Библиографическое описание:

Гиниятуллина Э. Д. Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива в дошкольной организации // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 774-776.



 

Статья посвящена проблемам взаимодействия руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива. Автором в статье раскрыты принципы, функции, способы организации и компоненты совместной деятельности руководителя и коллектива. Показана одна из эффективных моделей их взаимодействия.

Ключевые слова: реформирование, коллектив.

 

Концепцией реформирования российского образования определены основные направления современной образовательной политики: обеспечение доступности, эффективности и качества образования. Демократизация и гуманизация жизни дошкольного учреждения, ее поворот в сторону ребенка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только на основе новых принципов управления и высокого уровня профессионализма педагогического коллектива и его руководителя.

В свете происходящих перемен в дошкольном образовании перед руководителем дошкольной организации так же встал остро вопрос о необходимости изменения системы управления дошкольной организацией.

Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к эффективной модели взаимодействия руководителя и коллектива дошкольной организации, в которой можно выделить следующие компоненты:

                    целевой — предполагает определенную процедуру с выходом на совместно выработанную и принятую цель коллективной деятельности. Под целью понимается идеальное желаемое описание конечного результата деятельности, при этом четкость и конкретность цели позволяют определить конечный результат совместной деятельности [3].

                    потребностно-мотивационный компонент — находит свое выражение в уровне готовности педагогов образовательного учреждения к инновационной деятельности.

                    содержательный — данный компонент складывается из ряда факторов. Первый фактор связан с реализацией основного предназначения дошкольной организации; второй — с достижением коллективных целей совместной деятельности педагогического коллектива; третий — с достижением личных целей членами педагогического коллектива; четвертый — с удовлетворением образовательных потребностей воспитанников и их родителей.

                    организационно-деятельностный- выполняет роль и системообразующего фактора взаимодействия руководителя и педагогического коллектива.

В деятельности педагогического коллектива можно выделить различные способы ее организации — это деятельность индивидуальных субъектов в коллективе, совместную деятельность, коллективную деятельность.

Организация совместной деятельности педагогического коллектива может проходить в различных формах. Оптимальными являются педагогические советы, педагогические часы. Эффективность взаимодействия руководителя и коллектива будет выше, если используются активные и интерактивные методы, например «мозговой штурм», метод номинальных групп, дискуссии, деловые игры, методы экспертного оценивания и др.

                    Управленческий компонент. К компетентности руководителя дошкольной организации могут быть предъявлены следующие основные требования: знание основ стратегического управления, основ управления проектами и программами, организация научно-исследовательской и экспериментальной работы, умение создавать положительную мотивацию у членов коллектива, создание условий, при которых перестанут сопротивляться противники нововведений и др.

                    Оценочно результативный компонент — призван диагностировать ход и результат педагогического процесса.

Критериями и показателями развития педагогического коллектива являются следующие [1]:

                    Мотивационный — наличие у членов педагогического коллектива потребности в решении проблем своего образовательного учреждения; стремление к внедрению в практику работы своего образовательного учреждения новых идей и методических разработок; сформированность мотива самообразования; отсутствие антиинновационных барьеров; увеличение количества педагогов с устойчивой мотивацией на преобразования; повышение активности педагогов в принятии и реализации решений, касающихся стратегического развития образовательного учреждения;

                    Целевой — наличие у членов педагогического коллектива личных целей, сориентированных с общими стратегическими целями и задачами своего образовательного учреждения; сориентированность целей на решение реальных проблем дошкольной организации; осознанность и присвоенность членами педагогического коллектива целей и перспектив деятельности образовательного учреждения [4];

                    Когнитивный — наличие у членов педагогического коллектива знаний, умений, навыков;

                    Креативный — открытость членов педагогического коллектива к новому в педагогической теории и практики; стремление к разработкам новых частных методик и технологий обучения и воспитания; готовность к творческому использованию имеющегося передового педагогического опыта и результатов экспериментальных разработок применительно к достижению запланированных целей своего образовательного учреждения; критическое отношение к имеющемуся, в том числе и своему собственному опыту педагогической деятельности;

                    Коммуникативный — улучшающийся морально-психологический климат в педагогическом коллективе; снижение количества конфликтных ситуаций; развитие отношений сотрудничества и взаимопомощи между членами педагогического коллектива; развитие согласованности в их действиях; усиление эмоционального единства; увеличение количества педагогов, участвующих в коллективных мероприятиях как формального, так и неформального характера, независимо от их возраста, педагогического стажа и т.п [5].

Таким образом, взаимодействие руководителя и педагогического коллектива будет успешней и эффективней, если:

                    педагогический коллектив обладает высоким уровнем готовности к принятию и внедрению инноваций;

                    грамотно проведен проблемный анализ образовательного учреждения и правильно определена его главная задача;

                    определен уровень готовности и однозначного понимания мероприятий и их последствий по решению выявленной проблемы;

                    к участию при выработке мероприятий по решению главной проблемы привлечено не менее четверти членов педагогического коллектива;

                    в планировании и реализации планов приоритет отдается коллегиальным формам выработки решений.

 

Литература:

 

  1.                Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. — М., 2003. — 145 с.
  2.                Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. — М, 1997. — 281 с.
  3.                Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. — Ростов-на-Дону, 2002. — 178 с.
  4.                Кузьмин С. В. Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития [Текст] автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. педаг. наук (13.00.01) / Сергей Владимирович Кузьмин — Ярославль, 2003. — 25 с.
  5.                Колунтаева Л. И. Проектирование и реализация интегративной развивающей образовательной программы дошкольного учреждения [Текст] автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. педаг. наук (13.00.01) / Людмила Ивановна Колунтаева — Сенкт-Петербург, 2008. — 26 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle