Магницкий и его «Арифметика» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Математика: алгебра и начала анализа, геометрия

Опубликовано в Юный учёный №6 (9) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 1118 раз

Библиографическое описание:

Зверева, Е. Е. Магницкий и его «Арифметика» / Е. Е. Зверева, В. В. Маеренкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/592/ (дата обращения: 18.04.2024).



Арифметика Леонтия Филипповича Магницкого, выдающегося русского педагога, преподавателя учрежденной Петром I школы навигацких и математических наук, была напечатана «ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей» [1]. В предисловии Магницкий славит Петра, который «обрел кораблям свободный бег» и создал грозный русский флот «врагам нашим вельми губно» [1].

Но «Арифметика» вовсе не была арифметикой в нашем понимании смысла слова — математические, тем более арифметические сведения занимали в ней только часть текста. Огромная книга в несколько сот страниц. В этой книге были сведения из механики, физики, гидравлики, метеорологии, навигации, корабельного дела, то есть научный материал, который имел исключительное значение для всего русского народа, в том числе для поморов и М. В. Ломоносова.

Почти каждое старинное русское руководство по математике начинается с разъяснения значения этой науки для человека. В своей «Арифметике» на титульном листе он изобразил Пифагора и Архимеда. На первой странице книги изображён дворец науки. Без арифметики нет доступа к другим наукам. К познанию арифметики ведут пять ступеней: счисление, сложение, вычитание, умножение и деление. М. В. Ломоносов называл «Арифметику» Магницкого «вратами своей учёности» [2] и знал её наизусть. «Вратами учёности» эта книга была для всех русских людей первой половины XVII века, стремившихся к образованию.

В результате всего этого был создан первый оригинальный русский учебник математики. Русская математическая литература не знает другой книги, которая имела бы такое историческое значение. Написанная в качестве учебника для специальной школы, книга Магницкого нашла гораздо более широкий круг потребителей, как этого и ожидал автор.

Магницкий стремился сделать свою книгу как можно доступнее и занимательнее. Он внес в нее много затейливых и замысловатых задач, развивающих смекалку и математическое мышление.

Книга Магницкого отличалась свежестью и последовательностью изложения. Каждое новое правило начиналось у Магницкого с простого, чаще всего житейского примера, затем уже давалась его общая формулировка, после чего следовало много разнообразных задач, почти всегда имеющих то или другое практическое применение. Кроме того, к каждому действию прилагалось правило проверки — «поверение» [2]. Изложив действия с целыми числами, Магницкий, прежде чем перейти к дробям, или, как он называл их, «ломаным числам», помещает большую главу, содержащую разные исторические сведения о мерах и денежных единицах в древности и в новое время у разных народов, а также различные сведения, полезные в торговом деле и технике.

«Арифметика» отразила прогрессивные начала петровского времени. Магницкому удалось превратить свою книгу в своеобразную энциклопедию математических знаний, крайне необходимых для удовлетворения практических потребностей стремительно развивающегося русского государства. В главе «О прикладах, потребных к гражданству» [2]. Магницкий сообщает практические сведения по механике и строительному искусству и закладывает основы технической грамоты. Здесь можно было найти способы определения высоты стен, глубины колодцев, расхода свинца, чтобы «пульки лить», задачу рассчитать «в каковых либо часах или во иных махинах» [3] зубчатые колеса, так чтобы числу оборотов одного соответствовало число оборотов другого, и т. д.

Большое внимание Магницкий уделял морскому делу, поместив в своей книге целый ряд специальных статей, где приводит правила, как определить положение меридианы, широты места, или, как он говорит, «возвышения поля» [3] (полюса), точек восхода и захода солнца, вычисления наибольшей высоты прилива и т. п. Ценность книги заключалась в наличии в ней таблиц, необходимых для различных вычислений, связанных с навигацией. Леонтию Магницкому удалось создать оригинальную книгу, на которой воспитывались целые поколения математически образованных русских людей, техников, мореплавателей и ученых. В то же время «Арифметика» Магницкого не была сводом прикладных знаний или простым справочником для практических нужд. Она, прежде всего, явилась широким, общеобразовательным математическим курсом, сочетавшим глубокую теоретическую подготовку с постоянной оглядкой на практику. В своей книге Магницкий указывал, что математика занимается не только исследованием «наручных нам вещей», т. е. доступных опыту, но и таких, которые не «токмо уму нашему подлежат», но служат надежным путем для «приятия множайших наук» [3].

«Арифметика» Магницкого давала русскому человеку такие знания, которые не вытекали из непосредственного опыта. Она знакомила его с математическим обобщением, пробуждала в нем стремление к постижению закономерностей природы посредством математики, указывала на меру, число и вес, как основу познания вещей.

Учебник оказался столь удачным, что в течение нескольких лет распространился по всей России. Удовлетворяя тем требованиям, которые могли быть предъявлены к учебнику математики в России в первую половину XVIII столетия, «Арифметика» Магницкого долгое время пользовалась широким распространением.

На этом учебнике воспитывались целые поколения деятелей физико-математических наук в России. По его содержанию можно составить понятие о направлении и характере преподавания арифметики в России в первой половине XVIII столетия и о качестве знаний, доставляемых этим преподаванием. Книга является выдающимся памятником нашей национальной культуры, которым Россия может по праву гордиться.

Сказанное об «Арифметике» Магницкого можно заключить словами известного русского историка математики В. В. Бобынина: «Едва ли можно найти в русской физико-математической литературе другое сочинение с таким же историческим значением, как «Арифметика» Магницкого» [4].

Магницкий стремился заинтересовать своего читателя изучением математики. Высокую оценку деятельности Магницкого давали его современники, в том числе Леонард Эйлер; его научные труды признавали за образец учености, про него писали: «Магницкий Леонтий муж, сведущий славянского языка, … добросовестный и нельстивый человек, первый российский арифметик и геометр, первый издатель и учитель в России арифметики и геометрии» [2]. «Арифметика» Магницкого сыграла большую роль в распространении математических знаний в России. Недаром Ломоносов называл её «вратами учёности» наряду со «Славянской грамматикой» [4] Мелентия Смотрицкого.

Литература:

  1. Денисов А. П. Магницкий. Леонтий Филиппович (1669–1739). — М., 1967. — 213 с.
  2. Чудинов И. А. Богатырь науки и искусства (молодым о М. В. Ломоносове). — Архангельск: МИУ, 2001. — 288 с.
  3. Школьная энциклопедия. Математика/ Гл. ред. С. М. Никольский. — М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. — 527 с.
  4. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/ Гл. ред. М. Аксенова. — М.: Аванта+, 2007. — 688 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, книга, историческое значение, половина XVIII столетия, число оборотов, математик, наука.


Похожие статьи

Российские учебники по математике XVII–XIX веков

Среди учебных пособий второй половины XVIII века необходимо выделить «Руководство к арифметике, для употребления в

Таким образом, в XVII — XIX веках издание учебников по математике в России в значительной мере поддерживалось государством и было связано с...

История становления понятия «величина» | Статья в журнале...

До середины прошлого века математика изучала общие свойства и отношения объектов математической природы, которые

Жан Лерон Д’Аламбер в знаменитой французской энциклопедии XVIII в. определяет математику как «науку, изучающую свойства величин...

О формировании теории отрицательных чисел в контексте...

Исторические и генетические основы некоторых знаков в математике прослеживаются в их особенностях

Ответ на этот вопрос исторически складывался в течение не одной сотни лет, когда

На протяжении XVIII в. против отрицательных чисел выдвигалось немало возражений.

Использование исторического материала на уроках математики

Для этого на уроках математики можно использовать исторический материал, связанный с родным краям и городом, позволяющий расширить кругозор

Найдите значение выражения и по найденному ответу определите на скольких островах расположен город Астрахань.

Об использовании сведений из истории математики на уроках

Использование сведений из истории математики дает возможность показывать учащимся, что математика как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Вошедшие в школьный курс свойства, правила...

Иностранные специалисты во главе русской артиллерии первой...

Несмотря на то, что к середине XVIII-го века состояние русской артиллерии было далеко не идеальным, необходимо отметить, что в целом на протяжении всего исследуемого периода её материальная часть была значительно усовершенствована.

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

Особое место в истории образования в России занимает именно XVIII век потому, что именно в этом столетии

В начале XVIII века в России начинают появляться государственные школы различных типов.

Самой первой была открыта школа математических и навигационных наук.

Гимназическое образование в России в XVIII веке | Молодой ученый

Важнейшим событием в государственной политике России первой половины XVIII века явилось учреждение в Петербурге Академии наук в

По его настоянию в гимназии была открыта русская школа. По мнению Е. П. Егорова, «значение этого факта для развития национальной науки...

Развитие школьного исторического образования в странах...

В Англии история школьного образования начинается с XVIII века в виде немногочисленных

С начала XIX века историческая наука в Германии постепенно превращается «в важный

К концу XVIII века в России сформировывается государственная система общедоступных школ...

Похожие статьи

Российские учебники по математике XVII–XIX веков

Среди учебных пособий второй половины XVIII века необходимо выделить «Руководство к арифметике, для употребления в

Таким образом, в XVII — XIX веках издание учебников по математике в России в значительной мере поддерживалось государством и было связано с...

История становления понятия «величина» | Статья в журнале...

До середины прошлого века математика изучала общие свойства и отношения объектов математической природы, которые

Жан Лерон Д’Аламбер в знаменитой французской энциклопедии XVIII в. определяет математику как «науку, изучающую свойства величин...

О формировании теории отрицательных чисел в контексте...

Исторические и генетические основы некоторых знаков в математике прослеживаются в их особенностях

Ответ на этот вопрос исторически складывался в течение не одной сотни лет, когда

На протяжении XVIII в. против отрицательных чисел выдвигалось немало возражений.

Использование исторического материала на уроках математики

Для этого на уроках математики можно использовать исторический материал, связанный с родным краям и городом, позволяющий расширить кругозор

Найдите значение выражения и по найденному ответу определите на скольких островах расположен город Астрахань.

Об использовании сведений из истории математики на уроках

Использование сведений из истории математики дает возможность показывать учащимся, что математика как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Вошедшие в школьный курс свойства, правила...

Иностранные специалисты во главе русской артиллерии первой...

Несмотря на то, что к середине XVIII-го века состояние русской артиллерии было далеко не идеальным, необходимо отметить, что в целом на протяжении всего исследуемого периода её материальная часть была значительно усовершенствована.

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

Особое место в истории образования в России занимает именно XVIII век потому, что именно в этом столетии

В начале XVIII века в России начинают появляться государственные школы различных типов.

Самой первой была открыта школа математических и навигационных наук.

Гимназическое образование в России в XVIII веке | Молодой ученый

Важнейшим событием в государственной политике России первой половины XVIII века явилось учреждение в Петербурге Академии наук в

По его настоянию в гимназии была открыта русская школа. По мнению Е. П. Егорова, «значение этого факта для развития национальной науки...

Развитие школьного исторического образования в странах...

В Англии история школьного образования начинается с XVIII века в виде немногочисленных

С начала XIX века историческая наука в Германии постепенно превращается «в важный

К концу XVIII века в России сформировывается государственная система общедоступных школ...

Задать вопрос