Библиографическое описание:

Павлова Л. В. Направления совершенствования подготовки будущих учителей математики современной школы к развитию учебно-познавательной компетентности учащихся при изучении стереометрии // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 365-367.

Профессионально-предметное обучение является неотъемлемым элементом всей профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, а его значимость в иерархии подсистем вуза определяется тем, что именно здесь специалист формируется как учитель-предметник: определяется его профессиональное «я»; закладываются научно-технические знания, лежащие в основе школьного учебного предмета.

Конкретный предмет как будущая специальность формирует и личность учителя, его внешнее и внутреннее самоопределение, его самооценку, «профессиональную идентификацию» в рамках педагогических специальностей.

Очень важно правильно отбирать формы, методы и средства, которые будут способствовать повышению качества обучения учителей-предметников, а также развитию интеллектуально-творческой направленности личности, формированию готовности выпускников к профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо рассматривать все возможные направления подготовки учителей, которые будут способствовать этому.

Анализ современных проблем среднего и высшего образования позволил выделить возможные направления подготовки будущих учителей математики, обеспечивающие развитие учебно-познавательной компетентности учащихся при изучении курса стереометрии:

1. Формирование профессиональных умений студентов по обучению школьников учиться математике. Для того чтобы школьники успешно усвоили школьный курс математики, учитель должен правильно организовать учебную деятельность учащихся на своем уроке, чтобы создать условия учиться творчески и самостоятельно. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности и обучить способам ее осуществления и регулирования. Конечно, этого можно добиться лишь совместными усилиями всех учителей-предметников. Поэтому необходимо сформировать у студентов необходимые профессиональные умения в рамках вузовского образования на курсах методики обучения математике, педагогики и спецкурсах.

2. Повторение и систематизация знаний вузовской методики обучения математике. Вузовская методика носит больше теоретический характер и часто студенты не могут (или не знают как) применить полученные знания на практике. Необходимо создавать условия для «пробы сил», чтобы  студенты выступали в роли учителя (проводили уроки разных типов, по разным темам и т.д.), разрабатывали внеклассные мероприятия по математике, викторины, игры и т.д.

2. Знакомство студентов с новыми подходами к обучению математике. В связи с тем, что в настоящее время имеется несколько подходов (традиционный, деятельностный, компетентностный и др.)  к обучению и учителя по-разному относятся к ним, то необходимо знакомить студентов с данными подходами, чтобы у них вырабатывалось собственное мнение и отношение к каждому подходу. Опрос студентов показал, что ни в курсе педагогики, ни в курсе методики обучения математике им не объясняют сути каждого подхода, поэтому важно пересмотреть программы данных курсов. А для более глубокого изучения каждого подхода можно разработать курсы по выбору.

3. Развитие самостоятельности студентов и умения работать в коллективе. В условиях современного общества часто приходится самостоятельно приобретать новые знания и умения, решать профессиональные задачи, поэтому умение работать самостоятельно одно из важнейших качеств современной и гармоничной личности. Еще одно важное умение – это работа в коллективе (умение слушать коллег, умение вести дискуссию, правильно реагировать на критику, умение отстаивать свою точку зрения и т.д.). Следовательно, необходимо создавать условия развития данных качеств (индивидуальные задания, проблемные ситуации, возможность самоанализа и самопроверки, работа в группах, «круглый стол», взаимопроверка и т.д.).

4. Развитие информационных умений. В условиях информационного общества современный учитель математики просто обязан владеть информационными технологиями и применять их на уроках математики (Интернет, интерактивная  доска, математические программы, уроки – презентации и др.). Для этого необходимо проводить занятия в компьютерных классах.

5. Формирование культуры математической речи. В последнее время наблюдается тенденция к снижению культуры речи у молодежи. Это связано с тем, что подростки меньше стали читать, много времени проводят за компьютером, смотрят «боевики» и т.д. Поэтому очень важно развивать у будущих учителей четкую и логически правильную речь. Хотя в настоящее время этому вопросу не уделяется должного внимания, а проблема налицо (студенты часто неправильно ставят ударения в словах, не могут четко и логически правильно сформулировать свои мысли и т.д.). Необходимо требовать, чтобы будущие учителя математики правильно читали математические формулы, четко формулировали вопросы и ответы.

6. Углубленное изучение курса стереометрии. Это направление связано с тем, что вузовская программа подготовки учителей математики предполагает недостаточное количество часов «Элементарной математики». «За последнее десятилетие объем часов на 1 курсе, отводимых на элементарную математику, едва ли превышает 10%. Курс элементарной математики явно не обеспечивает устойчивости и вариативности освоения школьных математических знаний и умений, слабо коррелирует с фундаментальными курсами алгебры, геометрии, математического анализа (отдельные выпускники не в состоянии решить задачу, которая была им по силам при поступлении в вуз)» [2, с. 9]. Например, в стандарте [3] на элементарную математику отводится 100 - 140 аудиторных часов, т.е. на повторение школьного курса стереометрии – не более 10 - 14 часов. В результате мы сталкиваемся с тем, что студенты зачастую не могут справиться с задачами нестандартными, исследовательскими и повышенной сложности, что сказывается на качестве их работы в школе в период педагогической практики и в последующей профессиональной деятельности.

7. Реализация линии компетентностного подхода в рамках вузовского образования. Учитывая, что компетентностный подход должен реализовываться на всех ступенях образования, необходимо формировать профессиональные компетентности будущих учителей математики при изучении основных вузовских курсов (методики обучения математике, педагогики, психологии).

8. Формирование умений составлять и решать познавательные компетентностные задачи по стереометрии. На уроках математики (и в частности, стереометрии) основным видом учебно-познавательной деятельности школьников является решение задач. Поэтому развитие учебно-познавательной компетентности (которая тесно связана с учебно-познавательной деятельностью) может осуществляться через специальным образом составленные (или подобранные) познавательные компетентностные задачи. Эти задачи будут повышать мотивацию изучения геометрии, вовлекать учащихся в творческую деятельность и способствовать развитию их личности. Данное направление может быть реализовано на лабораторных занятиях по методике обучения математике, однако это неудобно из-за ограниченности времени. Поэтому можно разработать специальный курс по выбору, где и будут формироваться выделенные умения.

Однако следует отметить, что все выделенные нами направления тесно связаны между собой. Поэтому каждое направление требует совместной работы методистов, педагогов, психологов, учителей и других специалистов.

В рамках компетентностного подхода можно выделить следующие направления подготовки будущих учителей:

1) психолого-педагогическое - обеспечивает эффективность решения проблем общения учителя с учащимися, родителями, коллегами; воспитания и общего интеллектуального развития учащихся;

2) общекультурное – обеспечивает знание и бережное отношение к культуре своей страны и других стран, знание особенностей разных культур; уважительное и бережное отношение к историческому наследию и т.д.;

3) социально-личностное – обеспечивает успешную адаптацию в обществе, знание основных нормативно-правовых документов;

4) информационное – обеспечивает умение работать с информацией, использовать современные технические средства, способность общаться;

5) профессиональное – обеспечивает эффективность осуществления профессиональной деятельности и выполнения профессиональных обязанностей.

В педагогической деятельности профессиональная подготовка включает в себя предметную и методическую составляющие. Предметная подготовка обеспечивает эффективное осуществление предметной деятельности, методическая - отвечает за  эффективное решение задач, связанных с реализацией процесса обучения математике. Мы выделяем предметно-методическую компетентность,которая предполагает подготовку по предметному содержанию школьного курса математики, но также включает методические вопросы, связанные с содержанием преподаваемого материала.

Основными задачами предметно-методической подготовки будут: 1) приобретение студентами компетенций (знаний, умений), соответствующих требуемому уровню подготовки; 2) индивидуализация обучения в зависимости от способностей и подготовленности обучающихся; 3) развитие познавательного интереса и творческих способностей к профессиональной деятельности; 4) формирование способности к самообразованию и саморазвитию [1, с. 48].

Опираясь на основную образовательную программу высшего профессионального образования (проект ФГОС РГПУ [3] и компетенции, выделенные ПГПУ им. С.М. Кирова [4]) мы выделили компетенции, которые можно сформировать в рамках профессиональной подготовки студентов, необходимые для осуществления преподавательской деятельности:

·         демонстрировать, применять, критически оценивать и пополнять физико-математические знания для решения профессиональных задач;

·         применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на ступени основного образования в области физико-математических наук в рамках конкретного образовательного учреждения;

·         реализовывать учебные программы основных курсов и проектировать элективные учебные программы курсов предпрофильной подготовки по математике, используя разнообразные методы, формы и технологии, в том числе - информационные, соответствующие возрастным особенностям обучающихся;

·         организовывать различные виды учебной и внеучебной деятельности обучающихся, коллективное и групповое взаимодействие обучающихся; стимулировать обучающихся к самостоятельности, взаимо- и самооцениванию;

·         нести ответственность за результаты своих действий и действий обучающихся;

·         использовать возможности информационной среды предметной области «математика» для решения профессиональных задач;

·         организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся основной школы, их коллективное и групповое взаимодействие;

·         осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;

·         анализировать, оценивать и корректировать процесс и результат учебно-воспитательного процесса; анализировать собственный профессиональный опыт, опыт коллег, педагогическую и методическую литературу;

·         владеть профессиональным языком предметной области знания, уметь корректно выражать, и аргументировано обосновывать положения предметной области математика;

·         владеть системой основных математических структур и аксиоматическим методом;

·         понимать роль и место математики в системе наук, ее общекультурное значение;

·         владеть содержанием и методами элементарной математики;

·         понимать логику развития школьного курса математики.

Выделенное нами направление предметно-методической подготовки может быть реализовано через курсы специальных дисциплин в вузовском курсе математики (геометрия, элементарная математика, практикум по решению задач), а также через спецкурсы, которые будут направлены непосредственно на формирование одной (или нескольких) компетенции.

Литература

  1. Вольхин С. Технология реализации дидактической системы профессионально-предметной подготовки будущих учителей-предметников. // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2005. - № 10. – C. 47-49.
  2. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Гардарики, 2002. – 383 с.
  3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (педагогическое образование, бакалавр) // www.mon.gov.ru/pro/fgos
  4. Формирование компетентностно-ориентированной основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование». Опыт Псковского государственного педагогического университета / Руководитель авторского коллектива и научный редактор канд. физ.-мат. наук, доцент И.Н. Медведева // Материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы качества образования. Проектирование образовательных программ высшего профессионального образования». – М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 78 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle