Библиографическое описание:

Петрушевский Д. А. Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 718-720.



 

В статье рассматривается и обосновывается влияние занятий спортивными играми на индивидуально-психологические особенности личности занимающихся. Автор исследования выявил, что занятия спортивными играми предопределили статистически значимое влияние на такие личностные особенности как общительность, нормативность поведения, чувствительность, дипломатичность, высокий самоконтроль.

Ключевые слова: спорт, спортивные игры, личность, личностные факторы.

 

Актуальность исследования. Проблема влияния спорта, а в частности спортивных игр на развитие личности занимающегося, является актуальной в наше время т. к., командный спорт приобрел в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. Эта проблема достаточно широко изучена в мировой литературе, накоплены значительные экспериментальные данные характеризующее влияние спорта на личность спортсмена. Вместе с тем, вопросы «как спорт влияет на личность», относятся к числу недостаточно изученных.

Спортивные игры являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций.

В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Цель исследования: определить влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей занимающихся.

Объект исследования: личностные особенности студентов, занимающихся спортивными играми.

Предмет исследования: формирование личностных особенностей студентов при занятии спортивными играми.

Задачи исследования:

  1.                Изучить теоретические основы воспитания личности студентов средствами физической культуры и спорта.
  2.                Определить уровень сформированности личностных особенностей студентов.
  3.                Сравнить психологические профили спортсменов, занимающихся и не занимающихся спортивными играми.

Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная методика позволит наиболее объективно оценивать личностные особенности каждого занимающегося спортивными играми.

Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами были выбраны следующие методы: анализ литературы, анкетирование, педагогическое тестирование, математико-статистические методы. Исследование проводилось на базе студенческих учебных групп 1–4 курсов, обучающихся по профилю подготовки Физкультурное образование в количестве: 10 человек, занимающиеся игровыми видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол) — экспериментальная группа (ЭГ), 10 человек занимающееся не игровыми видами спорта (гиревой спорт, легкая атлетика) — контрольная группа (КГ). Исследование проводилось с февраля по май 2015 г.

Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки влияния спортивных игр на личностные особенности нами проведено анкетирование студентов с использованием опросника Кеттелла (табл.)

Таблица 1

Различия показателей сформированности индивидуально-психологических особенностей личности студентов, занимающихся и не занимающихся спортивными играми

Группы

Личностные факторы

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

КГ

4

4

5

6

3

4

6

5

8

5

3

6

5

6

4

8

ЭГ

7

4

5

5

4

6

6

7

8

4

7

5

7

7

7

6

t

2,97

0,75

0,09

0,72

0,73

2,88

0,46

2,10

0,83

0,61

5,77

0,80

1,94

1,44

2,21

1,49

p

˂0,05

˃0,05

˃0,05

˃0,05

˃0,05

˂0,05

˃0,05

˂0,05

˃0,05

˃0,05

˂0,05

˃0,05

˃0,05

˃0,05

˂0,05

˃0,05

 

Математико-статистическая обработка результатов анкетирования показала, что достоверные различия присутствуют в факторах A, G, I, N, Q3:

Фактор А: «замкнутость — общительность». Полученная по t-критерию Стьюдента достоверность различия данного фактора показала, что КГ (студенты, не занимающееся игровыми видами спорта) обладает следующими личностными качествами (4 стена): скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов. Студенты ЭГ (игровики) получили 7 стенов. По тесту Кеттелла это соответствует следующим личностным качествам: Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе.

Фактор G: «низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения». 4 стена, полученные в КГ, говорят о том, что данные испытуемые имеют следующие личностные факторы: пользующиеся моментом, ищущие выгоду в ситуации, избегают правил, чувствуют себя малообязательными. Несколько выше, 6 стенов, имеют игровики. У них наблюдаются следующие изменения в личности такие как: сознательность, настойчивость, степенность.

Фактор I: «жесткость — чувствительность». В данном факторе студенты, не занимающиеся спортивными играми, показали 5 стенов, этим баллам присущи следующие качества: несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность. В группе испытуемых ЭГ наблюдается совсем иной ряд личностных качеств: чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, развитые эстетические интересы, артистичность, сопереживание и понимание других людей.

Фактор N: «прямолинейность -дипломатичность». 3 стена в КГ говорит о склонности студентов к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Иногда люди данной группы грубоваты, но обычно естественны и спонтанны. Испытуемые второй группы могут похвастаться следующими качествами: изысканность, умение вести себя в обществе, в общении дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, эстетическая изощренность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.

Фактор Q3: «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль». Результат полученный по тесту, 4 стена, в КГ относится к следующему ряду факторов: внутренняя недисциплинированность, конфликтность (низкая интеграция). 7 стенов во второй группе соответствует следующему ряду факторов: целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение (высокая интеграция).

По результатам исследования мы можем сформулировать следующие выводы:

  1.                Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема становления личности и особенности характера спортсменов занимающиеся разными видами спорта решена не полностью. В исследованиях установлено то, что люди, занимающееся спортивными играми, существенно отличаются по личностным качествам от остальных спортсменов того же возраста, занимающихся некомандными видами спорта.
  2.                Проведенное исследование определило уровень личностных особенностей студентов. Общий уровень сформированности личностных качеств у студентов выше среднего, средний балл в двух группах около 6 баллов. Наиболее сформированными оказались такие качества как: коммуникабельность, решительность, жесткость способность принимать решения, настойчивость, смелость, внимательность. Плохо сформированные оказались такие качества как: дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, ответственность, сообразительность.
  3.                После сравнения психологических профилей спортсменов, занимающихся и не занимающихся спортивными играми было выявлено, что студенты, занимающиеся командными видами спорта, значительно превосходят студентов других специализаций в таких личностных особенностях, как общительность. Студенты игровых специализаций более общительны, открыты, всегда готовы к совместной работе. Испытуемые не игровых специализаций наоборот необщительны, обособленны, замкнуты. Так же у игровиков наблюдается наиболее высокая нормативность поведения. Они сознательны, настойчивы, степенны. Совсем иная же картина у испытуемых не игровых специализаций, которые нацелены на получение выгоды в ситуации, пользующиеся моментом. Так же, как показало исследование, спортивные игры воспитывают самоконтроль спортсменов. Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. Результат в группе не занимающихся спортивными играми относится к следующему ряду факторов: внутренняя недисциплинированность, конфликтность.

 

Литература:

 

  1.                Андронов, О. П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности [Текст] / О. П. Андронов. — М.:Мир, 1992.
  2.                Габриелян, К.Г. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура» [Текст] / К. Г. Габриелян, Б. В. Ермолаев. — М.: Физкультура и Спорт, 2006. — 120 с.
  3.                Захарова, Е. Л. Как спорт помогает оценить себя [Текст] / Е. Л. Захарова. — М.: Просвещение, 1988.
  4.                Киселёв, Ю. Я. Влияние спорта на формирование личности [Текст] / Ю. Я. Киселев. — М.: Знание, 1987.
  5.                Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1992. — 256 с.
  6.                Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Омский научный вестник. — 2010. — № 6 (92). — С. 179–182.
  7.                Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.
  8.                Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей; отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим. — 2013. — С. 46–47.
  9.                Поливаев, А. Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений студентов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2. — С. 94–96.
  10.            Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle