Взаимопомощь как фактор эволюции | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №6 (9) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 4202 раза

Библиографическое описание:

Андросов, А. С. Взаимопомощь как фактор эволюции / А. С. Андросов, С. Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/571/ (дата обращения: 25.04.2024).



Сегодня мало кто говорит о взаимопомощи как о полноценном факторе эволюции как о «борьбе каждого против всех» знает чуть ли не каждый. Если бы внутри вида не было бы взаимопомощи, то это существенно снизило бы его шансы на существование. Поэтому данная тема актуальна, как никогда.

Многие люди рассматривают дарвиновское положение о борьбе за существование как ожесточенную борьбу за средства существования среди животных, принадлежащих к одному и тому же виду, как преобладающую характерную черту борьбы за жизнь, как главный фактор эволюции. Однако, в природе существует масса примеров, демонстрирующих взаимопомощь и взаимовыручку животных. И этот фактор в эволюции, несомненно, играет огромную роль. Понятие «взаимопомощь» противоположно понятию конкуренции (противостоянию, конфликту) и представляет вместе с ним две стороны одного и того же явления. Одним из важных средств обеспечения сотрудничества выступает объединение людей (и животных) в роды, племена и племенные союзы для более успешного и эффективного выживания и развития (то есть для противостояния угрозам).

Взаимопомощь у животных как внутри вида, так и между другими (правда, в меньшей степени) хорошо прослеживается на множестве примеров: стадо бизонов при нападении волков становится в круг, надежно защищаясь таким образом от нападения хищников. Одиночные косули собираются во множество стад с огромной территории для того, чтобы всем вместе переплыть реку в самом узком ее месте. Общественные насекомые: муравьи, пчёлы, термиты совместно строят жилище, добывают корм, защищаются от врагов, воспитывают потомство. Грифы и орланы-белохвосты гнездятся поблизости друг от друга, а о находках падали, которой они питаются, сообщают друг другу и собираются вокруг трупа огромными стаями. У журавлей стая кормится всегда под охраной часовых, а если бывает нужно, высылается несколько разведчиков, выясняющих, сохранилась ли опасность там, где она была недавно.

Громадную роль, которую играет взаимная помощь и взаимная поддержка в эволюции животного мира мы рассмотрели, теперь нам предстоит бросить взгляд на роль, которую те же факторы играли в эволюции человечества.

Пещерные люди, существовавшие на заре человечества, жили довольно сложной, полной лишений и опасностей жизнью в обществе, где каждый в первую очередь беспокоился о себе. Часто и подолгу пещерному человеку приходилось голодать. Зато, когда ему удавалось убить богатую добычу, он поедал ее с дикой жадностью, забывая о необходимости оставить что-то на «черный день». Прошли многие тысячелетия, прежде чем древние люди пришли к пониманию того, что не стоит полагаться на удачу в охоте и милости природы, и в связи с этим начали собирать остатки еды про запас, не только для себя, но и для остальных членов племени. Наверное, именно на этом этапе развития человечества появилось такое понятие как взаимопомощь.

12 февраля 2016 года педагогом-психологом ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ «Лидер» г. о. Кинель по нашей просьбе был проведен тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива».

Цель тренинга — сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Тренинговые занятия проводились с помощью нескольких упражнений, таких как: «Поменяйся местами», «Хорошие-плохие поступки», Прекрасный сад», «Рисунок на спине», «Найди, коснись», «Пазлы», «Кочки», «Шарики» и другие.

С помощью этих упражнений подростки учились и развивали следующие навыки и умения:

– доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику,

– сотрудничать и действовать сообща,

– согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи,

– разрешать конфликтные ситуации.

Все это способствовало сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе.

Одной из важных психолого-педагогических задач являлось то, чтобы научить ребят, как строить отношения в коллективе и противостоять давлению, как понять другого человека в ходе разговора, как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

Во время выполнения заданий можно было наблюдать проявление инициативы каждого (за исключением некоторых), выделение более и менее деятельных и полезных обществу (в данной ситуации) индивидов. Особенно во время выполнения заданий «расположиться в порядке убывания возраста», где нельзя было использовать разговорную речь и «перебраться через озеро», можно было увидеть стремление каждого индивида (за исключением некоторых) посодействовать и помочь выполнить задание, т. е. явление взаимопомощи (рис. 1.)

C:\Users\Teacher\Desktop\Андросов фото\DSC_0009.JPG

Рис. 1. Проведение тренинга «Развитие сплоченности школьного коллектива»

Подводя итоги и обобщая результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что в природе среди растений и животных борьба и взаимопомощь слиты воедино: борьба рождает взаимопомощь, взаимопомощь становится орудием борьбы. В этом и состоит своеобразная диалектика природы.

Взаимная помощь — такой же естественный закон, как и взаимная борьба; но для прогрессивного развития вида первая несравненно важнее второй.

Литература:

  1. Гринин Л. Е., Марков А. В., Коротаев А. В. Макроэволюция в живой природе. — М.: Либроком, 2013, 248с
  2. Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции. — М.: Самообразование, 2011, 256с
  3. Кропоткин П. А. Взаимопомощь среди животных и людей. — Минск: БелЭн, 2006, 320с
Основные термины (генерируются автоматически): взаимопомощь, взаимная помощь, школьный коллектив, Развитие сплоченности, время выполнения заданий, борьба, друг.


Похожие статьи

Особенности формирования межличностных отношений...

3. 43 % учащихся группы «А» и 38 % учащихся группы «Б» обладают низким уровнем групповой сплоченности.

Но работа по формированию и коррекции взаимоотношений в школьном коллективе не должна ограничиваться только использованием игровых заданий.

Программа формирования спортивного коллектива в группе...

Данная статья посвящена проблеме формирования спортивного коллектива на основе психолого-педагогических рекомендаций и упражнений. Ключевые слова:спортивный коллектив, юные волейболисты, программа.

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Особое значение для развития теории воспитательного коллектива имели опыт и

В то же время условия обучения оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности

Караковский, В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

5. Способ к сплочению коллектива при противоборствовании (когда на группу конфликтующих оказывает

3. Ухудшение климата в коллективе. 4. Ухудшение качества работы. 5. Потеря времени (на одну минуту

Причины конфликтов между учениками. - борьба за авторитет.

Формирование умений взаимодействовать со сверстниками...

Взаимопомощи друг другу дети не оказывали, взаимоконтроль не осуществляли. При оценивании результата оставались равнодушными, поправок в рисунки не

Цель: закрепление умений взаимодействовать, укрепление сплоченности детей. «КОНКУРС ХВАСТУНОВ».

Формирование комфортных взаимоотношений в классе как...

Школьный коллектив — это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести, то есть формирование комфортных взаимоотношений в классе, это основа воспитания толерантной личности.

Методические рекомендации по формированию коллектива...

2.3. Организация работы в группах на принципах взаимопомощи и поддержки, мотивации на достижение успехов и соперничества между группами. Коллективная деятельность классифицируется по: – работе в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям

Игра как метод формирования межличностных отношений...

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных...

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию ученического коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе...

Похожие статьи

Особенности формирования межличностных отношений...

3. 43 % учащихся группы «А» и 38 % учащихся группы «Б» обладают низким уровнем групповой сплоченности.

Но работа по формированию и коррекции взаимоотношений в школьном коллективе не должна ограничиваться только использованием игровых заданий.

Программа формирования спортивного коллектива в группе...

Данная статья посвящена проблеме формирования спортивного коллектива на основе психолого-педагогических рекомендаций и упражнений. Ключевые слова:спортивный коллектив, юные волейболисты, программа.

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Особое значение для развития теории воспитательного коллектива имели опыт и

В то же время условия обучения оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности

Караковский, В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

5. Способ к сплочению коллектива при противоборствовании (когда на группу конфликтующих оказывает

3. Ухудшение климата в коллективе. 4. Ухудшение качества работы. 5. Потеря времени (на одну минуту

Причины конфликтов между учениками. - борьба за авторитет.

Формирование умений взаимодействовать со сверстниками...

Взаимопомощи друг другу дети не оказывали, взаимоконтроль не осуществляли. При оценивании результата оставались равнодушными, поправок в рисунки не

Цель: закрепление умений взаимодействовать, укрепление сплоченности детей. «КОНКУРС ХВАСТУНОВ».

Формирование комфортных взаимоотношений в классе как...

Школьный коллектив — это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести, то есть формирование комфортных взаимоотношений в классе, это основа воспитания толерантной личности.

Методические рекомендации по формированию коллектива...

2.3. Организация работы в группах на принципах взаимопомощи и поддержки, мотивации на достижение успехов и соперничества между группами. Коллективная деятельность классифицируется по: – работе в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям

Игра как метод формирования межличностных отношений...

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных...

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию ученического коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе...

Задать вопрос