Библиографическое описание:

Баташев Р. В. Региональные аспекты налогообложения имущества физических лиц: проблемы и пути решения (на материалах Чеченской Республики) // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 344-346.



 

Имущественные налоги были одними из первых обязательных налогов, взимаемых государством. Несмотря на то, что налоги на имущество, в частности и налог на имущество физических лиц, занимают скромное место в доходах государственного бюджета, их роль в обеспечении экономических и финансовых основ деятельности местных бюджетов значительна.

В систему налогообложения Российской Федерации налог на имущество физических лиц впервые был введен в 1992 году.

В соответствии со статьей 15 НКРФ налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам и является наиболее распространенным местным налогом на территории муниципальных образований.

До 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц был единственным налогом в налоговой системе РФ, порядок исчисления и уплаты которого регулировался не НКРФ, а отдельным Федеральным законом от 09.12.1991 № 2003–1 «О налогах на имущество физических лиц».

С 1 января 2015 года правовая основа по налогу на имущество физических лиц заложена в главе32 НКРФ.

Итак, в настоящее время налог на имущество физических лиц устанавливается НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Он вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с главой 32 НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. После введения в действие он обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог на имущество устанавливается НРКФ и законами указанных субъектов Российской Федерации. Вводится в действие и прекращает действовать также в соответствии с НКРФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.

При установлении данного налога муниципальным образованиям предоставлены определенные права по регулированию отдельных элементов налогообложения.

Так, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований могут определять налоговые ставки в пределах, установленных НКРФ, и особенности определения налоговой базы.

При установлении налога представительные органы муниципальных образований также могут устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НКРФ, основания и порядок их применения отдельными категориями налогоплательщиков.

Следует отметить, что с 1 января 2015 года произошли существенные изменения, касающиеся порядка администрирования налога на имущество физических лиц, а именно:

                    налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объекта при условии, что законодательный орган государственной власти субъекта РФ принял решение об установлении единой даты начала применения на территории субъекта РФ нового порядка исчисления налога;

                    налог на имущество, право собственности на которое возникло или прекратилось у физического лица в течение календарного года, рассчитывается с учетом коэффициента, определенного исходя из количества полных месяцев нахождения имущества в собственности;

                    представительные органы муниципальных образований устанавливают налоговые ставки для расчета налога исходя из кадастровой стоимости объекта. Их размер по общему правилу не должен превышать определенных в Налоговом кодексе РФ величин;

                    в качестве объектов обложения налогом на имущество физических лиц выделены машино-место, объект незавершенного строительства и единый недвижимый комплекс;

                    независимо от количества оснований льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется в отношении только одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика;

                    при расчете базы по налогу на имущество физических лиц в отношении квартиры, комнаты, жилого дома и единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), применяются вычеты;

                    физические лица должны уплачивать налог на имущество не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом;

                    кадастровая стоимость, измененная вследствие исправления технической ошибки, которая была допущена Росреестром, в целях исчисления налога на имущество физических лиц применяется начиная с периода, когда была допущена указанная ошибка;

                    кадастровая стоимость, измененная на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или на основании решения суда, учитывается при расчете налога на имущество физических лиц начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в государственный кадастр.

В соответствии со статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ налог на имущество физических лиц является закрепленным налогом и по нормативу 100 процентов поступает в местный бюджет.

Как и во многих странах с развитой рыночной экономикой налог на имущество физических лиц является в РФ одним из основных источников доходов местных бюджетов.

Налоги, взимаемые с отдельных видов имущества (транспорт, недвижимость) граждан, различны в разных странах. Обычно они относятся к компетенции органов местного самоуправления, при этом общий порядок их взимания регламентируется на федеральном уровне. В России их удельный вес в доходах местных бюджетов пока невелик, несмотря на активное инвестирование гражданами денежных средств в имущество. Зачастую затраты на сбор налога на имущество превышают доходы, что и вызывает необходимость его реформирования.

По данным, размещенным на официальном сайте ФНС России, можно судить, что в 2014 году имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году поступило 955,1 млрд. рублей. При этом в сравнении с 13 годом произошло увеличение объемов поступлений на 6,1 %.

Из них на долю налога на имущество физических лиц приходится 27,1 млрд. рублей. Следует отметить, что в 2014 году наблюдается тенденция роста налоговых поступлений по данному налогу в сравнении с периодом 2013 года. Рост составил 21,8 %.

Рассмотрим подробнее, какую роль налог на имущество физических лиц играет в доходах консолидированного бюджета ЧР, и с какими проблемами сталкиваются налоговики при его администрировании.

Так, по данным Управления ФНС России по ЧР поступление налога на имущество физических лиц за 2014 год составило 18,7 млн. руб. с динамикой к поступлениям 2013 года 118,7 %, выполнение бюджетных назначений, предусмотренных на 2014 год, составило 103,9 процента.

Количество объектов налогообложения по состоянию на 01.01.2015 года в базе данных налоговых органов составило 153013, владельцами которых являются физические лица. По сравнению с началом 2013 года рост составил 82,6 %, или на 69249 объектов (на 01.01.2013г. — 83764 объекта).

Такое резкое увеличение количества объектов налогообложения произошло в результате проведения кропотливой работы налоговиками республики по актуализации сведений об объектах недвижимости, проведенной в соответствии с протокольным поручением Главы Чеченской Республики данного на совещании 21 января 2013 года.

Сумма исчисленного налога на имущество физических лиц по налоговым обязательствам 2013 года, по состоянию на 01.10.2014г., составила 48,7 млн. руб., с ростом к показателю аналогичного периода 2012 года 109,5 %.

По состоянию на 01.01.2015 года налогоплательщикам — физическим лицам направлено 101027 уведомлений на уплату налога на имущество физических лиц по обязательствам 2013 года, с динамикой к показателю аналогичного периода 2013 года 103,4 процента.

Несмотря на положительные тенденции в администрировании данного налога, все еще существует ряд не решенных проблем, связанных с обеспечением полноты взимания данного налога.

Незначительный рост количества налогоплательщиков, у которых возникли обязательства по уплате налога, обусловлен тем, что в соответствии с положениями Закона N 2003–1 налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 того же закона, порядок расчета инвентаризационной стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 № 546 признаны утратившими силу решения Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Порядок расчета инвентаризационной стоимости объектов недвижимости до настоящего времени не установлен. Также действующим законодательством Российской Федерации не установлены органы (организации), осуществляющие государственный технический учет и определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

В результате чего, налоговые органы по объектам недвижимости, которые зарегистрированы после 1 января 2013 года, не имеют возможности рассчитать налог на имущество физических лиц в связи с отсутствием инвентаризационной стоимости в сведениях, представляемых Росреестром, так как инвентаризационная стоимость по таким объектам в силу отсутствия нормативных документов, не определяется.

Также органами ФГУП «Ростехинвентаризация» по Чеченской Республике полная техническая инвентаризация объектов капитального строительства в период после боевых действий не проводилась, а сведения о ранее выданных технических паспортах по информации ФГУП «Ростехинвентаризация» были уничтожены или утеряны во время военных действий.

По объектам недвижимости, на которые отсутствуют сведения о проведении технической инвентаризации, органами местного самоуправления, при представлении сведений в 2004–2008 годах, для целей налогообложения использовали инвентаризационную стоимость в размере 300 тысяч рублей, согласно Указу Президента Чеченской Республики № 130 от 26.05.2005 года.

Однако в дальнейшем, при переходе расчета налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости, такие сведения потеряют свою актуальность, в связи с отсутствием установленной кадастровой стоимости этих объектов и, соответственно, отсутствием таких объектов недвижимости в базах данных Росреестра, что приведет к резкому снижению объемов поступлений по данному налогу в консолидированный бюджет республики.

Выход из сложившейся ситуации видится в проведении кадастрового учета всех объектов недвижимости на территории Чеченской Республики до перехода на расчет налога от кадастровой стоимости.

Также необходимо принять меры для побуждения граждан к регистрации прав на имущество, а также обязать всех юридических лиц, вне зависимости от организационно-правовой формы, провести регистрацию имущества в органах Росреестра.

В заключении необходимо отметить, что фискальная и регулирующая функции налога на имущество физических лиц в нашей стране в перспективе должны эффективно сочетаться в виду особой значимости данного налога в решении социальных и экономических проблем муниципальных образований.

 

Литература:

 

  1.      Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / под ред. Д. Г. Черника. — М.: Издательство Юрайт, 2013. –393 с.
  2.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-Ф

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle