Библиографическое описание:

Васенина С. И. Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 8-10.

 

В настоящее время в системе образования существует эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы – предшкольное образование.

Современные требования к дошкольному и предшкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального и математического развития дошкольников [1].

В содержании математического развития детей дошкольного возраста можно выделить несколько направлений: арифметическая, алгебраическая, геометрическая, величинная и алгоритмическая. Последняя направлена на развитие у детей умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление, воображение. В дошкольном возрасте формируются познавательные процессы, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. В связи с этим особую актуальность имеет процесс развития интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста. Исследования отечественных психологов свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец). Отмечается необходимость развития соответствующих интеллектуальных и эмоциональных качеств ребенка именно на стадии дошкольного детства, так как позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.

Ориентация на развивающее обучение, направляют педагогов на использование новых технологий, в которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального и математического развития дошкольников. Развивающая предметно-пространственная среда детства представляет собой систему условий, которая обеспечивает полноту развития личности ребенка в разнообразных видах деятельности, в том числе в математической [2]. Способствует развитию у ребенка умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогают игровые технологии, способствующие стимулированию познавательной активности детей; актуализации жизненного опыта детей, обучению решению проблемных ситуаций различного характера и пр. В игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений.

Обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды являются развивающие компьютерные игровые программы. Во многих компьютерных игровых программах для детей дошкольного возраста заложен образовательный и развивающий потенциал, однако он может быть реализован только при грамотном методическом обеспечении компьютерных игровых технологий.

В работах С. Л. Новоселовой и Г. И. Петку, отмечается, что компьютер является специфическим «интеллектуальным орудием» человека, позволяющим выйти на новый информационный уровень, он представляется в качестве современного средства деятельности дошкольника [5]. Авторы, указывают, что ребенок в этом возрасте способен осознанно выбирать способ действия, принимать особые условия, предлагаемые компьютерной технологией. Принять эти условия он может потому, что к пяти годам у детей в полной мере развивается символическая функция наглядно-образного мышления, что становится основной характеристикой достижений умственного развития в этом возрасте.

В дошкольных организациях содержание обычных дидактических и развивающих игр и электронных игр взаимно обогащает друг друга [5]. Использование компьютера как средства воспитания и развития математических способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам [4].

Детские компьютерные обучающие программы способствуют развитию активного словаря, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, воображения, памяти, наглядно-действенного мышления, речи, внимания, пространственного ориентирования. Компьютерная обучающая программа представляет собой некоторую программную оболочку, заполненную разнообразным предметным содержанием. К обучающим программам зачастую относят широкий круг компьютерных программ, таких как электронные учебники и учебно-методические комплексы, обучающие игры, кроссворды и головоломки, образовательные сайты, онлайн виртуальные лаборатории, онлайн моделирование и т. д. В компьютерных играх у детей развиваются конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Компьютерные развивающие программы не только повышают самооценку ребенка, уровень его притязаний, но и рождают уверенность в себе, а также чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.[6]

Игровые компьютерные программы делятся (классифицируются) на подгруппы, по различным критериям: возрасту детей, сюжетной тематики, уровню сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик. Но в первую очередь все образовательные компьютерные программы для детей дошкольного возраста можно сгруппировать в следующие большие классы: развивающие игры; обучающие игры; игры-экспериментирования; игры-забавы; компьютерные диагностические игры [3].

По мнению Н. О. Дроговцовой и Е. А. Тупичкиной, развивающие игры и программы для детей дошкольного возраста – это компьютерные программы так называемого «открытого» типа, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития [3]. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка. Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

Обучающие игры и программы для детей дошкольного возраста – это игровые программы дидактического (закрытого) типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слово- и слогоообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий [3].

Игры-экспериментирования для детей дошкольного возраста. В играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно – скрыты в сюжете игры или способе управления ею.

В игры-забавы предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика».

К компьютерным диагностическим играм для детей дошкольного возраста относят все выше перечисленные виды игр, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке. Однако, более строго, компьютерными диагностическими методиками считаются лишь реализованные в виде компьютерной программы валидизированные психодиагностические методики.

По данным Н. Старшовой, все образовательные компьютерные программы, можно сгруппировать по тематическому, психолого-педагогическому и возрастному критериям и представить следующими разделами: «Первое знакомство с компьютером», «Живая математика», «Русский язык в картинках», «Конструирование», «Мир природы», «Вместе и отдельно», «Ориентация в пространстве», «Режиссерские игры», «Комбинаторика», «Закономерности движения» и «Диагностика». Каждая программа содержит в себе в соответствии с идеями ее авторов дидактические, развивающие и диагностические задания [7].

Так, программы серии «Живая математика»способствуют формированию начальных математических представлений, помогают детям освоить прямой и обратный порядковый счет, счет с заданным шагом, состав числа, геометрические фигуры, понятия величины и формы, простейшие арифметические действия сложение и вычитание.

В тоже время, как отмечает М. Степанова, необходимо, чтобы обучение с использованием компьютера соответствовало возрастным возможностям пользователей (в частности дошкольникам) [8]. Компьютерные средства обучения и развития детей в дошкольный период могут быть использованы в работе при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм-рекомендаций.

Таким образом, компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение новых информационных технологий приобретает гуманитарный развивающий характер. Комплексное использование различных игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.

 

Литература:

  1.                Васенина С. И., Винокурова Н. В. Развитие творческой активности у детей предшкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания / С. И. Ваеенина, Н. В. Винокурова // Педагогические системы развития творчества: IX Международная научно-практическая конференция, 13-14 декабря 2011 г.: [материалы] в 2 ч. Ч. 1 – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2011. – С. 123-127.
  2.                Васенина, С. И. Конструирование предметно-развивающей среды как средство математического образования дошкольников // Казанская наука. 2015- №8.- С.115-117
  3.                Дроговцова, Н. О. Познавательный диалог в компьютерной игровой среде / Н. О. Дроговцова, Е. А. Тупичкина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 49 - 57.
  4.                Ломбина, Т. Н. Психологические особенности взаимодействия дошкольников с информационными технологиями / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 23 - 30.
  5.                Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
  6.                Сафонова Л. А. О проблеме выбора обучающих компьютерных программ для детей // Проблемы образования в условиях инновационного развития: сб. ст. по материалам Всерос. заочной науч.-практ. конф. «Проблемы образования в условиях инновационного развития» (25 февраля – 01 апреля 2014 г.) [материалы] [Электронный ресурс] / редкол.: Т. И. Шукшина (отв. ред.), С. Н. Горшенина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – С. 79-81
  7.                Старшова, Н. В. Как помочь ребенку сохранить здоровье / Н. В. Старшова // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 51 - 54.
  8.                Степанова, М. И. Правила безопасного общения с компьютером / М. И. Степанова // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 40 - 50.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle