Библиографическое описание:

Беляева С. А. Некоторые аспекты применения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 746-748.



 

В статье рассматривается понятие «читательская самостоятельность», технология «Метод проектов», освещаются некоторые аспекты внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников.

Ключевые слова: читательская самостоятельность младших школьников, программа развития читательской самостоятельности, технология «Метод проектов».

 

Современный этап модернизирования начального образования в Российской Федерации характеризуется акцентированием внимания на воспитании школьника-читателя, в частности на проблемах развития у учеников читательской самостоятельности. Например, в Федеральном государственном стандарте второго поколения начального общего образования отмечается, что для ученика обязательно наличие «…умения самостоятельно выбирать интересующую литературу» [5, c.8]. В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» отмечается, что ученики «…осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности» [2, с.42], а также, что «…выпускники начальной школы приобретут умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы» [2, с.42]. Приведенные выше цитаты из основных нормативных документов, посвященных образованию в Российской Федерации, подтверждают мысль о необходимости и значимости развития у младших школьников такого качества, как читательская самостоятельность.

Читательскую самостоятельность рассматривали в своих трудах следующие ученые: Р.Н. Бунеев, О.Ю. Богданова, О.В. Джежелей, А.П. Коваль, М.В. Качурин, П.И.Леонова, Е.И. Мороз, Т.С. Пиче-оол, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская, О.В.Чиндилова, а также психологи, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Н.И.Жинкин, И.П.Подласый, И.И.Тихомирова и другие.

Под читательской самостоятельностью Н.Н. Светловская понимает «личностное свойство школьника, которое характеризуется наличием у читателя комплекса значимых для него мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения сообразно общественной и личной необходимости» [3, с.12].

Несмотря на общеизвестную актуальность и значимость развития читательской самостоятельности, данные научных исследований и наблюдения практиков показывают, что читательская самостоятельность младших школьников находится на недостаточном уровне развития. Одной из причин, обуславливающих такой уровень развития читательской самостоятельности, на наш взгляд, может быть недостаточное использование возможностей технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников.

Цель статьи — рассмотреть некоторые аспекты внедрения технологии «Метод проектов» в процесс развития читательской самостоятельности младших школьников.

В настоящее время актуальным вопросом педагогики и частных методик является внедрение педагогические технологий на различных уровнях учебно-воспитательного процесса. Данному вопросу уделяли внимание Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, В. А. Сластёнин, О.В. Сухомлинская, Н.Ф. Талызина, П.М. Эрдниев, И.С.Якиманская и другие. Также на современном этапе идет разработка научно-методического обеспечения использования «Метода проектов» Е. С. Полат, И. А. Сасовой, Н. М. Конышевой, В. В. Самохиной, Н. Ф. Коряковцевой, М. Р. Романовской, И. С. Сергеевым и другими.

Педагогическая технология, по мнению В.М. Монахова, это «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [4, с.13].

По мнению Н.Ю. Пахомовой, «Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики» [1, с.26].

Опираясь на уровни самостоятельности, выделенные М. К. Хуснетдиновой [6], которые легли в основу этапов программы, а также Федеральный государственный стандарт второго поколения начального общего образования [5] и Примерную основную образовательную программу начального общего образования» [2], которые позволили определить цели и особенности содержания развития читательской самостоятельности младших школьников, мы предлагаем программу внедрения технологии «Метод проектов» в процесс развития читательской самостоятельности младших школьников.

Перейдем к непосредственному рассмотрению этапов и содержания предлагаемой программы. Данная программа рассчитана на один учебный год и предполагает свою реализацию на уроках внеклассного чтения в 4-ом классе.

На первом этапе, носящем название «Уровень полного контроля» основной целью будет формирование у младших школьников умения поставить цель, удерживать ее в процессе работы, выбирать лучшую идею для воплощения. На данном этапе предполагается реализация проектов «Мои любимые сказки» и «Самые умные книги». Например, задачи проекта «Мои любимые сказки» следующие: развивать читательскую самостоятельность младших школьников, формировать умение выдвигать требования к проекту, генерировать идеи и выбирать одну наиболее удачную в соответствии с требованиями, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; развивать умение создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки, работать в группе, инсценируя прочитанное художественное произведение. Предполагается следующее содержание данного проекта. 1. Подготовка сообщений о сказке, великих сказочниках, роли числа в сказках. 2. «Реклама» (презентация) своей любимой сказки. 3. Сочинение сказки и ее иллюстрирование. 4. Инсценирование сказки «Самое дорогое». 5. Оформление читательского дневника.

Следующий этап программы называется «Уровень усиленного контроля». На данном этапе реализация цели предполагает уделение внимания умению планировать свою работу и контролировать процесс ее выполнения. Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач проекта «Мама, папа, я — читающая семья»: приобщать родителей к книжной культуре, воспитанию грамотного читателя; повысить эффективность работы по развитию читательской самостоятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей; обучать школьников планировать работу и контролировать выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. В содержательном плане данный проект предполагает проведение конкурса семейной рукописной книги, выставки каталожных карточек по прочитанным произведениям, составление книжные выставки «Наши любимые семейные книги», презентации любимых семейных книг, оформление читательского дневника. Данный этап предполагает также проведение проекта «Писатели о животных».

Третий этап программы носит название «Уровеньослабленного контроля». К концу данного этапа предполагается, что у младших школьников сформируется умение распределять роли и адекватно воспринимать предложения и оценку других людей. Для достижения поставленной цели предлагается реализовать проект «Поэты о зиме», а также предусматривается организация проекта «Путешествие по стране Фантазии», направленного на обучение составлению по аналогии устных рассказов (повествование, рассуждение, описание), составление аннотацию и краткого отзыва на прочитанное произведение по заданному образцу. Содержание проекта включает в себя следующие задания: составление аннотации на прочитанное произведение, составление книжной выставки, составление отзыва на прочитанное произведение, подготовку сообщений о писателях-фантастах, презентация самостоятельно составленных фантастических рассказов.

На этапе «Уровеньприсутствия» целью является формирование умения критически оценивать свою работу и дорабатывать проект. Ученикам предлагается выполнить проект «Сказки рубежных писателей», имеющий задачи: развивать читательскую самостоятельность, формировать умение составлять книжную выставку, рекомендательный список, отзыв о прочитанном произведении, развивать умение инсценировать прочитанное. При выполнении заданий проекта: подготовка к выставке книги зарубежных писателей, пересказсамых интересных эпизоды из произведений от лица героев произведений, составлениерассказа о герое, используя авторский текст, высказываниесвоего мнения о прочитанном произведении (в виде отзыва),составление списка рекомендованной литературы для выбора книги, инсценировка отрывка из прочитанной сказки, составление критического отзыва о качестве своего выступления и предложениях о его улучшении, возможно решить поставленные задачи. Также на данном этапе предлагается выполнить проект «Великий баснописец — Иван Андреевич Крылов» с целью развития умения работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное художественное произведение, развития умения составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание.

На этапе «Уровеньсамостоятельности», который организуется с целью развития навыков рефлексии, умения организовать проект младшим школьникам предлагается выполнить проект «Писатели о подвигах и доблести». Задачи проекта (учить составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой;развивать навыки самооценки, рефлексии) получают свою конкретную реализацию в его содержании: составление рассказов о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине, используя прочитанные произведения, составление книжной выставки «Писатели о героях и доблести», оформление плаката, конкурс на лучший отзыв о прочитанном произведении, презентация прочитанной книги, составление небольшого текста на тему «Мои проекты по чтению», конкурс на лучший читательский дневник.

Таким образом, аспекты внедрения технологии «Метод проектов» для развития читательской самостоятельности младших школьников имеют определённые этапы, которые определены с учетом постепенного уменьшение степени участия учителя и повышение уровня самостоятельности в деятельности младших школьников.

На каждом этапе, имеющем определенную цель, предполагается выполнение проектов с заданным содержанием, направленном на развитие читательской самостоятельности младших школьников. Дальнейшее направление нашей работы мы видим в апробации данной программы по развитию читательской самостоятельности.

 

Литература:

 

  1.                Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности /Н.Ю. Пахомова// Учитель. — 2000. — № 4. — С. 25-29.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/poop_noo_reestr.doc.
  3. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Н. Н.Светловская // Начальная школа. — 2003. — № 1. — С.11-18.
  4.                Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект [Текст] / РАО, руков. проекта: Н.Д. Никандров, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2008. — (Стандарты второго поколения).
  6. Хуснетдинова М.К. Развитие самостоятельности младших школьников на основе «Метода проектов»: дис. …канд. пед. наук. — М., 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle