Библиографическое описание:

Бычков А. А. Формирование и развитие теории человеческого капитала // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 228-230.

 

В категории человеческого капитала необходимо видеть то, что свойственно капиталу в целом, а также специфические свойства, характеризующие его. Обратимся к истокам понятия «капитал», а затем выявим из него понятие «человеческий капитал»

Капитал — фундаментальная категория рыночной экономики, базирующая на использовании наемного труда.

Первые кто пытался определить сущность и категорию «капитал», так это меркантилисты в 16–17 века. Первоначально они понимали под капиталом «золото и серебро». Меркантилизм, достигнув пика своего развития в 17 веке, стал развивать производственные отношения, а торговля стала расширяться и приобретать устойчивый характер.

Физиократическое течение послужило началом изменения и развития экономической ситуации в мире. Данное течение появилось во второй половине 18 века. Главным отличием физиократов от меркантилистов является то, что для них основу экономики составляет сельское хозяйство, а не торговля.

Ф. Кене источником чистого дохода считал землю и труд. Без труда земля не представляет ценности. Свойство капитала, которые выдвинули физиократы, — приносить доход. Постепенно роль человека в экономике начинает выдвигаться на первый план.

Практически в то же время с физиократическим течением, в 17 веке в Англии появляется школа классической политической экономии. Данная школа получила свое становление и развитие, благодаря, своему родоначальнику У. Петти. Он пытался разделить обращение денег и их функционирование в качестве капитала, включить развитые человеческие способности в состав основного капитала, а также он полагал, что богатство общества зависит от характера знаний людей и от их способностей. Это все и является предпосылкой теории человеческого капитала.

История экономических учений связывает с именем А. Смитта развитие и процветание классической школы. Основная суть капитала, по его мнению, заключается в том, что эта часть запасов, от которой хотят получить доход. Он включил в основной капитал «приобретенные и полезные» способностей общества, приобретенные способности связывал с издержками, представлявшие основной капитал, реализующиеся в личности.

Последователи А. Смитта уделяли большое внимание капиталу. Дж. Миль считал, что капитал — это предварительно накопленный запас продуктов прежнего труда, который возникает в результате сбережений в процессе стабильного воспроизводства. Он также утверждал, что к расширению производства может привести вложенный капитал при наличии трудовых ресурсов. В этот период большое внимание уделяется на то, что без рабочей силы капитал не будет участвовать в производстве.

Еще одним последователем А. Смитта является Ж. Б. Сей. Он перечислил факторы, характеризующие доход. К ним относится вещество природы, вещественные факторы производства, а также труд. Сей в структуру капитала ввел предпринимательскую способность.

Особенностью 19 века было противоречие сущности в термине капитал. В это время под капиталом понимается стоимость, которая приносит прибавочную стоимость.

К. Маркс выделил роль образования и накопление опыта, а также способности товара — «рабочая сила». А. Маршалл отнес к капиталу знания, деловые и профессиональные способности.

И. Фишер в структуру капитала включил любое благо, которое приносило бы доход своему владельцу. Его полная версия теория человеческого капитала изложена в работе «Теория процента», которая вышла в 1930 году. Он расширил понятия данной категории и под его пониманием капитал — это способность человека, его особые свойства и характеристики. Фишер ввел понятие «инвестиционные возможности» капитала. Впервые выделил различные виды капитала: финансовый, человеческий, реальный, тем самым он подчеркнул динамический характер капитала и его способность к трансформации.

Первый кто разработал теорию человеческого капитала в сегодняшнем понимании является американский ученый Дж. Уолшу, разработавший расчеты влияния профессионального образования на уровень национального дохода в 1935 году. Он впервые разработал понятия, которыми до сих пор оперирует теория человеческого капитала, например: альтернативные издержки производства», «предпочтение благ во времени». Теория человеческого капитала как самостоятельный раздел сформировалась в середине ХХ века. После А. Смитта и К. Маркса в первые в экономическую науку приходит понимание того, что люди представляют наибольшую ценность и развитие экономического роста, нежели машины.

А. Л. Ордин — Нащокин является родоначальником русской политической экономии. Он разделял взгляды меркантилистов и считал, что максимальное привлечение в страну богатства можно сделать за счет внешней торговли. К меркантилистам можно отнести таких русских ученых как И. Т. Посошков, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев. Большое внимание они уделяли особой роли производства как источника богатства.

Теория К. Маркса была следующим этапом развития экономической мысли в России. Данная теория нашла отклик во многих социальных слоях общества. К ним можно отнести П. Н. Ткачева, П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина. Все они переложили теорию К. Маркса на русский лад.

Большое значение имели работы А. Н. Радищева, источником богатства он считал производство, а также считал ошибочным отождествление его с серебром и золотом. М. И. Туган — Барановский, опирался на результаты теории К. Маркса и пытался развивать ее дальше.

В СССР считалась единственно верной марксистко-ленинская точка зрения. В это время категория «капитал» была заменена понятием «производственные фонды», в число которых не включалась рабочая сила, так как она считалась она считалась владельцем и собственником всех производственных фондов.

Зачатки развития теории человеческого капитала наблюдаются уже на ранних этапах изучения категории «капитал». Ученые прошлого века уделяли особое внимание на способности человека и его влияние на процессы экономики. В работах Н. Сениора, Ф. Листа, И.Г. фон Тюнена, У. Бегехота, Е. Энгеля, Л. Вальраса, Г. Сиджвика и других экономистов прошлого столетия есть элементы будущей теории человеческого капитала.

Началом превращение природных и приобретенных людьми качеств в критерий экономический жизнеспособности, а также социального прогресса нормально развивающихся стран, послужило изменение роли человека в экономическом развитии опирается на большой сдвиг в характере механизмов.

Кардинальные перемены в современных социально-экономических структурах, в образе жизни населения, в производстве, которые происходили в прошлом веке, существенно изменяют аспект экономической науки и практики. От ученых прошлого века требовалось пересмотреть все теоретические представления образа жизни, производства и социальных структур. В конечном итоге это стало одной из главных причин появления теории человеческого капитала.

Теории человеческого капитала стало придаваться большое значение, она позволила изучить многие явления, экономических отношений с общих позиций, выявить эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств. Данная теория стала одним из перспективных направлений развития экономической науки, а также стала достижением экономики образования и труда.

Теория человеческого капитала развивается в рамках неоклассического направления западной политэкономии, использующаяся в исследовании таких сфер как здравоохранение, образование, семья и другие сферы в нерыночной деятельности.

В данной теории понятие современного человека и его роли в экономике коренным образом различается от того каким оно было в 19 веке.

Заслуга о выдвижение данной теории принадлежит американскому экономисту, представителю чикагской школы, Т.Шульцу. Именно он интересовался положением слаборазвитости стран и утверждал, что традиционные теории не рассматривают такие проблемы. Он считал, что улучшение благосостояние бедных людей зависит больше всего от знаний, а не от земли, техники и т. д.

«Концепция капитала исходит из наличия нечто реально существующего, что обладает экономические свойства оказывать будущие услуги, которые имеют стоимость» -так писал Т. Шульц. Понимание капитала как нечто такого, что оказывает будущие услуги, позволявшие приступить к делению целого на две части, а именно: на человеческий и нечеловеческий капитал. В статье «Формирование капитала образования» он публиковал свои идеи и основные положения по этой теории в 1960 году. Углубленный анализ всех поднятых взглядов и вопросов были представлены в другой его статье «Инвестиции в человеческий капитал» в 1961 году. Он предполагал, что все человеческие способности делятся на врожденные или приобретенные. Например, каждый человек рождается с определенными генами, которые определяют его врожденные способности.

Человеческим капиталом мы называем приобретенные человеком ценные качества, которые усиливаются сопутствующими вложениями. Согласно теории человеческого капитала, образование представляет собой отрасль, которая производит специфический капитал, с длительным использование времени. Исходя из данной теории, затраты на образование рассматриваются как инвестиционные вложения. «В той степени в какой расходы на обучение увеличивают будущий доход студента, то их можно отнести к категории инвестиций». В 1979 году за развитие теории человеческого капитала Т. Шульц был награжден Нобелевской премии.

Первый кто перенес понятие человеческий капитал на микроуровень был Г. Беккер. Именно он считал, что человеческий капитал — это совокупность навыков, знаний и умений человека. Беккер в рамках теории человеческого капитала изучал структуру распределения личных доходов, неравенство в оплате мужского и женского труда и т. д.

С. Фишер дал следующее определение человеческого капитала: «Человеческий капитал — это воплощенная в человеке способность приносить доход. Человеческий капитал включает в себя талант, врожденные способности, а также образование и приобретенную квалификацию».

Американский экономист Эдвард Денисон сделал вывод о том, что важнейшая составляющая человеческого капитала является образование.

Человеческий капитал — это знания способность к квалификации, реализуемая человеком в повседневной жизни, обеспечивающий получение более высокого дохода. Человеческий капитал развивается за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, а также развивается за счет образования, здоровья, воспитания, знания, а также культуры, и других составляющих.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная теория является результатом развития индустриального способа производства.

 

Литература:

 

  1.                Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 2003. — 340с.
  2.                Бойко И. П. Лекции по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства». — СПб.: ОЦЭиМ, 2005. — 315с.
  3.                Бреслав Л. Б. Человеческий капитал: Организация и эффективность накопления в условиях формирования рынка труда. СПб.: ОАО «ПФЛ», 2006. — 495с.
  4.                Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова. Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.
  5.                Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  6.                Злобин Е. Человеческий капитал—главный резерв развития производства // АПК: экономика, управление. 2005. № 2. — 87с.
  7.                Иванов Н. П. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 9. — 89с.
  8.                Исаенко А. Н. Человеческий капитал в современной экономике // США. Канада: Экономика, политика, культура. 2002. № 2. — 89 с.
  9.                Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: «Прогресс». 1986.
  10.            Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Дело, 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle