Библиографическое описание:

Черных М. А., Скорова Ю. О. Роль контроллинга в развитии банковской системы страны // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 500-503.



 

В статье исследованы теоретические аспекты специфики формирования контроллинга в коммерческом банке, исследован инструментарий контроллинга, цели и задачи банковского контроллинга.

Ключевые слова: контроллинг, стратегическое управление, банковский контроллинг, оперативный контроллинг, эффективные инструменты управления, банковский менеджмент.

 

Тенденции развития банковской деятельности в нынешних непростых условиях — предмет постоянного внимания со стороны Банка России. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что одним из приоритетов государственной экономической политики является формирование конкурентоспособного российского банковского сектора, способного развиваться на собственной основе, быть эффективным инструментом обеспечения устойчивого экономического роста.

В современных условиях развитость банковской системы, грамотная монетарная политика являются синергетическими факторами являются необходимым элементом обеспечения мультипликативного развитие бизнеса (в особенности промышленности) и формирования конкурентоспособной экономики страны [9]. Государство может оказывать поддержку производственной сферы страны путем создания благоприятных условий для роста инвестиций, путем рефинансирования коммерческих банков под доступный для производственных предприятий (в том числе и аграрной сферы) процент и на сроки, соответствующие длительности научно-производственного цикла в инвестиционном комплексе. Расширение и удлинение рефинансирования коммерческих банков на универсальных единых условиях при снижении ключевой процентной ставки до уровня рентабельности предприятий инвестиционного сектора позволит найти необходимые для модернизации промышленного производства и связанных с ним отраслей кредитные ресурсы [3, 4].

Развитие рыночных отношений в России выявило нестабильность внешних и внутренних факторов среды, недостаточную информативность данных, формируемых в рамках традиционной системы учета, государственной статистики, а также низкий уровень взаимодействия, согласованности и координации в деятельности различных государственных органов, организаций и их структурных подразделений. Результатом этого является тот факт, что на данный момент существуют значительные проблемы в финансовом обеспечении развития инновационных проектов в различных отраслях экономики, которые определяются не только высоким уровнем коррупции в банковской сфере, но и отсутствием достаточной аналитической информации о таких проектах, которая позволит решать проблемы финансирования более эффективно [8].

В условиях конкурентных рынков для принятия управленческих решений в области финансов недостаточно данных бухгалтерского учета, которые со значительным опозданием отражают уже свершившиеся факты финансово-хозяйственной деятельности и не обеспечивают единую систему информации, на основе которой возможны разработка, применение и использование решений, полученных на основе экономического анализа, мониторинга, информационного обеспечения, планирования, контроля и прогнозирования. Интеграционные процессы, приводящие к созданию крупных корпоративных объединений, в свою очередь, усложняют условия функционирования хозяйствующих субъектов и обосновывают необходимость внедрения новых инструментов, способствующих оптимизации деловой стратегии и политики управления в области финансов. В качестве такого инструмента может выступать комплексная и мобильная система, обеспечивающая методическое и информационно-аналитическое сопровождение в области управления деятельностью коммерческого банка — контроллинг.

Контроллинг — это целостная концепция управления, которая переводит систему управления на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных подсистем и подразделений на достижение стратегических целей системы. В настоящий момент контроллинг выступает неотъемлемой частью современной системы управления компанией за рубежом, а также относится к числу наиболее приоритетных тем в отечественной бизнес-среде. Использование положительного опыта управления, который прошел проверку временем и доказал свою эффективность на банках экономически развитых стран, а также некоторых банков России, способно существенно облегчить и ускорить развитие банковского сектора в нашей стране. В связи с этим возникает необходимость определения содержания функций и роли контроллинга на современном этапе развития экономики.

Как в России, так и за рубежом существуют и используются на практике различные концепции контроллинга: от регистрационной до координационно-навигационной. В рамках системы оперативного контроллинга доминируют учетно-аналитическая и координационно-интеграционная концепции. Стратегический контроллинг пока не получил достаточно широкого распространения ввиду новизны и сложности предмета. В реальной практике стратегический и оперативный контроллинг достаточно тесно взаимодействуют друг с другом в процессе реализации функций менеджмента — оперативных и стратегических.

Механизм и инструменты оперативного контроллинга в кредитных организациях в целом разработаны. Это относится к крупным, технологически развитым банкам, таким как банки с госучастием в капитале, например Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк и другие. Поэтому самое пристальное внимание необходимо уделить развитию стратегического контура управления банком, реализуемого в рамках методологии стратегического контроллинга, что, безусловно, наиболее актуально для российских банков с госучастием в капитале. Банки с госучастием занимают доминирующие позиции на российском рынке банковских услуг, играя определяющую роль в развитии экономики большинства регионов страны. Благодаря масштабной поддержке государства, они сумели усилить свои позиции в кризисный период.

В концепциях, ориентированных на систему учета, контроллинг рассматривается как централизация и координация всех действий, связанных с управленческим учетом, планированием и управлением. В частности, Т. Райхман дает такое определение; «Контроллинг — это система целенаправленной поддержки руководящих сил во всех, направленных на развитие экономики предприятия, процессах (планирования, координации, реализации и контроля) на базе системы учета и отчетности и других систем сбора и предварительной обработки данных». При этом под системой учета понимается специфическая информационная система, позволяющая в любой момент времени предоставить руководству все необходимые количественные данные о деятельности предприятия. Однако, как отмечает Т. Райхман, многие другие авторы считают, что определение основной задачи контроллинга как снабжения информацией является упрощением идеи контроллинга.

Все иные цели контроллинга могут быть реализованы, по мнению сторонников данной концепции, в первую очередь, с помощью данных бухгалтерского учета. Таким образом, основная задача контроллинга, по их мнению, заключается в сборе и обработке учетной информации в процессе разработки, координации и контроля за выполнением планов предприятия. Внимание при этом концентрируется, прежде всего, на показателях успеха в денежном выражении. Речь идет об обеспечении достаточного уровня прибыли, независимо от различий в целях деятельности отдельных подразделений, участков, сотрудников. Это определяется преимущественно в оперативных связях, поэтому контроллинг с данной точки зрения относится, прежде всего, к оперативному уровню и лишь отчасти — к стратегическому, когда речь заходит о потенциале успеха.

Информационная концепция, ориентирована на информационные системы, где основной задачей контроллинга является поддержка менеджмента путем централизации и координации всех информационных систем и потоков. Так, например, Д. Хан определяет контроллинг как автоматизированную систему управления управлением (управления менеджерской деятельностью). Концепции этой группы наряду с денежными использует иные количественные показатели, причем источником такой информации является непосредственно финансовая деятельность банк. Главной задачей контроллинга становится обеспечение координации процесса получения, подготовки и предоставления информации руководству с учетом потребностей в ней на разных уровнях управления. Благодаря обеспечению руководства организации всей необходимой информацией делается попытка достигнуть повышения качества принимаемых управленческих решений и эффективности управления организацией в целом.

Если на промышленных предприятиях контроллинг появился в конце XIX века, то в кредитных учреждениях контроллинг стал применяться гораздо позже — со второй половины XX века. Это можно объяснить, в первую очередь, относительной неразвитостью самих банков и банковской деятельности, как таковой. В XIX веке кредитные организации представляли собой относительно мелкие учреждения, выполнявшие весьма ограниченный круг операций. Кроме того, развитие кредитных институтов происходило в условиях почти полного отсутствия контроля и регулирования со стороны государственных органов.

В итоге, контроллинг иногда рассматривают как набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики, как банков, так и предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования банка или предприятия. С его помощью могут быть устранены полностью или частично такие традиционные недостатки как:

        низкая платежная дисциплина структурных подразделений;

        неконтролируемая дебиторская задолженность;

        недостаточное понимание принципов формирования структуры затрат;

        неверное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса;

        нехватка оборотных средств;

        уплата необоснованно высоких налогов в местный и федеральный бюджеты.

Таким образом, все более активное внедрение концепции контроллинга в банковской сфере определяется необходимостью в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе. И хоть контроллинг не является такой системой, которая автоматически обеспечивает успех банковской деятельности, но это серьезная информационная база для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а так же важный инструмент для принятия оптимальных управленческих решений.

 

Литература:

 

  1. Аленинская Е. И. Применение сравнительного подхода к оценке стоимости акций на основе фундаментального анализа: поиск наиболее привлекательных для инвестирования акций в нефтегазовом секторе России / Е. И. Аленинская, Ю. П. Рябов // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5. С. 23–30.
  2. Державная экономическая политика России в глобализирующемся мире: монография / Юрьев В. М., Козлова Г. В. Тамбов, 2013. 507 с.
  3. Зюкин Д. А. О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в регионе: состояние, тенденции, перспективы / Д. А. Зюкин, О. В. Святова, Н. А. Пожидаева, В. А. Левченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 2. С. 9–12.
  4. Зюкин Д. А. Перспективы развития сельскохозяйственного производства Курской области / Д. А. Зюкин, О. В. Святова, Н. А. Пожидаева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 7. С. 23–25.
  5. Контроллинг: учебник / Карминский А. М., Фалько С. Г., Жевага А. А., Иванова Н. Ю. М. — 2011. 334 с.
  6. Куркина М. П. Бизнес как субъект региональной системы управления // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 347–351.
  7. Самойлова С. С. Современные способы финансирования корпоративных бизнес-групп / С. С. Самойлова, О. М. Шепелев // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 10. С. 169–172.
  8. Соловьева Т. Н. О некоторых проблемах развития инноваций в сельском хозяйстве / Т. Н. Соловьева, Н. А. Пожидаева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. № 2. С. 34–37.
  9. Солошенко Р. В. Исследование теоретических основ синергетического подхода к формированию эффективного функционирования и развития экономики / Р. В. Солошенко, О. В. Святова, Д. А. Зюкин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 4. С. 23–25.
  10. Шенаев И. В. Система контроллинга в деятельности коммерческого банка // Банковские услуги. 2012. № 11. С. 21–29.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle