В статье автор исследует приоритетные направления развития приморских городов с учетом их географических сходств и различий.
Ключевые слова: геоурбанистика, экономико-географическое положение, развитие городов
Концентрация населения в городах является одним из центральных социально-экономических процессов современности, который охватил практически все государства мира. В современном мире города представляют собой сложную систему, включающую в себя социальные, технические и природные элементы. Поэтому многоуровневый организм современного города нуждается в плановом регулировании его дальнейшего развития с учетом географических факторов.
Геоурбанистика является одной из актуальных областей исследования в современной географии. Она изучает пространственную организацию, эволюцию и функционирование городских систем разного уровня с характерным ростом разнообразия потребностей человека. Указанные процессы возникают под воздействием исторически определенных социально-экономических факторов в конкретных природных условиях [1].
В данной работе проводится анализ развития двух крупных российских городов — Сочи и Владивостока. Оба города имеют стратегическое географическое положение, что оказывает влияние на их экономическое, социальное и культурное развитие.
Наличие выгодного экономико-географического положения города часто определяется на основе качественных характеристик: рельефа, климата, наличия рядом другого большого города и крупных магистралей, близости к морскому побережью и т. д. Для анализа развития урбанизированных систем были выбраны города Сочи и Владивосток, имеющие географические различия и сходства. Особый интерес в данной работе представляют такие характеристики исследуемых городов, как нахождение в разных частях света, но на одной географической широте (43 о с. ш.) . , расположение у моря и статус одних из самых быстроразвивающихся городов нашей страны [2].
Гипотеза заключается в предположении, что различия и сходства в развитии крупных приморских городов таких, как Сочи и Владивосток, можно объяснить их географическими особенностями.
Цель работы: определить приоритетные направления развития приморских городов с учетом их географических сходств и различий.
Задачи работы:
- Определение географических характеристик Сочи и Владивостока.
- Изучение пространственной организации городов.
- Исследование социально-демографической ситуации в городах.
- Описание отраслевой структуры и экологического состояния территориальной системы городов.
- Систематизация полученных характеристик.
- Анализ развития урбанизированных систем с учетом географических факторов.
Методы исследования:
- Аналитический: сбор и анализ литературы по геоурбанистике и развитию городов.
- Сравнительный анализ: сравнение различных аспектов двух городов.
- Картографический анализ: использование географических информационных систем (ГИС).
- Статистический анализ: сбор количественных данных и их применение для сравнения.
Предмет исследования: анализ и сравнение процессов урбанистического развития, планирования и инфраструктурного обустройства Сочи и Владивостока.
Объект исследования: процесс урбанистического развития и трансформации городской среды Сочи и Владивостока.
Историко-географический анализ развития городов показал, что Сочи и Владивосток были основаны в XIX веке. Город Владивосток — как военный порт, для улучшения связи европейской и азиатской частей страны (рис. 1).
Рис. 1. Одна из первых фотографий г. Владивостока [3]
Сочи — как военный пост для укрепления черноморского побережья. Сейчас г. Сочи — огромный современный город, протянувшийся вдоль побережья на 145 километров (рис. 2).
Рис. 2. Побережье современного Сочи [4]
Определяя географическое положение городов, мы установили, чтоони находятся на одной географической широте: 43 о с. ш. Площадь Владивостока составляет 331,2 км², площадь Сочи — 176,8 км². Расстояние между городами по прямой — около 7000 километров (рис. 3). В обоих городах рельеф можно определить как гористый.

Владивосток расположен в азиатской части России, на полуострове, омываемом заливами Японского моря (бассейн Тихого океана). Рельеф полуострова гористый — это молодые горы Тихоокеанской складчатости. Сопки, являющиеся южными отрогами хребта Глагодинза, имеют направление с северо-востока на юго-запад и в значительной степени расчленены распадками и долинами небольших речек. Средняя высота города над уровнем моря — около 13 метров.
Сочи расположен в европейской части России, вдоль побережья Черного моря (бассейн Атлантического океана). Территория города изрезана рядом поперечных хребтов с боковыми ответвлениями, отделяющимися от Главного Кавказского хребта. Это молодые горы Альпийской складчатости. Средняя высота города над уровнем моря — 65 метров.
Если сравнивать климатические характеристики рассматриваемых городов, то сходство заключается в том, что в обоих городах влажный климат. Однако во Владивостоке осадки преимущественно выпадают летом, так как в это время года преобладают южные ветра с Тихого океана. Тип климата — умеренно-муссонный. Средняя годовая температура — + 6 о С. В Сочи осадки выпадают преимущественно зимой. Тип климата — субтропический. Средняя годовая температура — + 15,3 о С.
Оба города богаты разнообразной флорой и фауной, обеспечивающими сельское хозяйство биологическими ресурсами. Владивосток располагает большими земельными участками под жилую и коммерческую застройку, промышленными предприятиями, а также сельскохозяйственными угодьями. Здесь расположены месторождения каменного угля и других минеральных ресурсов. Возле морского побережья Владивостока находится один из крупнейших в России районов по вылову рыбы.
Сочи располагает обширными площадями сельскохозяйственных угодий, на которых производится различная продукция. Лесные ресурсы Сочипредставлены в основном на территории Сочинского национального парка, где горные леса занимают около 95 % площади.Кроме того,вСочи находится большое количество источников горячих, минеральных и сероводородных вод.
В исследовательской работе был проведен анализ территориально-функциональной структуры городов. Было определено, что городская система Владивостока обладает уникальной пространственной организацией, обусловленной его географическим расположением и рельефом. Порт Владивостока — один из крупнейших в России и играет одну из главных ролей в экономике города. Он организует транспортные потоки, связывая город с другими регионами и странами. Вся инфраструктура вокруг порта, включая грузовые терминалы и логистические центры, формирует важную часть городской системы. Владивосток характеризуется смешанной застройкой, где жилье и коммерческие объекты тесно переплетены.
В свою очередь, пространственная организация городских систем города Сочи интересна и многогранна. Сочи вытянулся вдоль побережья моря на 145 километров. Это создает уникальную линейную структуру, где различные районы города расположены вблизи моря и на горном рельефе. Город делится на несколько функциональных зон: курортную, жилую, деловую и рекреационную.
Сочи обладает развитой транспортной сетью, включая автомобильные и железнодорожные дороги. Основная магистраль проходит вдоль побережья, что обеспечивает доступ к курортам и жилым местам. Также в городе есть аэропорт и морской порт, которые способствуют международным поездкам.
Таким образом, организация городских систем обоих городов сильно зависит от рельефа и близости с морем. Города имеют хорошую транспортную систему и связь с другими регионами страны.
За последние 10 лет во Владивостоке и Сочи наблюдается умеренный рост населения. Города привлекают людей из других регионов и стран.
По данным последних переписей, численность населения Владивостока составляет около 600 тысяч человек. Население города занято в различных сферах экономики, таких как транспорт, торговля, образование, здравоохранение, туризм и другие. Кроме того, в городе развит сектор услуг, включающий гостиничное дело, ресторанное хозяйство, финансовые и информационные услуги [5].
Сочи является одним из немногих российских городов, чье население неуклонно растет начиная с 1980-х годов благодаря престижности курорта, благоприятному климату и наличию рабочих мест, особенно в летний туристический сезон. На 2024 год население Сочи составляет около 445 тыс. человек [6]. Кроме того, в Сочи развиваются такие отрасли, как торговля, строительство и местное сельское хозяйство, что также влияет на уровень занятости населения.
Рассматривая отраслевую структуру городов, можно сказать, что Владивосток является важным торговым центром. Порт играет ключевую роль в товарообороте с соседними странами, такими как Китай, Япония и Южная Корея. В городе сосредоточены предприятия в сфере обработки рыбы, пищевой и перерабатывающей промышленности. В частности, рыбная промышленность благодаря доступу Владивостока к морю и богатым запасам морских ресурсов занимает значительное место в экономике города.
Владивосток также является центром науки и образования Дальнего Востока — здесь расположены несколько университетов и научных учреждений, что способствует развитию соответствующих секторов.
Экологическое состояние территориальной системы Владивостока в настоящее время можно охарактеризовать как нестабильное. С одной стороны, город расположен на берегу Тихого океана, что способствует чистоте воздуха и воды. Однако, с другой стороны, проблемы с экологическим состоянием связаны с интенсивным промышленным развитием и транспортным потоком.
Отраслевая структура Сочи сосредоточена на развитии туризма, привлечении людей в регион с помощью разнообразных мероприятий и фестивалей, а также на качественном обслуживании туристов, посещающих город на небольшой срок.
Отраслевую структуру Сочи можно определить как многообразную, с преобладанием сферы услуг, особенно в туризме, при этом она поддерживается другими важными секторами экономики.
В последние десятилетия город стал сталкиваться с проблемами экологического характера из-за активного туризма, строительства инфраструктуры и недостаточного контроля за сохранением природных ресурсов. Одной из основных проблем является загрязнение моря и береговой зоны отходами.
Развитие Владивостока предусматривает, что он должен стать удобным городом для жизни и ведения бизнеса (рис. 4). При условии выполнения целого ряда мер и программ развития население города к 2050 году может достигнуть 2,5 млн человек [7].
Из ключевых отраслей, помимо логистики, в городе могут успешно развиваться туризм, культура, креативные индустрии, отрасли, связанные с биотехнологиями.

Рис. 4. Развитие г. Владивостока
В 2023 году администрацией городского округа «город-курорт Сочи» Краснодарского края была принята новая стратегия социально-экономического развития муниципального образования до 2044 года (рис. 5).
Приоритетными задачами являются развитие санаторно-курортного кластера, социальной инфраструктуры, обеспечение комфортного проживания и возрождение субтропического земледелия [8].
Рис. 5. Схема развития г. Сочи
Генплан определил дальнейшие перспективы развития Сочи как крупнейшего бальнеологического и горноклиматического курорта России.
Вывод
В ходе исследования развития Сочи и Владивостока было выявлено, что географические особенности играют ключевую роль в формировании социально-экономического и культурного облика городов. Оба города, обладая стратегически важным расположением, демонстрируют различные модели урбанизации, обусловленные климатическими условиями, рельефом и доступностью транспортных путей.
Владивосток выступает важным транспортным узлом и центром торговли, что определяет его промышленное развитие и социальную структуру.
Сочи как курортный город привлекает туристов благодаря своему мягкому климату и живописным природным ландшафтам, что способствует развитию сферы услуг и экономики, ориентированной на туризм.
Проведенная работа показала, что успешное развитие городов зависит не только от их географического положения, но и от эффективного управления, планирования и адаптации к современным вызовам. Важно учитывать как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на динамику урбанизации, чтобы обеспечить устойчивое развитие и улучшение качества жизни горожан.
Таким образом, выводы, сделанные во время работы, подтверждают гипотезу о том, что различия в развитии Сочи и Владивостока можно объяснить их уникальными географическими характеристиками.
Заключение
В заключение настоящего исследования можно утверждать, что Сочи и Владивосток, несмотря на свои общие исходные условия освоения и географические характеристики, следуют уникальными путями развития, обусловленными их географической и климатической спецификой, историческим контекстом и экономическими приоритетами. Оба города, заложенные в XIX веке с военной целью, ныне приобрели серьезное значение в различных сферах жизни страны.
Географическое положение Владивостока и Сочи, находящихся на одной широте, но в различных климатических и гидрографических условиях, создает уникальные предпосылки для их социально-экономического развития. Владивосток, расположенный в азиатской части России, на берегу Японского моря, является важнейшим портовым и промышленным центром с акцентом на экономический рост, научное развитие и промышленное производство. В то же время Сочи, находящийся на черноморском побережье в европейской части страны, фокусируется на развитии туристической отрасли и поддержании своей репутации как курорта мирового уровня.
Адаптация к особенностям рельефа и климатическим условиям становится ключевым элементом в организации городских систем обоих городов. Развитие транспортной инфраструктуры и улучшение городской среды являются приоритетными задачами в стратегии будущего развития. Обе урбанизированные системы сталкиваются с экологическими вызовами, вызванными либо промышленной нагрузкой, либо интенсивным туристическим потоком, что требует принятия мер по улучшению экологической ситуации.
Население обоих городов демонстрирует умеренный рост, что свидетельствует об их привлекательности для жизни и работы. Владивосток и Сочи предлагают разнообразные возможности для занятости в соответствующих отраслях, учитывая при этом свои стратегические приоритеты и ресурсы.
Таким образом, стратегическое планирование дальнейшего развития городов должно учитывать их уникальные географические и экономические особенности, адекватно внедрять современные подходы к улучшению городской жизни и принимать во внимание необходимость баланса промышленного, туристического и экологического аспектов.
Литература:
- Перцик Е. Н. Геоурбанистика : учебник для вузов / Е. Н. Перцик. — 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2021. — 481 с.
- Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. — М. : Новое литературное обозрение, 2011. — 520 с.
- Владивосток 10 июня. Из военного поста в город и прибытие кораблей ВМС Новой Зеландии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://primamedia.ru/news/1112848/
- Сочи сегодня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gs-sochi.ru/o-sochi/
- Сайт администрации г. Владивосток [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vlc.ru/city/aboutcity/
- Сайт администрации города Сочи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sochi.ru/vsye-o-gorode/istoriya-sochi/
- Развитие города Владивосток до 2050 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vlc.ru/city-environment/Vladivostok-2050/
- Развитие Сочи до 2035 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sochi.ru/strategiya-sochi-2035/