Фотоэлектронный синтезатор «АНС» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физика

Опубликовано в Юный учёный №6 (9) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 24.10.2016

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Росолова Н. А., Косарева В. Н. Фотоэлектронный синтезатор «АНС» // Юный ученый. — 2016. — №6. — С. 38-42. — URL https://moluch.ru/young/archive/9/560/ (дата обращения: 26.01.2020).


  1. Краткая биография создателя фотоэлектронного синтезатора «АНС»

Евгений Александрович Мурзин родился 1914г. Окончил с отличием Самарский строительный техникум, а потом, позже, с отличием Московский институт инженеров коммунального строительства. Был инженером по приборостроению в армии. Очень увлекался музыкой.Перед войной окончил аспирантуру. Война, затем курсы воентехников при Артиллерийской академии им. Дзержинского.Под руководством Мурзина проводилась разработка и испытания на полигонах и в боевых условиях приборов управления огнем наземной артиллерии, принятие их на вооружение.После войны, в 1945г., Мурзин защитил в МВТУ кандидатскую диссертацию по этой тематике.

В дальнейшем он занимался разработкой аппаратуры звукометрической разведки наземной артиллерии, приборных методов наведения истребителей-перехватчиков на бомбардировщики противника.Им были разработаны и в дальнейшем реализованы принципы управления активными средствами ПВО.

Поначалу, Е. Мурзин слыл почитателем джаза. Но скоро в коллекции студента появились пластинки с музыкой Рахманинова, Листа, потом в его маленькой комнате зазвучали Бах, Вагнер, Мусоргский и, наконец, Скрябин. “Открыв” Скрябина, Мурзин был потрясен. Ничто прежде не волновало его так, как творчество этого гения. Мурзин упивался скрябинской властью над звуком, его сочетаниями тембров, неповторимыми аккордами. Мурзин залпом перечитал все написанное о Скрябине. Потом углубился в музыкальную акустику. Натуральные лады, обертоны, темперация — все стало более или менее ясно. Остро почувствовал желание любимого композитора выйти за пределы старой музыкальной системы. И вот однажды сверкнула молнией изобретательская мысль. Вспыхнула идея машины, способной по воле человека создавать любые музыкальные звуки, тембры, интервалы — все, что захочет композитор.

  1. Разработка фотоэлектронного синтезатора «АНС»

В 1938 г. Е. Мурзин предложил проект универсального синтезатора звуков, названного в честьАлександра Николаевича Скрябина«АНС». Евгений взял за основу метод оптической записи звука в кинематографе: синтезатор использовал специально вращающиеся диски, на которых были сделаны дырочки (в точности как на фотопленке просветы), через которые свет попадал на фотоэлемент, подключенный к громкоговорителю через усилитель. У основания вращающегося диска просветы, через который проходил луч света, сменяли друг друга с частотой 40 раз в секунду. А на конце 11000 раз в секунду. Если использовать «щель» и пропускать через нее только, к примеру, дырочки сменяющие друг друга 440 раз в секунду, то получим ноту ля. Если в «щель» добавить еще другие разно-частотные просветы и менять их во времени, то получиться сложный синтезированный звук любого уровня (рис.1). В 1958 году был построен действующий макет. Вся семья Мурзиных трудилась над этим почти каждый день в течение 3 лет. Впервые в истории музыки стало возможным свести воедино три процесса: сочинение, запись и исполнение. Использовался уникальный оптический метод синтеза.

В обычном строе мы имеем в октаве 12 полутонов. Евгений Мурзин использует 72-ступенную темперацию: в октаву вложено вместо 12 нот 72, что приближает его к натуральному строю. Общее количество 576 звуковых волн. Это был не обычный и гениальный подход. «АНС» стал сенсацией. Новый инструмент фантастически расширял профессиональные возможности. Можно было сконструировать любой звук, музыкальный, природный, неземной…

http://sergeitrunov.ru/wp-content/uploads/2015/03/ans-murzin.bmp

Рис. 1.

Эти звуки можно было накладывать друг на друга, и на выходе получался аккорд оркестра, шум прибоя, пение загадочной птицы — что угодно. Завораживал сам процесс работы: клавиатуры не было, на покрытом специальной непрозрачной мастикой стекле прочерчивалась линия, через нее пускался световой луч на фотоэлементы — в общем, музыкальная фраза как бы рисовалась.

Выяснилось, что собранный «АНС» — первый в мире музыкальный синтезатор. Все, что до этого делалось в Германии, Венгрии, США, на порядок отставало от мурзинского инструмента. Речь не идет о привычных сегодня концертных синтезаторах, на которых играют клавишники. Концертные синтезаторы — уже следующий этап. «АНС» был синтезатором студийным и предназначался не для исполнения, а для извлечения и записи новых созвучий. Но именно на новых созвучиях стоит новая музыка, и потому АНС законно занимает место в фундаменте здания.

  1. Характеристики «АНС»

«АНС» — первый в мире студийный синтезатор, использующий уникальный оптический метод синтеза звука. «АНС» основан на идее графического управления звучанием. Может синтезировать звуки в пределах всего слышимого диапазона (от 20 до 20 000 герц). «Сердце» «АНСа» — фотооптический генератор на пяти дисках, напоминающих современные компакт-диски. Мелодия, воспроизводимая на «АНСе», выглядит как последовательный набор штрихов разной длины и высоты, нанесенный на партитуру — стеклянную пластину, покрытую мастикой. По мнению специалистов, «АНС» предоставляет неограниченные возможности в области музыкальной интонации и колорита. Имеет безграничные тембровые и регистровые возможности. С помощью «АНСа» композитор может создавать музыку любых колоритов в непосредственно звучащем виде, без музыкантов исполнителей. Композитор записывает нужные ему звуки на стекле, покрытом непрозрачной несохнущей краской, снимая резцами краску в определенных местах. Это стекло является своеобразной партитурой инструмента. Записанные последовательности кодов звуков могут быть тут же исполнены на аппарате, прослушаны композитором и, если нужно, подправлены.

На одном стекле партитуры можно записывать как все возможные голоса, так и многоголосия и любые шумы. Все звучания синтезируются композитором на партитуре как сочетания чистых звуковых тонов с выбранными законами изменения их силы. Для этой цели в распоряжении композитора находятся 720 управляемых генераторов, перекрывающих 10 октав высоты звучания. Композитор, работая на партитуре синтезатора, уподобляется художнику, пишущему картину: он подкрашивает, ретуширует, стирает и наносит новые кодовые рисунки, осуществляя слуховой контроль получаемого результата. Свобода работы у такой партитуры таит в себе неисчерпаемые возможности. Композитор может разрабатывать на стекле партитуры совершенно необычные по спектрам звуки. Аппарат позволяет запоминать такие разработки на магнитных дисках и впоследствии пользоваться ими, нанося автоматически в требуемых местах партитуры последовательности этих спектров, варьируя их произношение от одного звука к другому.

«АНС» позволяет сочинять музыку, пользуясь любыми ладами и звукорядами, бытующими на земном шаре. Не имея ограничений в тембрах и их изменениях, «АНС» позволяет в сочинениях музыки использовать искусственные голоса и шумы всевозможных строений и зыбкости.

Некоторые технические характеристики синтезатора «АНС»:

– генерирование чистых тонов — оптическое;

– считывание полезных сигналов — фотоэлектрическое;

– долговременная память — магнитная;

– канальные усилители — вакуумная радиоэлектроника;

– управляющие схемы — полупроводниковая радиоэлектроника;

– электропитание блоков — стабилизированное, полупроводниковое;

– диапазон спектров при темперации в 72 ступени — от 20 до 20000 Гц. (10 октав);

Решением Госкомэлектроники была организована специальная лаборатория по производству «АНСов». Нужно было подготовить промышленный образец. Начальником лаборатории был назначен Мурзин Е. А.

  1. Музыка икино

В начале 60-х Е. Мурзин пригласил на работу в лабораторию Эдуарда Николаевича Артемьева, который только что закончил консерваторию. Его работа у Мурзина заключалась в том, чтобы осваивать «АНС» — изучать его богатые возможности по генерации звука, которых до сих пор нет ни в одном синтезаторе.Синтезатор «АНС» использовали в озвучивании многих фильмов. Например, фильм «К звездам», который показывали по всему миру после полета Гагарина. Много его использовали и в озвучивании художественных фильмов. В «Бриллиантовой руке» герою Миронова снится, как за ним гоняется загипсованная рука, и при этом звучит «голос» синтезатора «АНС». «Солярис», «Освобождение», «Приходите завтра» — список очень большой, синтезатор был популярен. э. Артемьев говорит, что самая огромная работа, сделанная им на «АНС», — это звуковая дорожка к «Солярису» Тарковского. «Главной задачей композитора в «Солярисе» Тарковский видел создание специфического звукового мира планеты-океана, космической станции — пристанища землян и, наконец, родного нашей душе мира знакомой и всегда вечно новой для нас бесконечно богатой звуковой стихии планеты Земля. Поначалу поставленная задача мне казалась невыполнимой, но постепенно у меня возникла идея брать звуки природы — шум воды, шум травы — и сплетать их с искусственными звуками синтезатора «АНС» и со звучанием оркестра. Попутно возникла еще проблема: принципиально различные по своей природе тембры и звуки разных стихий — натурные шумы, электроника и симфонический оркестр — «живут» в собственных, индивидуальных пространствах. Поначалу у меня совершенно ничего не получалось: природа была отдельно, оркестр — отдельно, электронный звук — отдельно. В одну сумму они не складывались. Пока я не догадался, что их надо объединить общим пространством. Тогда все соединилось. Сейчас это тривиальная вещь, а тогда к этому нужно было прийти».

В своей работе «АНС» использовали Станислав Крейчи, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, а также другие советские композиторы. Сейчас «АНС» смоделирован для компьютерных платформ. Но принцип создания музыки остался прежним. Композитор «рисует» звук. «АНС» пользуется большим успехом. Но в основном для создания звуковых эффектов, потому что написать на нем тему и сопровождение — это трудоемкий процесс. Сегодня синтезатор «АНС» хранится в музее Глинки, его демонстрируют посетителям. Обслуживанием инструмента занимается Станислав Крейчи.

Приложение1

http://22-91.ru/upload/images/photo/d5/bd/3814288d6bc6277bba4082b32d781401433249.jpeg

«АНС»

Литература:

  1. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/АНС_(синтезатор)
  2. Крейчи С. «История синтезатора АНС». М.: Композитор, 2009
  3. Мурзин Е. «АНС — У истоков электронной музыки. О природе, закономерностях эстетического восприятия и путях становления музыки электронной и цвета». М.: Композитор, 2008.
  4. Мурзина Ю. «Евгений Мурзин — изобретатель, последователь А. Н. Скрябина». М.: Композитор, 2009
  5. http://www.colta.ru/articles/music_modern/5966
Основные термины (генерируются автоматически): звук, композитор, синтезатор, наземная артиллерия, фотоэлектронный синтезатор, стекло партитуры, друг друга, возможность, музыка, любой.


Похожие статьи

Свирель и синтезатор в ДМШ: учение с увлечением и познание...

Тем самым игроки, слушая друг друга, смогли бы подстраиваться друг под друга”. Кроме того, каждая мастеровая свирель индивидуальна, как и любой человек. Она обладает уникальной энергетикой, тембром и некоторыми другими нюансами, свойственными только ей.

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Ключевые слова:музыка, партитура, М. Булгаков, экранизации, кинематограф, киномузыка

Я фиксировал звуки, почти не задумываясь. Алов и Наумов, всегда принуждавшие меня делать

По мысли композитора Н. Каретникова, «музыка Баха выдерживает любые задания», так как...

Способы набора нотного текста в редакторе Sibelius 7. В помощь...

В статье рассматриваются различные способы набора нотного текста в редакторе Sibelius 7. Анализируются достоинства и недостатки каждого способа. Даются подробные методические рекомендации для студентов музыкальных специальностей по каждому из представленных...

Организация вокально-инструментального ансамбля...

В процессе обучения игре на гитаре и синтезаторе было замечено, что подготовка к выступлениям на различных мероприятиях и конкурсах, которые проходят в нашем колледже, гораздо больше повышает интерес студентов к занятиям, чем просто музицирование в классе.

Основы работы с нотно-графическим редактором Sibelius 7

Учителям музыки и студентам музыкальных специальностей предлагается использовать широкие возможности нотно-графического редактора Sibelius 7, которые подробно изложены в статье. Представлена также пошаговая инструкция работы в редакторе Sibelius 7, что позволит...

Лабораторные работы в среде нотных редакторов и секвенсоров...

· образовательные: раскрыть типичные возможности нотных редакторов; сформировать у учащихся представления о наборе и редактировании нотного материала; первичное закрепление умений работы с нотным редактором; · развивающие: развивать умения сравнивать и...

Базовые принципы построения системы синтеза речи

Обобщенную схему синтезатора речи можно представить следующим образом: Рис. 1. Схема синтезатора речи. Входящим элементом системы является текст, поэтому необходимо отметить, что подход к решению проблемы синтеза речи главным образом зависит от языка.

Основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано

То есть слабые пальцы как: пятый и четвертый будут исполнять звуки, которые требуется взять нежно, тихо, а кульминационные моменты доверить сильным пальцам. В таком случае нужно очень кропотливо находить нужную аппликатуру, соответствующую, мелодии, фразе.

Активизация познавательной деятельности с помощью...

3. «Слушание музыки» для 1–3 классов. Универсальный характер пособия и самого материала предполагает его использование в рамках любой методики и любой

На уроках сольфеджио мы занимаемся многими формами работы — и пение вокализов, и ритмические партитуры, и...

Похожие статьи

Свирель и синтезатор в ДМШ: учение с увлечением и познание...

Тем самым игроки, слушая друг друга, смогли бы подстраиваться друг под друга”. Кроме того, каждая мастеровая свирель индивидуальна, как и любой человек. Она обладает уникальной энергетикой, тембром и некоторыми другими нюансами, свойственными только ей.

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Ключевые слова:музыка, партитура, М. Булгаков, экранизации, кинематограф, киномузыка

Я фиксировал звуки, почти не задумываясь. Алов и Наумов, всегда принуждавшие меня делать

По мысли композитора Н. Каретникова, «музыка Баха выдерживает любые задания», так как...

Способы набора нотного текста в редакторе Sibelius 7. В помощь...

В статье рассматриваются различные способы набора нотного текста в редакторе Sibelius 7. Анализируются достоинства и недостатки каждого способа. Даются подробные методические рекомендации для студентов музыкальных специальностей по каждому из представленных...

Организация вокально-инструментального ансамбля...

В процессе обучения игре на гитаре и синтезаторе было замечено, что подготовка к выступлениям на различных мероприятиях и конкурсах, которые проходят в нашем колледже, гораздо больше повышает интерес студентов к занятиям, чем просто музицирование в классе.

Основы работы с нотно-графическим редактором Sibelius 7

Учителям музыки и студентам музыкальных специальностей предлагается использовать широкие возможности нотно-графического редактора Sibelius 7, которые подробно изложены в статье. Представлена также пошаговая инструкция работы в редакторе Sibelius 7, что позволит...

Лабораторные работы в среде нотных редакторов и секвенсоров...

· образовательные: раскрыть типичные возможности нотных редакторов; сформировать у учащихся представления о наборе и редактировании нотного материала; первичное закрепление умений работы с нотным редактором; · развивающие: развивать умения сравнивать и...

Базовые принципы построения системы синтеза речи

Обобщенную схему синтезатора речи можно представить следующим образом: Рис. 1. Схема синтезатора речи. Входящим элементом системы является текст, поэтому необходимо отметить, что подход к решению проблемы синтеза речи главным образом зависит от языка.

Основные подходы и взгляды на аппликатуру в классе фортепиано

То есть слабые пальцы как: пятый и четвертый будут исполнять звуки, которые требуется взять нежно, тихо, а кульминационные моменты доверить сильным пальцам. В таком случае нужно очень кропотливо находить нужную аппликатуру, соответствующую, мелодии, фразе.

Активизация познавательной деятельности с помощью...

3. «Слушание музыки» для 1–3 классов. Универсальный характер пособия и самого материала предполагает его использование в рамках любой методики и любой

На уроках сольфеджио мы занимаемся многими формами работы — и пение вокализов, и ритмические партитуры, и...

Задать вопрос