Библиографическое описание:

Тараканова К. Л., Тараканов С. И. Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 296-298.

 

В статье рассматривается значение инновационной активности предприятий в достижении конкурентных преимуществ; роль государственной поддержки на региональном уровне в инновационном развитии предприятий.

Ключевые слова: инновации, стратегия, инновационная политика, инновационная активность предприятия.

 

В новой экономической энциклопедии термин «инновация» (innovation) означает получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной стратегии развития организации и государства в противовес бюрократическому типу развития [1]. Й. А. Шумпетер, австрийский экономист, основоположник теории инновационного предпринимательства, в своей работе «Теория экономического развития» (1912), впервые ввел понятия «нововведение» и «новатор». Значительный вклад в развитие теории инновации внесли Дж. А. Гобсон, Й. А. Шумпетер, Н. Д. Кондратьев, С. Кузнец, Г. Менш и др.

Современные тенденции в экономике подчеркивают усиливающуюся роль инноваций, что находит отражение в росте инвестиций в наукоемкие производства, образование и науку. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики становится инновационная политика, направленная на эффективное использование научно-технического потенциала, бюджетных возможностей и создание благоприятного инвестиционного климата.

Инновационная активность бизнес-структур невозможна без соответствующей государственной поддержки, включающей использование специальных рычагов (совершенствование правовой базы инновационной деятельности, обеспечение защиты интеллектуальной деятельности, изменение в сфере налогового законодательства, развитие интеллектуального потенциала общества в целом).

В соответствии со Стратегией инновационного развития России на период до 2020 года инновации должны превратиться в основной источник экономического роста. В этой связи на основе реализации целей и приоритетных задач Стратегии экономический рост обусловит расширение возможностей для появления новых продуктов и технологий, что в свою очередь позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала. В соответствии с приоритетами Стратегии, доля экспорта отечественных высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме увеличится до 2 %; валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП увеличится до 17–20 %; доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции вырастет до 25–30 %.

Фасхиев Х. А. отмечает, что для достижения поставленных задач согласно Стратегии до 2020 года, необходимо создание благоприятной внешней среды для инноваций и встроенное в культурно-деловую среду организаций «колесо инноваций». В данном контексте подразумевается непрерывно функционирующая, охватывающая всех субъектов производства система сопровождения новых идей с момента их появления до коммерциализации, подкрепленная эффективной системой мотивации персонала и благоприятной морально-творческой атмосферой, способствующей инновационной активности, и, как следствие, повышению конкурентоспособности предприятия в выбранных сегментах рынка [2].

Для обеспечения жизнедеятельности и реализации стратегических и тактических целей предприятие реализует основные функции, стараясь не только удерживать достигнутый уровень, но и при этом усиливать конкурентные позиции. Влияние факторов внешней среды на развитие предприятия, направленного на обновление производимой продукции (товаров, услуг), как правило, приводит к структурным изменениям. В данном контексте в процессе управления инновациями особое значение приобретают вопросы, связанные с определением уровня и источников финансирования инновационной деятельности; направлением развития инновационных ресурсов; их перераспределением в рамках портфеля инновационных проектов; созданием благоприятной среды с целью реализации инновационного потенциала предприятий.

При этом очевидным становится тот факт, что достижение конкурентных преимуществ происходит, прежде всего, за счет реализации инновационного потенциала и инновационной активности предприятия в целом.

Инновационная активность хозяйствующих субъектов характеризуется, прежде всего, восприимчивостью к новациям и нововведениям; степенью интенсивности и своевременности действий различного уровня менеджмента по трансформации идеи в конечный результат и способностью реализовать инновационный потенциал.

Современная практика показывает, что сегодня 40–50 % инновационно-активных предприятий промышленного сектора отечественной экономики ориентированы на технико-технологические инновации. Значительная доля предприятий непосредственно ориентированы на товарно-продуктные инновации. Низкий спрос на инновации обусловлен рядом проблем, и в первую очередь, по мнению авторов, отсутствием системного подхода в сфере управления инновациями; недостаточным уровнем финансирования инновационной деятельности; несоответствием организационных структур и систем управления основному вектору инновационной деятельности.

Вместе с тем, инновационное развитие является основой достижения конкурентных преимуществ и успешного бизнеса в целом. Создание и внедрение инновационных стратегий становится залогом эффективного развития бизнес-структур в долгосрочной перспективе и объективно необходимым условием для достижения общих целей.

Трачук А. подчеркивает значение инструментов, обеспечивающих формирование потока новшеств и идей, необходимых для реализации стратегии организации (рис. 1) [3].

Рис. 1.

Инновационная политика предприятий неотделима от инновационной политики региона. Взаимодействие региональных органов власти с субъектами инновационного предпринимательства, научными структурами, учебными заведениями обеспечивает реализацию задач социально-экономического развития в рамках реализации стратегии развития региона, в том числе региональной инновационной политики.

Создание современной диверсифицированной структуры экономики, увеличение удельного веса наукоемких отраслей в общем объеме производства, рост благосостояния населения выступают ключевыми задачами на всех уровнях управления. В соответствии с этим, реализация региональной инновационной политики является одной из приоритетных задач.

Алклычев А. М. выделяет основные задачи, стоящие перед регионами на пути перехода к инновационной экономике:

          развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

          концентрация усилий и ресурсов на реализации приоритетных инновационных проектов предприятий и организаций региона;

          формирование привлекательных условий для инвестиций в инновационную сферу деятельности через участие государства и региональной власти в финансировании инновационных проектов;

          создание условий для развития системы подготовки и переподготовки в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающей повышение инновационной активности, коммерциализацию результатов научных исследований [4].

Роль инноваций в достижении конкурентных преимуществ, безусловно, очевидна. Инновационная активность предприятий выступают определяющим фактором, обуславливающим экономический рост, качественные изменения и укрепление экономической самостоятельности. Очевидно, инновационная активность предприятий является основой активизации конкурентных преимуществ.

 

Литература:

 

  1.                Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. — VI. 810 c. ISBN 5–16–002591-Х
  2.                Фасхиев Х. Системный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2015. — № 4. — С. 44–53
  3.                Трачук А. Инновационная стратегия компании // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 9. — С. 75–83
  4.                Алклычев А. М. Инновационная политика регионов Российской Федерации в целях привлечения инвестиций и возможности ее реализации // Региональная экономика теория и практика. — 2014. — № 3 (330). — С. 2–9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle