС России с органами внутренних дел основывается на сотрудничестве ФМС и МВД России. Порядок взаимодействия определяется Регламентом взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти, иными специальными нормативными правовыми актами и выражается в следующих формах:

        совместной разработке и согласовании законопроектов и иных нормативных правовых актов;

        участии в работе правительственных, межведомственных и согласительных комиссий, рабочих групп, конференций и т. п.;

        взаимном информационном обмене данными, без которых невозможно нормальное функционирование службы (использование информационных баз, учетов);

        проведении совместных мероприятий по противодействию незаконной миграции (операции, рейды, проверки и т. п.);

        выявлении и пресечении фактов использования поддельных документов;

        совместной деятельности по пресечению оказания незаконных услуг в миграционной сфере и принятию к виновным лицам мер воздействия в установленном порядке;

        осуществлении депортации и административного выдворения за пределы РФ и иностранных граждан и лиц без гражданства;

        обеспечении общественного порядка и безопасности при сопровождении иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище на территории РФ, в места временного содержания при постах иммиграционного контроля и центры временного размещения иммигрантов;

        взаимодействии в розыске лиц, скрывающихся от следствия, суда, исполнения наказания, обязательств, а также без вести пропавших;

        оказании содействия в области материально-технического обеспечения деятельности, в использовании необходимых сил и средств;

        обмене опыта для повышения квалификации кадров.

В рамках установленной законодательством РФ компетенции сотрудники Федеральной миграционной службы России принимают участие в мероприятиях по выявлению преступлений и административных правонарушений в области миграции на основании мотивированного запроса, подписанного руководителем подразделения системы МВД.

Указанные мероприятия осуществляются при принятии решения ФМС России о проведении проверки с участием сотрудников органов внутренних дел по мотивированному запросу. Основаниями для направления последнего могут стать:

        информация, указывающая на возможные нарушения гражданами и (или) должностными лицами законодательства Российской Федерации о регистрационном учете граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и обоснованность ее проверки с участием сотрудников органов внутренних дел;

        содействие сотрудникам ФМС России, которые проводят проверку, в случаях реального или возможного воспрепятствования их законной деятельности либо в целях повышения эффективности и получения наиболее полных и объективных результатов при проведении проверки, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья сотрудников при исполнении ими должностных обязанностей.

По нашему мнению, депортация и административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства является одной из основных форм взаимодействия данных ведомств.

Материалы дела об административном правонарушении могут быть оформлены как сотрудником органов внутренних дел, так и сотрудником территориального органа ФМС России. В любом случае, в соответствии со статьей 23.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, такие оформленные дела незамедлительно передаются в соответствующий территориальный орган ФМС России по подведомственности для рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия решения по существу [1].

Решить вопрос об административном выдворении иностранного гражданина может только суд (ч. 2 ст. 28.8 КРФобАП) [1]. Однако и в этом случае, необходимо сотрудничество между ведомствами, так как личное присутствие в судебном заседании иностранного гражданина или лица без гражданства обеспечивается силами и средствами не только территориального органа ФМС России, но и соответствующего органа внутренних дел. Вступившее в законную силу постановление суда об административном выдворении исполняется Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации. Сведения об исполнении решения суда о выдворении передается в территориальный орган ФМС для закрытия границы иностранному гражданину сроком на 5 лет, в соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [2].

На постоянной основе проводится взаимодействие с органами МВД, особое внимание уделено ОГИБДД, по вопросу принятия решения о неразрешении въезда. В соответствии с п. 4 ст. 26 ФЗ-114 иностранного гражданина или лица без гражданства, который неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, закрывается въезд в РФ в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности [2]. В соответствии с пп. 11 ч. 1 ст. 27 ФЗ-114 иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, въезда закрывается на срок 5 лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности [2]. В 2015 году в адрес ОУФМС в Калининском районе из УМВД поступило более 550 материалов, принято 493 решения о неразрешении въезда в РФ.

Таким образом, в рамках взаимодействия, сотрудниками ОУФМС России в Калининском районе СПб за 2015 год проведено 94 совместных проверочных мероприятий, по результатам которых выявлено порядка 300 иностранных граждан с нарушениями режима пребывания и осуществления трудовой миграции в РФ.

По результатам проверочных мероприятий в Калининском районе выявлено два адреса массовой фиктивной регистрации граждан РФ в жилом помещении, а именно в одной квартире было зарегистрировано 49 человек, в другой — 21 гражданин РФ. Фактически указанные граждане в квартире не проживали, в связи с чем можно говорить о фиктивной постановке на регистрационный учет. 21.12.2013 Федеральным законом № 376-ФЗ внесены изменения в ст. 7 Закона от 25.06.1993 г. № 5242–1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», что позволяет снимать граждан РФ с регистрационного учета на основании решения ФМС России [3]. В настоящий момент все граждане сняты с регистрационного учета, материалы переданы в ОВД для принятия решения о возбуждении уголовных дел в рамках ст. 322.2 Уголовного кодекса РФ Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации [4].

Необходимо отметить, что совместные функции ФМС и ОВД по контролю и надзору за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ закреплены в соответствующем Административном регламенте.

В целом, административный регламент — это основной документ, содержащий необходимую информацию, необходимую для граждан и должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, административные процедуры, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и др.). Он также служит основой для перевода государственных функций и услуг в электронный вид. Совместное сотрудничество ОВД и ФМС России также должно быть организовано в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Интеграция в один банк данных позволит в рамках одного запроса получить информацию из всех подсистем Объединенных информационных баз данных, в том числе о паспортных данных, которая используется для уточнения необходимых сведений при проведении различных розыскных и следственных мероприятий. Такие проекты успешно реализуются во многих регионах Российской Федерации и значительно облегчают совместную деятельность данных органов исполнительной власти. Однако данные системы нуждаются в совершенствовании во избежание технических и других накладок.

Однозначно, что общей основной задачей как для сотрудников органов внутренних дел, так и для сотрудников ФМС России является противодействие противоправным деяниям в сфере миграции, важнейшим фактором в эффективной борьбе с которыми, на наш взгляд, станет развитие информационных технологий.

 

Литература:

 

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)// «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
  2. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 21.12.2009)// «Российская газета», N 159, 22.08.1996.
  3. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.1993 N 5242–1 (ред. от 29.06.2015)// «Российская газета», N 152, 10.08.1993.
  4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)// «Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, административное выдворение, иностранный гражданин, предел РФ, гражданин РФ, лицо, место жительства, регистрационный учет, РФ, Калининский район.


Похожие статьи

Некоторые особенности применения административной...

Российская Федерация, РФ, иностранный гражданин, административное выдворение, лицо, гражданин, административная ответственность, гражданство, административный штраф, Россия.

Административная ответственность в сфере миграционной...

Российская Федерация, административная ответственность, РФ, Россия, миграционное законодательство, миграционная политика, гражданин, Югра, лицо, административное выдворение.

Право иностранного гражданина проживать на территории РФ...

Российская Федерация, временное проживание, иностранный гражданин, жительство, территория РФ, гражданин, РФ, документ, государственная услуга, выдача разрешения.

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства...

Порядок пересечения государственной границы Российской...

Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства

3. Закон РФ’’ О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств

Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Основные аспекты конституционно-правового статуса...

В результате проводимых исследований, на территории Российской Федерации в настоящее время проживает большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства. Следуя Конституции Российской Федерации...

Иностранные граждане в Российской Федерации...

Российская Федерация, РФ, иностранный гражданин, Россия, гражданин, иностранец, правовой статус, Пенсионный фонд России, лицо, временное проживание.

Особенности конституционно-правового статуса иностранных...

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданин, территория России, получение визы, лицо, категория

Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Похожие статьи

Некоторые особенности применения административной...

Российская Федерация, РФ, иностранный гражданин, административное выдворение, лицо, гражданин, административная ответственность, гражданство, административный штраф, Россия.

Административная ответственность в сфере миграционной...

Российская Федерация, административная ответственность, РФ, Россия, миграционное законодательство, миграционная политика, гражданин, Югра, лицо, административное выдворение.

Право иностранного гражданина проживать на территории РФ...

Российская Федерация, временное проживание, иностранный гражданин, жительство, территория РФ, гражданин, РФ, документ, государственная услуга, выдача разрешения.

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства...

Порядок пересечения государственной границы Российской...

Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства

3. Закон РФ’’ О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств

Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Основные аспекты конституционно-правового статуса...

В результате проводимых исследований, на территории Российской Федерации в настоящее время проживает большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства. Следуя Конституции Российской Федерации...

Иностранные граждане в Российской Федерации...

Российская Федерация, РФ, иностранный гражданин, Россия, гражданин, иностранец, правовой статус, Пенсионный фонд России, лицо, временное проживание.

Особенности конституционно-правового статуса иностранных...

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданин, территория России, получение визы, лицо, категория

Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Задать вопрос