Библиографическое описание:

Гафурова Д. Р. Анализ развития системы электронного правительства в Узбекистане // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 367-370.

 

В данной статье приводится анализ развития и рейтинга Узбекистана в построении системы электронного правительства. А также рассматриваются все индексы и субиндексы, влияющие на рейтинг стран мира по построению электронного правительства.

Ключевые слова: электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, информатизация, человеческий капитал, инфраструктура, электронные услуги, интерактивные услуги.

 

Построение электронного правительства требует определенную нормативно правовую базу, которую в Узбекистане начали еще с 2000 х годов. Были приняты законы в «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронной коммерции», «Об электронном документообороте», «Об электронных платежах» которые не посредственно были направлены на развитие в стране информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и построению информационного общества. По мимо этих законов были более 20 постановлений и указы Президента Республики Узбекистан и более 30 правительственных решений по развитию и внедрению новых информационных систем, технологий, интерактивных услуг, повышение квалификации кадров в сфере ИКТ.

Помимо этих законов и постановлений В 2013 году были созданы два Центра — Центр развития системы «Электронное правительство» и Центр обеспечения информационной безопасности, которые непосредственно занимаются развитием в стране электронного правительства, несут ответственность за реализацию политики создания и дальнейшего совершенствования системы «Электронное правительство», обеспечения информационной безопасности в системе электронного правительства.

В Узбекистане в середине 2013 года был запущен Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz). Через единый портал оказывается интерактивные услуги населению, который достигает более 230 видов на сегодняшний день и субъектам предпринимательства по более, чем 20 направлениям и сферам деятельности. К единому порталу подключены более 600 государственных органов и их структурных подразделений.

Нужно отметить что построение электронного правительства базируется на информационное общества, и тут существует два стратегических направлений — правовая база и реинжиниринг в сфере ИКТ. Не смотря на все достижения в построении системы электронного правительства по рейтингу стран мира по уровню развития электронного правительства Узбекистан занимает не высокий рейтинг. По данному рейтингу Узбекистан занял 100 е место среди 193 стран мира. Проанализируем, что воздействовало на данный рейтинг. Основной вклад на снижения внесли компоненты индекса, как человеческий капитал, составляющий спад на 12 % и оказание электронных услуг, составляющий спад на 10 %. Эти два показателя воздействовали на рост индекса развития инфраструктуры информационных технологий. Изменения этих показателей можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1. Компоненты индекса электронного правительства Узбекистана в 2010–2014 гг.

 

На рисунке же видно, что основными причинами невысокого рейтинга Узбекистана в области построения электронного правительства являются низкий уровень развития инфраструктуры информационно коммуникационных технологий, по данным 2014 года составляющий 23 % и не высокая степень развития оказываемых электронных услуг, составляющий 45 %. Причем рейтинг опирается на субиндекс человеческого капитала который на 2014 год составлял 73 %, который отражает достаточно высокий уровень грамотности населения страны. Тем не менее если смотреть тренд, данный показатель снижается в последние годы на 20 %. Рассмотрим подробнее компоненты этих субиндексов.

Субиндекс ИТ-инфраструктуры состоит из расчетов количества абонентов мобильной и стационарной телефонной связи, фиксированной и беспроводной широкополосной связи на 100 человек, а также процентом населения, пользующегося интернетом. На рисунке 2 видно, что уровень проникновения фиксированного широкополосного доступа очень низкий и составляет 0,7 абонента на 100 жителей, уровень стационарной телефонной связи составляет 6,9 абонента на 100 человек. Видно что более развитое направление это беспроводной интернет, который показатель составляет 20,4 абонента на 100 человек.

Рис. 2. Показатели субиндекса ИТ-инфраструктуры по Узбекистану

 

Анализ достижений таким образом успеха стран-лидеров рейтинга показывает вложения крупных инвестиций в компьютеризацию госучреждений, строительство национальных и трансграничных магистралей передачи данных, развитие дата-центров и облачных технологий через механизмы государственно-частного партнерства, повышение качества и снижение стоимости широкополосного доступа к интернету. Также имеет огромное значение улучшение инфраструктуры ИКТ.

Субиндекс человеческого капитала включает такие компоненты как грамотность взрослого населения и индикаторы которые делают акцент на качество и непрерывность образования, которые были включены в рейтинг 2014 года, это степень охвата системой образования, ожидаемая и средняя продолжительность обучения. Изменение метода расчета привело к снижению субиндекса Узбекистана с 74-го на 86-е место. В таблице 1 приведены основные данные.

Таблица 1

Показатели субиндекса человеческого капитала по Узбекистану

Индикатор

2012

2014

Динамика

1

Рейтинг страны по субиндексу ЧК

74

86

-12

2

Значение субиндекса ЧК

0,8255

0,7264

-12,00 %

3

Грамотность населения, %

99,33

99,43

0,10 %

4

Охват системой образования, %

70,84

70,75

-0,13 %

5

Ожидаемая продолжительность обучения, лет

-

11,60

-

6

Средняя продолжительность обучения, лет

-

10,00

-

 

Узбекистан имеет реальный шанс поднять этот индекс уровнем охвата населения высшим образованием, так как это влияет непосредственно на ожидаемую продолжительность обучения. Важную роль играет своевременное предоставление полной статистики в сфере образования и ИТ инфраструктуры, в Институт статистики ЮНЕСКО (Монреаль), который выступает источником этих данных при составлении рейтинга по электронному правительству.

Субиндекс электронных услуг в отличие от предыдущих компонентов рейтинга рассчитывается методом экспертных оценок — путем заполнения анкет группой специалистов в области государственного управления, которые оценивают порталы и сайты госорганов изучаемой страны по основным тематикам, касающимся электронного правительства и онлайн-услуг. По итогам анкетирования определяются оценки страны по четырем уровням зрелости электронных услуг.

  1.      Базовые информационные услуги — вебсайты государственных органов которые предоставляют информацию о государственной политике, законодательной деятельности, регулировании отдельных отраслей, результатах деятельности органов государственной власти и управления, а также о видах и последовательность получения государственных услуг.
  2.      Расширенные информационные услуги — вебсайты госорганов предоставляют определенные виды интерактивных услуг, одностороннее или простое двустороннее электронное взаимодействие с гражданами и бизнесом, включающие возможность скачивать формы и бланки для подачи обращений и получения государственных услуг.
  3.      Транзакционные услуги — сайты госорганов обеспечивают оказание электронных услуг на основе двухстороннего электронного взаимодействия с гражданами и бизнесом: оплата налогов и иных платежей, сдача налоговых отчетов, подача заявлений для получения документов, удостоверяющих личность), продления лицензий, разрешений и т. д.
  4.      Интегрированные услуги — на сайтах госорганов реализованы услуги и решения, которые в полной мере используют возможности межведомственного электронного взаимодействия.

Таблица 2

Показатели субиндекса электронных услуг по Узбекистану

Индикатор

2012

2014

Динамика

1

Рейтинг страны по субиндексу ЭУ

70

72

-2

2

Базовые информационные услуги

100

88

-12,00 %

2

Расширенные информационные услуги

62

41

-33,87 %

3

Транзакционные услуги

21

23

9,52 %

4

Интегрированные услуги

39

24

-38,46 %

5

Итоговая зрелость онлайн услуг

49

42

-14,29 %

 

Общая зрелость электронных услуг Узбекистана была оценена на уровне 42 %, по транзакционным и интегрированным услугам показатели страны довольно скромные 23–24 %. Примечательно также снижение значения данного субиндекса на 10 % по сравнению с рейтингом 2012 года. Это в первую очередь связано со смещением акцентов экспертной оценки в докладе 2014 года на новые темы и тенденции развития электронного правительства в странах-лидерах.

Нужно отметить что поскольку фактическая оценка стран для рейтинга 2014 года проводилась в середине 2013 года, многие правительственные решения и меры в области электронного правительства в Узбекистане не были учтены экспертами ООН. В том числе Комплексная программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013–2020 годы, запуск в том же году Единого портала интерактивных государственных услуг, создание Центра развития системы «Электронное правительство» и Центра обеспечения информационной безопасности.

Данные действия направлены на развитие Узбекистана по двум направлениям рейтинга — ИТ-инфраструктура и электронные услуги. Принятая программа по развитию информационно коммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры в целом на 2013–2020 годы предусматривает реализацию 17 проектов общей стоимостью 2 трлн сумов по расширению сетей телекоммуникации. Как видим, в Узбекистане проводится масштабная и целенаправленная работа по развитию информационных технологий и формированию системы электронного правительства и проведенная работа по развитию системы электронного правительства положительно повлияет на рейтинг Узбекистана 2016 года.

 

Литература:

 

  1.      Электронное правительство прозрачность, открытость, надежность. М.Маметова. www.uza.uz
  2.      Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства. http://gtmarket.ru/ratings/e-government-survey/info
  3.      Каким будет новый рейтинг Узбекистана по э-правительству? http://www.gazeta.uz/2015/10/06/e-gov/
  4.      Стадии зрелости электронного правительства. http://open-gov.ru/stadii-e-gov/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle