Мне очень нравится авиамоделирование, и я считаю его одним из самых интересных и увлекательных занятий. Во-первых, собирая модели самолетов, учишься работать с различными материалами и приобретаешь конструкторские навыки. Во-вторых, ты испытываешь много положительных эмоций, когда видишь, как собранная тобой модель выполняет сложные пилотажные фигуры.
В своей статье я хочу рассказать о том, как собрать кордовую модель пилотажного самолета и какие для этого лучше выбрать материалы.
Перед началом работы необходимо определиться с выбором модели. Я решила, что мой пилотажный самолет должен соответствовать следующим требованиям:
- простота в изготовлении, т. к. для меня это первая модель с объемным фюзеляжем;
- модель не должна быть слишком тяжелой, т. к. она пилотажная;
- модель должна обладать достаточной мощностью и способностью выполнять комплекс пилотажных фигур (петля, двойной поворот на горке, обратный полёт, восьмёрки и т. д.);
- крыло должно быть съемным для удобства транспортировки.
С учетом всех требований я остановила свой выбор на следующей модели (см. рис. 1)
Рис. 1. Чертеж кордовой модели пилотажного самолёта
Перед началом работы я решила внести в конструкцию несколько небольших изменений: для уменьшения веса модели сосну я заменила липой, так как она легче, а киль и кабину сделала более закруглёнными, чем на чертеже, для улучшения обтекаемости.
Любая модель самолета состоит из следующих элементов: фюзеляж, крыло, шасси, хвостовое оперение, киль, кабина, мотор, бак для топлива.
Сборку модели я начала с фюзеляжа. Для этого мне понадобились два вида древесины (бальза и липа), а также эпоксидный клей.
Самой крупной деталью модели и наиболее сложной в изготовлении является крыло. Оно состоит из отдельных деталей. Нервюры и полунервюры я сделала из бальзы, а переднюю, заднюю кромки и лонжероны — из липы. Для окончательной сборки крыла я использовала суперклей и эпоксидную смолу. Готовое крыло я обтянула прозрачным лавсаном, который закрепила клеем дисмокол (см. рис. 2).
Рис. 2. Готовое крыло кордовой модели пилотажного самолёта
Для изготовления хвостового оперения, киля и кабины я использовала бальзу толщиной 3 мм и двухсторонний скотч.
В конструкции самолета предусмотрены шасси, с помощью которых он разгоняется и приземляется. Шасси я сделала из проволоки, колес и небольших кусочков жести, после чего прикрепила их с обеих сторон к фюзеляжу.
Элементы управления — качалка и кабанчик — были напечатаны на 3D-принтере. Стенки топливного бака я вырезала из жести, используя банки из-под сушёного молока. С помощью паяльника я соединила стенки бака и припаяла к ним медные трубки, по которым будет подаваться топливо. В качестве топлива используется смесь из технического спирта и масла.
Сердцем любого самолета является мотор. Для своей модели я выбрала двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания ASP 15 с рабочим объёмом 2,5 см³. В комплекте предусмотрен глушитель.
После того как модель самолета собрана, на нее необходимо нанести маркировку, которая состоит из начальных букв имени и фамилии того, кто собрал модель, и номера. Моя кордовая модель пилотажного самолёта получила название ИД — 26. Буквы для маркировки я вырезала на лазерном станке из самоклеящейся плёнки. Вторым условным знаком и отличительным признаком собранной модели стал мой позывной «Карамелька» (см. рис. 3).
Рис. 3. Нанесение маркировки на готовую модель самолета
Проведенные испытания показали, что созданная модель самолёта легка в управлении, неприхотлива, удобна при подготовке к полетам и способна выполнять фигуры высшего пилотажа. При эксплуатации модель продемонстрировала прекрасные пилотажные качества и лётные характеристики: хорошую устойчивость, управляемость в полёте, чистоту выполнения фигур. Такой высокий уровень лётных характеристик стал возможен за счет малой взлётной массы нашей модели (см. рис. 4).
Рис. 4. Испытание модели пилотажного самолёта
Таким образом, результатом моей работы стало создание учебно-пилотажной модели самолёта. В процессе изготовления все требования были соблюдены и модель построена. На соревнованиях по авиамодельному спорту в классе кордовых авиамоделей был достигнут отличный результат — 3-е место в младшей возрастной группе.
Литература:
- Васильченко В. Е. Кордовые летающие модели. — М.: ДОСААФ, 1990. — 159 с.
- Ермаков А. М. Простейшие авиамодели. — М: Просвещение, 1989. — 144 с.
- Калина И. Двигатели для спортивного моделизма. –Москва, Издательство ДОСААФ, 1988. — 334 с.
- Мараховский С. Д., Москалев В. Ф. Простейшие летающие модели. — М.: Машиностроение, 1989. — 88 с.
- Сироткин Ю. В воздухе пилотажная модель. — Москва: издательство: «ЁЁ Медиа»; 2012. — 154 с.

