Библиографическое описание:

Чаецкая Е. В. Проблематика искусства с точки зрения дизайна // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 578-581.

 

В статье анализируется проблема современного искусства. Эстетические особенности искусства, его восприятие современным обществом, и причины, приведшие к таким результатам.

Ключевые слова: глобально-информационная система, стилизация, мировоззрение, образовательная деятельность.

 

Развитие современного общества напрямую зависит от успехов науки и техники. Применение разнообразных механизмов, использование различных материалов для удовлетворения нужд общества стали приметой экономически развитых стран мира. И это правильно, ибо мир не может стоять на месте. Научно-технический прогресс способствовал автоматизации производственных процессов: роботы заменили человека на производстве.

Вторая половина 20-го века, считается веком стремительного развития информационных технологий, массового распространения компьютерных технологий. Сложные вычисления, обработка информации, интернет,- возможности компьютерных технологий поистине беспредельны. Компьютеры способны заменить многие вещи: почту, бюро справок, пишущую машинку и прочее [4].

Для начала дадим определение понятию «искусство».

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту, который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Это способ самовыражения, способ выплескивать свои чувства и эмоции в искусстве, в искусстве творить [3].

Существует ошибочное мнение, что в современном мире перестали создаваться предметы искусства. Культурная жизнь общества на грани вымирания, и не создается культурное наследие. Но искусство есть в современном мире, оно изменилось, вступая в ногу со временем, преобразовалось, отвечая интересам современного общества, имея большую конкуренцию в области глобально-информационной системы. Искусство теперь имеет большое количество самовыражений в разных областях. Искусство-это не только картины, скульптуры, архитектура. Также можно к нему отнести фотографию, качественный дизайн в различных его проявлениях и др. Искусство меняется вместе с человеком, подстраиваясь под современный стиль жизни.

У художников нет столько времени на написание картин, как это было во времена эпохи Возрождения. В современном мире у заказчика другие требования и предпочтения. Ведь особенность его еще и в том, что буквально каждый из нас может сегодня попробовать сотворить объект искусства из любого подручного материала. Правда, что получится в итоге — неизвестно. Зачастую понять это и отделить одно от другого способен только самый тонкий ценитель и строгий селекционер — время. У человека стало другое восприятие мира, поэтому у творческого деятеля стал другой подход к созданию работы. Если говорить о проблемах искусства народов, населяющих территорию постсоветского пространства, то это в первую очередь, не устоявшийся еще арт-рынок, который существовал на Западе сотни лет, но в России только формируется последние два десятилетия [1].

Резкий рост цен на искусство экс-СССР и, в частности, русское искусство в последние годы порой приводит к эффекту мыльного пузыря. Многие коммерческие галереи, владеть которыми стало модно среди современных олигархов, а скорее среди их не таких занятых бизнесом родственников, порой становятся соответственно просто модной дорогой вещью в руках далекого от искусства человека.

Есть в отечественном искусстве еще и такие проблемы, которые пришли еще с советских времен. Это управление творческими союзами, это не всегда правильное присвоение званий, хотя примеров таких с каждым годом становится все меньше. Многие покупатели обращают внимание на звания при покупке картин. Хотя талантливый художник может быть самородком и не иметь званий [2].

В остальном проблемы современного искусства общие для всех и одна из них не искореняется на протяжении всей истории человечества — ценообразование на предметы искусства. Эта область порой абсолютно непостижима для здравого смысла. Есть громкое имя художника, есть высокий эстимейт, но нет совершенно самой картины как предмета художественного искусства. Или, приходя в мастерскую художника, выслушивали цены на средние и неудавшиеся работы, аналогичные удачным пикам в творчестве этого же художника.

Фотография раскрученного американского дизайнера будет с успехом продаваться за миллионы долларов, а талантливое полотно известного современного художника — всего за несколько тысяч, и это в лучшем случае. Здесь есть, конечно, и исключения.

За долгую историю искусства можно вычислить закономерность: настоящий мастер порой всю жизнь ждет признания, которое приходит к нему тогда, когда человека уже нет в живых и баснословные деньги за его произведения получают люди, которые никакого (кроме права собственности, конечно) отношения к это произведению не имеют. Удел многих непризнанных гениев, — нищета, болезни, ранняя смерть.

Думается, в этом плане большая ответственность ложится на современных искусствоведов, ведь открывать новые таланты, — их прямая задача.

Людей окружает большой поток информации, мировоззрение человека сильно изменилось. Проживая в информационно-глобальную эпоху, человек все больше и больше компьютеризируется, при этом теряя самое главное — чувства. Современная социокультурная ситуация такова, что при жизни одного поколения людей меняется несколько поколений культурных ценностей. Поэтому человек неизбежно вынужден жить, опережая во внутреннем, субъективном времени время реальное, историческое. Поэтому у искусства стоит важная задача, ему необходимо удивлять потребителя, оно расширяет свои рамки. Искусство стремится остановить человека, чтобы он почувствовал, испытывая при этом любые эмоции. Все чаще создаются вызывающие и даже скандальные работы, это делается для того, чтобы хоть как-то привлечь внимание человека среди яркости и многообразия конкурентов. Но иногда ради эпатажа работа теряет главное свое качество — душу. Но это не значит, что все произведения искусства являются таковыми, есть авторы которые чтут традиции прошлого, при это внося что-то новое, нельзя категорично утверждать, что искусства нет, оно существует, но изменилось, чтобы выжить в современном мире. Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное и интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве. Постмодернистские акции вынуждены шокировать, удивлять человека, тем самым заставляя человека общаться о произведениях искусства.

Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится соответствовать вневременным канонам искусства — вечным критериям прекрасного и вместе с тем старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры.

Современные художники и скульпторы поднимают и выставляют на всеобщее обозрение и обсуждение наиболее актуальные проблемы сегодняшнего дня. Должны ли мы думать только о себе, или нам следует сплотиться и сделать все, что в наших силах, для оказания помощи ближним. Какое будущее ожидает нас и общество, в котором мы живем? Посмотрев на работы современных мастеров, многие задаются этими вопросами. Стремительное развитие технологий обеспечивает возможность непрерывного контакта человека с искусством. И одним из его источников в наши дни становится Интернет. С одной стороны, интернет позволяет любому, как опытному, так и новичку представить свои работы, но с другой в интернете слишком много различной информации, которая мешает человеку для лучшего восприятия смысла, который пытался внести автор в свою работу. Посещение галерей, музеев создают особенную обстановку для лучшего восприятия работ авторов.

Время советских творческих союзов со многими тысячами участников ушло, и на смену им должны прийти «специализированные» художественные объединения, принятые на Западе, а до 1930-х годов — и в России. Объединения, созданные не на политических или экономических, а на творческих принципах. Объединения, ищущие не милостей правительства, а «своего» зрителя. Условно говоря, модернисты — отдельно, академисты — отдельно, концептуалисты — отдельно, последователи той или иной локальной «творческой школы» — отдельно, и так далее. А зритель уже сам выберет то, что ему по вкусу. И инвесторам, и спонсорам тоже будет проще делать свой выбор.

«Товарищество передвижников», «Мир искусства», «Бубновый валет», «Общество станковистов»… Да мало ли история русского искусства знает подобных объединений?

Только в этих условиях можно выстроить более-менее сбалансированную и логичную ценовую политику. Ведь сопоставить творческий уровень (соответственно, и цены на произведения) художников абсолютно различных стилей и направлений не всегда под силу даже ведущим искусствоведам (справочник «Единый художественный рейтинг» здесь дает лишь социальные минимумы). А без такого сопоставления даже аукционы превращаются в торжество вкусовщины. Но сопоставить работы «мэтров» и второстепенных, а тем более начинающих художников внутри одной творческой «школы» (а тем более внутри одного творческого объединения) вполне реально.

И если эти художественные объединения будут спорить между собой и о базовых принципах искусства, и о месте искусства в жизни общества, и просто о том, какой стиль и какой художник лучше, а какой хуже (а они наверняка будут спорить, как спорили и в XVIII, и в XIX, и в ХХ веке), то появится и пресловутая острота дискуссий. Несомненно, она привлечет зрителей, — а значит, и повысит платежеспособный спрос на произведения искусства.

Искусство пытается возродить чувства в человеке, раздвинуть границы чувственности. Искусство раскрывает в явлениях окружающей жизни их подлинный внутренний мир, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Живя в классовом обществе, художник, обычно, выступает как представитель определенного общественного класса. Отражение реального мира, отбор тех или иных явлений действительности для художественного воспроизведения определяется его общественными взглядами, совершается под углом зрения определенных классовых идеалов и стремлений. Эстетический вкус у человека формируется в процессе общения с произведениями искусства, пробуждающими у человека способность к эстетическому восприятию и переживанию, способность творить, выбирать и духовно оценивать появление реального мира относительно социального и художественного опыта человека, его социальным чувствам и мировоззрению. Он проявляется в виде индивидуальных оценок, но всегда органически связан с эстетическими, философскими, этическими, политическими воззрениями человека, обусловлен общественными отношениями людей. «Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение.

 

Литература:

 

  1.      С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов ХГФ в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники многослойной масляной живописи // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // М., 1996
  2.      Марченко М.Н Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству// международный журнал экспериментального образования // 2013. № 11–3
  3.      Наука и искусство в современном обществе URL: http://www.nado5.ru/e-book/nauka-i-isskustvo-v-sovremennom-obshchestve (дата обращения: 26.11.14)
  4.      Проблемы современного общества URL: http://sociology.net.ru/obshestvo/problemyi-sovremennogo-obshhestva/ (дата обращения: 26.11.14)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle