Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Вертепный ангел. Традиции рождественских представлений на Руси

Научный руководитель
История
05.12.2016
390
Поделиться
Библиографическое описание
Войтеховская, В. Д. Вертепный ангел. Традиции рождественских представлений на Руси / В. Д. Войтеховская, В. О. Литанова, З. И. Бороненкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/610/.


В этом году мы познакомились с новым предметом ОРКСЭ — основы религиозных культур и светской этики. Мы решили исследовать традиции празднования рождества и вертепа, почему они были забыты?

Мы узнали, что октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений на долгие годы. Они, как и традиционная елка, оказались под строгим запретом. Надолго были утрачены вертепные спектакли и забыты секреты кукол. И только сейчас, чудом сохранившиеся вертепные ящики и куклы, хранящиеся в музее Образцова и в Бахрушинском музее, помогают узнать больше об этой традиции.

Долгое время отмечать рождество и ходить на рождественское богослужение в храм в нашей стране было не принято. Сейчас эти традиции возвращаются. В храмах мастерят вертепы из еловых веток — своеобразную пещеру в память о той, что приютила Деву Марию, Иосифа и Иисуса. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются как бы внутри рождественской пещеры. А в самых холодных уголках нашей страны, например в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть вертепы, сделанные изо льда.

Это рождественская история о том, что произошло давно, более 2000лет назад на другом краю земли, но каждый, кто видит и сопереживает героям, становится сопричастным таинству Рождества.

Вертеп в переводе со старославянского «вертепъ» — «пещера». Именно это название используется в православной церковной поэзии для обозначения места рождения Спасителя: «Дева днесь Пресущественнаго рождает, и землявертепНеприступному приносит»... (кондак праздника). Некоторые исследователи отдают предпочтение народной этимологии, связывая слово «вертеп» с глаголом «вертеть». Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание для возникновения подобной этимологии.

В украинском Закарпатье прижилось слово «бетлегем» (от Вифлеем). Белорусская кукольная драма усвоила наименования «бетлейка» или «батлейка» (от «Бетлеем» — Вифлеем). В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название «шопка» (от польского «szopka» — сеновал).

В разных странах, на разных языках так называют ту единственную пещеру в городе Вифлеем, в которой родился Христос.

«Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном (от греческого «восходить», «край горы» возвышенный, полукруглый выступ выдвинутый вглубь храма напротив Царских врат.) храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором» [4].

Этот Вертеп стал первообразом для всех вертепов, созданных разными людьми по всему миру.

Сейчас существуют разные вертепы: деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса и даже пряников. Важно было показать сцену Рождения Спасителя, эти представления были Библией для неграмотных многие века. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных напоминают о событиях той ночи и предшествовавших им.

В России были распространены и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания — рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, показывая, что самый прямой путь к сердцам простых людей, не знающих грамоты — это наглядная иллюстрация библейского сюжета.

Время хождения с вертепом различалось в зависимости от местности. Например, в Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года. В Псковских деревнях христославлениевертепщиков могло продолжаться все Святки, т. е. с Рождества до Крещения Господня (до 6/19 января). [3]

Устройство вертепа также было разным от мастера к мастеру, от губернии к губернии. Основным оставалось, что в ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения стержневых кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается царь Ирод. [1]

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, нарядные, в коронах царей–волхвов, с непременными песнопениями. Рождественская звезда собирала вокруг себя много людей. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и история оживала.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва Каспар, Балтасар, Мельхиор, царь Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Свечи до последнего времени были самые настоящие. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, держит кукловод и передвигает ее по специальным щелям в полу сцены.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, в этом можно увидеть особое отношение к Деве Марии. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами — вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону. [2]

Вертепный Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить всех младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю. Рождественская звезда сияет всем, кто верит в рождение Иисуса. [5]

Прообразы вертепа можно найти еще в античности. Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты. [1]

На Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. В Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления — 1591 год.

Рождественское представление — вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, кукольным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, запрещенным или почитаемым для всех ребят он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую Вифлеемскую историю.

Литература:

  1. Виноградов 1906 — Виноградов Н. Н.. Великорусский вертеп.. — СПб.:, 1906.. — 256 с.
  2. Гусев 1972 — Гусев В. Е. Взаимосвязь русской вертепной драмы с белорусской и украинской // Славянский фольклор. М., 1972. С. 303–311.
  3. Ивлева 1994 — Ивлева Л. М. Ряжение в русской традиционной культуре. СПб., 1994
  4. Митрофанова. А. Традиции и история рождественского вертепа // Фома. — 2014. — № 1. — С. 15–18.
  5. Русский вертепный театр в традиционной культуре. // Творческий Рождественский Центр для детей и молодежи. URL: www.pastushok.spb.ru/theatre.html
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный