Депрессивные состояния у подростков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №9 (83) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 07.09.2024

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Аквилонова, А. А. Депрессивные состояния у подростков / А. А. Аквилонова, Н. Г. Кормушина, И. Ю. Тердунова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 9 (83). — С. 53-62. — URL: https://moluch.ru/young/archive/83/4604/ (дата обращения: 17.12.2024).



Введение

Конструирование темы и проблематики

Тема была выбрана из-за важности психологии, психиатрии и биохимии мозга в наше время. Также интерес вызван тем, что я сама столкнулась с такой проблемой. Действительно, в настоящее время с подобным многие сталкиваются, к сожалению, этой болезни, состоянию и психическим расстройствам в целом не уделяют должного внимания. На выбор темы повлияла её актуальность

Согласно оценкам, депрессию испытывает 3,8 % населения. Это порядка 280 млн человек в мире.

Несмотря на наличие различных методов лечения депрессии, многие больные не осмеливаются лечить это заболевание. Одна из причин — поздняя диагностика заболевания, другая — стигматизация обществом, а также множество других причин. Наилучшим средством для борьбы с болезнью остаётся её профилактика. Следует регулировать уровень стресса в жизни, включать умеренные физические нагрузки, беречь себя от излишней информации. Будет полезно введение профилактических бесед на официальном уровне, посвящённых теме психических расстройств и различных психологических состояний.

Актуальность и целевая аудитория:

1) Почему моя тема важна и востребована?

2) В чём опасность депрессии?

3) Что вызывает депрессию?

4) Кому понадобится эта работа?

Проект будет особенно актуален для молодых людей, подростков, по той причине, что депрессия — это бич современного общества. Депрессия снижает работоспособность и обучаемость, но главной проблемой депрессии является повышенный риск суицида. Депрессия сильно искажает экономику, а также затрудняет научное и культурное развитие. А также потому что подростковый возраст характеризуется различными кризисами, особенностями мышления, преобладает большое количество стрессовых факторов в виде учёбы, экзаменов, различных конкурсных работ. Работа будет особенно полезна для учеников старших классов (10–11 классов)

Выборка:

Исследование будет проводиться над группой подростков 10 классов, 28 человек

Методический инструментарий:

При решении указанных задач использовались теоретические методы (анализ литературы, документов, результатов деятельности, определение понятий, обобщение, классификация). А также эмпирические методы.

Очень важным элементом станет интервью с подростком X

Цель:

Снизить риск возникновения депрессии у подростков из моего окружения и информировать их о действиях при возникновении болезни, методах диагностики и лечения, и отраслях медицины, которые занимаются депрессивными расстройствами

Задачи:

— Провести тестирование среди группы подростков для выявления риска возникновения депрессии, расстройств настроения, невротических расстройств

— Провести ряд мероприятий, направленных на просвещение в области психологии и психиатрии, биохимии мозга

— Предложить методики

— Приложить усилия для продвижения проекта

Продукт

Будущим продуктом станет опубликованная статься по проекту

Теоретическая часть

Предмет исследования:

Подростковая депрессия, рассмотрение способов её предотвращения и лечения

Объект исследования:

Психологические причины депрессии. Воздействие фармакологического лечения депрессии и психотерапевтических практик на мозг подростка, выявление уязвимой группы.

Значительно возрастает риск развития депрессивного расстройства в следующих случаях:

— при утрате близкого.

— острые и хронические стрессы

— потеря или смена работы;

— высокие психоэмоциональные нагрузки в профессиональной деятельности;

— политическая нестабильность в стране.

Психологические причины депрессии:

— склонность застревать в переживаниях на неблагоприятных событиях как свойство темперамента;

— неадаптивные копинг-стратегии в преодолении стрессовых ситуаций.

Биологические причины депрессии:

— нейробиологические;

— иммунные;

— эндокринологические сдвиги в организме (беременность, послеродовой период, климактерический период, гипо- или гипертиреоз);

— астенизация организма в результате тяжелых инфекционных заболеваний. (фармакотерапия, психотерапия)

Теоретические аспекты проблемы:

Депрессия возникает из-за сбоя восприимчивости серотониновых рецепторов (а также из-за сбоя работы норадреналина). Это самая популярная теория, моноаминовая, прошла наибольшее количество исследований. По другой теории, депрессия возникает из-за уменьшения количества нейронов в гиппокампе.

Депрессия бывает эндогенной и экзогенной (психогенной). В основе эндогенной депрессии лежат внутренние переживания человека, но на характер развития заболевания оказывают и внешние факторы. Экзогенная или психогенная депрессия является реакцией на длительный и/или сильный стресс. Экзогенную депрессию называют также «реактивной», из-за того, что она имеет стремительное развитие. Отличающей особенностью является неустойчивая динамика выздоровления больных.

Депрессивные расстройства довольно разнообразны по своей клинической картине. Согласно современной классификации болезней для диагностики депрессивного расстройства необходимо наличие, как минимум, пяти из числа нижеперечисленных симптомов, присутствующих на протяжении двухнедельного периода.

Самым лучшим средством против депрессии является её профилактика. Но есть определённая симптоматика на ранних стадиях, позволяющая выявить заболевание. Данные симптомы должны длиться не менее двух недель. В таком случае необходимо обращение к психиатру или психотерапевту.

Симптомы:

— тоска;

— патологический суточный ритм;

— идеи самообвинения;

— суицидальные мысли;

— периодичность манифестации болезненной симптоматики;

— ремитирующее течение (чередование рецидивов и ремиссий)

Для депрессии характерно туннельное мышление, когда человек зациклен на негативных событиях и неспособен видеть иное. О взаимосвязи депрессии такого мышления говорят многие исследования.

Также она особенна тем, что при ней присутствуют психосоматические нарушения. Могут присутствовать:

— слабость, утомляемость;

— бессонница;

— учащенное сердцебиение;

— боли или неприятные сдавливающие ощущения в грудной

— клетке;

— снижение либидо;

— расстройства менструального цикла;

— похудание с бледностью и сухостью кожного покрова;

— снижение аппетита;

— неприятный вкус и горечь во рту;

— запоры;

— мидриаз; (расширение зрачка)

— миалгии; (симптом, выраженный болью мышц)

— ощущения затрудненного дыхания;

— тахипноэ; (учащённое поверхностное дыхание)

— артралгии; (боли в суставах, имеющие летучий характер, при отсутствии объективных симптомов поражения суставов)

— головокружение;

— боли в животе;

— учащенное мочеиспускание;

— головные боли;

— повышение артериального давления;

— тремор.

С депрессиями работают: психиатр, психотерапевт, а также клинический психолог. Важным является факт, что назначить медикаментозное лечение могут только психотерапевт и психиатр. Также очень важно перед началом лечения провести обследование организма и провести биохимический анализ крови

Инструментами, при помощи которых выявляют депрессию являются:

Шкала Цунга. Была опубликована в 1965 году в Великобритании . Разработана на основе диагностических критериев депрессии и результатов опроса пациентов с этим расстройством. Оценка тяжести депрессии по ней проводится на основе самооценки пациента .

Шкала депрессии Бека . Используется для диагностики уровня депрессии. Тест-опросник депрессии (Beck Depression Inventory) был предложен Аароном Беком в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии. После сравнения этого списка с клиническими описаниями депрессии, был создан тест-опросник депрессии, включающий в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб. Каждый пункт опросника состоит из 4–5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного веса симптома в общей степени тяжести депрессии.

Шкала тревоги Бека предложена американским психиатром Аароном Беком. Методика разработана на основе клинических наблюдений, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов тревоги и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. Шкала тревоги Бека предназначена для предварительной оценки степени выраженности тревожных расстройств у широкого круга лиц: молодых людей от 14 лет, зрелых и пожилых, контингента клиники и при скрининговых исследованиях.

Шкала тревоги Спилбергера — Ханина . Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю. Л. Ханиным, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние. Личностная тревожность — это значительного числа событий в качестве угрожающих с реагированием на них состоянием тревоги. Реактивная тревожность обусловлена ситуацией в данный момент времени, она характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в конкретной обстановке. Следует отметить, что тревожность является естественной и обязательной особенностью активной личности. Существует даже так называемый оптимальный уровень «полезной» тревоги. В то же время чрезмерное повышение уровня тревожности ведет к развитию негативных последствий. Тестирование по методике Спилбергера — Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй — для измерения уровня личностной тревожности.

Шкала Гамильтона для оценки депрессии (Hamilton psychiatric rating scale for depression, HDRS или HAM-D) — это шкала, которая была создана в 1959 году и широко используется для оценки тяжести депрессии в динамике.

Она разработана для больных с аффективными нарушениями депрессивного типа и применяется для оценки эффективности терапии. Все признаки представляют собой отдельные проявления депрессивного состояния, но не единичные симптомы, а скорее группы симптомов. В настоящее время HAM-D применяют для объективизации и сопоставления показателей исследований по клинико-биологическим и психофармакологическим программам.

Виды депрессий:

  1. По механизму возникновения:

— Экзогенные. Возникают под влиянием внешних психотравмирующих факторов (дистимия)

Эндогенные. Обусловлены наследственной предрасположенностью, особенностями в работе мозга (большой депрессивный эпизод, рекуррентное депрессивное расстройство, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективное расстройство)

Соматогенные. Развиваются на фоне физического заболевания

  1. По проявлению симптомов:

Простые(типичные). К этому виду относятся:

— Тревожная. Смешанная тревожно-депрессивная реакция может возникнуть у детей и подростков при наличии постоянных стрессовых ситуаций, конфликтов в семье, строгого стиля воспитания ребенка. Подобное состояние в более старшем возрасте может перейти в расстройство адаптации. Заболевание отличается медленным течением с постепенным нарастанием клинических проявлений. К симптомам смешанного тревожно-депрессивного расстройства относятся:

Постоянная тревожность, беспокойство, внутреннее напряжение, беспричинные страхи; Ощущение психологического дискомфорта; Сниженное настроение, подавленность; Безразличие к окружающему; Ожидание неминуемой катастрофы, ощущение безнадежности; Негативное восприятие окружающего; Рассеянность, трудности с концентрацией внимания; Раздражительность, плаксивость; Слабость, постоянная усталость; Увеличенная потребность в ночном отдыхе, нарушения сна; Суицидальные тенденции.

Астеническая. У человека преобладает апатия. Также, возникает комплекс нарушений в работе внутренних органов. Возникает заболевание на фоне тяжелых хронических патологий (как соматического, так и неврологического характера)

Ступорозная. Значительная гипокинезия(обездвижение), достигающая порой полной обездвиженности, в состояниях глубокой депрессии. Связан с адинамией, отрешенностью от происходящего вокруг и погружением в переживания болезненного горя. Душевное состояние пациентов находит выражение в скорбных мимике и позах, а также в редких и глубоких вздохах. Типичны депрессивные изменения в экспрессивной сфере. Поза скорбная, выражение лица траурное, взгляд тусклый, немигающий, углы рта опущены. Руки безвольно свисают, рукопожатие бессильное. Депрессивные больные оставляют впечатление постаревших и убитых горем людей. Жестикуляция вялая, преобладают жесты безнадежности и отчаяния. Иногда можно заметить кожную складку на верхнем веке — «третье веко», или симптом Верагута.

— Экзистенциальная (экзистенциальный кризис). Человек с экзистенциальной депрессией испытывает постоянное чувство безнадежности и борьбу за поиск смысла в жизни. Симптомы нарушают жизнь человека, и человек чувствует себя изолированным. Люди с экзистенциальной депрессией постоянно размышляют над вопросами, на которые нет ответов, что вызывают у них состояние отчаяния. Экзистенциальная депрессия может также включать человека, сосредотачивающегося на таких вопросах, как «почему я?» Они могут подвергнуть сомнению само свое существование после перенесенной травмы, серьезной болезни или других событий, меняющих их жизнь. Если человек не сумеет вовремя принять тот факт, что на некоторые из этих вопросов нет ответа, у него может быть постоянное чувство отчаяния. Неспособность перестать размышлять над одними и теми же вопросами может привести к тому, что человек будет испытывать постоянную экзистенциальную депрессию.

— Маскированная. У больного ярче всего выражена психосоматика, он может даже не подозревать у себя психическое расстройство. Проблемы, связанные с проблемами с физическим здоровьем — на первом месте.

Атипичная. Форма депрессивного расстройства, при которой наряду с типичными симптомами депрессии отмечаются специфические признаки: повышенный аппетит, увеличение веса, повышенная сонливость и так называемая «эмоциональная реактивность».

Сложные:

— Психотическая. Психотическая депрессия очень серьезно воспринимается психиатрами, поскольку человек, страдающий от нее, подвергается повышенному риску самоповреждения и самоубийств.

Уровень самоубийств у людей с психотической депрессией, когда они больны и находятся в острой фазе, намного выше, чем при тяжелой депрессии. Важно отличать психотическую депрессию от психоза, а также от шизофрении.

Чтобы называться психотической депрессией, большая депрессивное расстройство должно протекать наряду с бредом и/или галлюцинациями. Как правило, психотические симптомы имеют депрессивную «тему», например, бред виновности, бред греховности, бред обнищания, бред самоуничижения, ипохондрический бред или нигилистический бред.

Как правило, человек с психотической депрессией проявляет подавленное, грустное настроение, тревогу или ажитацию, плохую концентрацию и чувство отсутствия самооценки.

— Сенесто-ипохондрическая. Клиническое состояние определяется патологическими сенсациями (ощущениями) и ипохондрической настроенностью. Патологические ощущения могут быть постоянными или периодическими, локализованного или реже генерализованного характера. Проявляться в виде: болевых ощущений — алгий (распирающего, давящего, сжимающего, колющего, пульсирующего характера), сенестопатий, в том числе «термического характера» с ощущением перемещения, переливания, ползания, горения, жжения, холода, озноба и тремора в теле; парастезий с ощущением одеревенения, онемения, зуда, прохождения электрического тока. Характерны их приступообразность, зависимость от внешних факторов, выраженность во второй половине дня, вечером. Во время вегетативных кризов отмечается усиление телесных сенсаций, которые остаются четко локализованными. Сенсации наиболее часто локализуются в области головы, сердца, реже в органах брюшной и тазовой полостей, конечностях. Может наблюдаться повышенная болевая чувствительность кожных покровов головы. В области сердца возникают ощущения сердцебиений, перебоев, остановки сердца. Ипохондрические идеи достигают уровня доминирующих и сверхценных. Тревожные опасения больных относятся к тем возможным, по их мнению, изменениям в органах, в которых возникают патологические ощущения.

Дистимия

Дистимия — это затяжная, длительностью не менее 2 лет, непсихотическая депрессия. Для дистимии характерно начало в юношеском или молодом возрасте. В некоторых случаях дебют заболевания возможен в среднем и инволюционном возрасте. Обычно начало заболевания не связано с какими-либо психотравмирующими ситуациями. Несмотря на хроническое течение расстройства, для дистимии характерна нетяжелая выраженность и глубина депрессивных переживаний, однако часто отмечается преобладание соматовегетативных и патохарактерологических расстройств. Часто отмечается сочетание дистимии с тревожными расстройствами.

Такое явление называется коморбидностью. Для депрессии характерно это. Коморби́дность (от лат. со- «вместе» + morbus «болезнь, недуг») — сосуществование у одного пациента двух или более заболеваний, синдромов или психических расстройств.

«Трехфакторная модель» Минека. (1998) коморбидных депрессивных и тревожных расстройств предлагает дифференцировать симптоматику, выделяя:

— Негативный аффект — общий для депрессии и тревоги;

— Отсутствие позитивных эмоций (позитивного аффекта) — специфично для депрессии

— Гиперактивация — специфична для тревоги.

Коморбидность депрессии и гипотиреоза . Заболевания могут сочетаться у одного больного. Перед лечением депрессии стоит проверить у больного уровень гормонов щитовидной железы (при гипотиреозе уровень Т4 снижен, а ТТГ повышен), и наоборот — если под действием заместительной терапии гормонами, которую применяют при гипотиреозе, признаки депрессии не проходят, направить больного к психотерапевту.

Т3 — трийодтиронин

Т4 — тетрайодтиронин

ТТГ — тиреотропный гормон гипофиза

Статистика показывает, что депрессия развивается у 40–66 % больных гипотиреозом. А некоторые специалисты считают, что депрессия при гипотиреозе встречается чаще, чем среди населения в целом независимо от того, как хорошо лечится гипотиреоз.

Исследователями установлено, что лечение антидепрессантами менее эффективно, если депрессия протекает на фоне гипотиреоза. У трети пациентов после устранения гипотиреоза исчезновения признаков депрессии не наблюдается. Однако при добавлении к лечению тироксином гормона Т3, депрессия проходила в 90 % случаев.

Лечение депрессии:

Для лечения депрессии используют различные методы.

Методы психотерапии:

— когнитивно-поведенческая терапия.

КПТ эффективна при самых различных психических расстройствах и представляет собой краткосрочное, сфокусированное на навыках лечение, направленное на изменение неадаптивных эмоциональных реакций при помощи изменения мыслей, изменения поведения пациента либо изменения того и другого

— гештальт-терапия

Гештальт–терапия — это форма психотерапии, которая подчеркивает личную ответственность и фокусируется на опыте индивида в настоящий момент, отношениях терапевта и клиента, экологическом и социальном контекстах жизни человека, а также на саморегулирующихся корректировках, которые люди вносят в результате своей общей ситуации.

— Психоанализ

Современный психоанализ представляет собой совокупность подходов, объединенных общим предметом исследования, в роли которого выступают частично или полностью неосознаваемые аспекты психической жизни людей. Общая цель психоаналитической работы определяется как освобождение индивидов от различных бессознательных ограничений, вызывающих страдание и блокирующих процесс прогрессивного развития.

— арт-терапия

Направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.

— транзактный анализ

Транзактный анализ (ТА) — это психоаналитическая теория и метод терапии, в котором социальные взаимодействия (или “транзакции”) анализируются для определения эго-состояния коммуникатора (будь то родительское, детское или взрослое) в качестве основы для понимания поведения. В транзактном анализе коммуникатора учат изменять эго-состояние как способ решения эмоциональных проблем.

— клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная психотерапия относится к числу концепций экзистенциально-гуманистического направления. Она была разработана C.Rogers (1951). Использование автором понятия «клиент» наряду с понятием «пациент» подчеркивает признание потенциала самостоятельности и активности последнего на всех этапах психотерапии, начиная с постановки задачи. Суть метода заключается в том, что психотерапевт входит в такой контакт с пациентами, который воспринимается ими не как лечение и изучение их с целью диагностики, а как глубоко личный контакт.

— телесно-ориентированная терапия

Современный период характеризуется стремлением к пониманию человеческого организма как целостной системы. В соответствии с холистическим подходом все функции организма взаимосвязаны. Телесно-ориентированная психотерапия расширяет возможности психотерапевтического воздействия в связи с тем, что рассматривает человека в единстве его психосоциального и биологического функционирования, помогая клиенту с помощью двигательных психотехник более точно распознать и вербализовать собственные эмоции, пережить заново свой прошлый эмоциональный опыт, способствуя тем самым расширению сферы самосознания и формированию более эмоционального благоприятного отношения к себе.

— Гипнотерапия

Вид психотерапевтической практики, в пределах которой применяется состояние так называемого измененного состояния, иначе говоря, состояние гипнотического транса. Гипнозом называют переходящее состояние рассудка субъекта, которое характеризуется сужением объема его и резким фокусированием на содержательном элементе внушения, выполняемого гипнотизером.

Фармакотерапия:

Из фармакотерапии для лечения депрессии в первую очередь используются антидепрессанты:

— Ингибиторы МАО. Ингибируют фермент моноаминоксидазу, содержащийся в нервных окончаниях

— ТЦА. Трициклические и тетрациклические антидепрессанты. Содержат в себе три или четыре ароматических (бензольных) кольца с третичным или вторичным амином (N или NH, соответственно).

— Ингибиторы СИОЗС. Замедляют обратный захват серотонина.

— Ингибиторы СИОЗСиН. Замедляют обратный захват серотонина и норадреналина

— Ингибиторы СИОЗНиД. Замедляют обратный захват норадреналина и дофамина

Также могут применяться:

— Анксиолитики (транквилизаторы) при бессоннице, для купирования тревоги и излишней возбудимости. Основной принцип — угнетение активности ЦНС.

— Антипсихотики (нейролептики) для купирования психотических состояний или непереносимости анксиолитиков. Основной механизм действия нейролептиков заключается в блокаде постсинаптических дофаминовых рецепторов и в компенсаторном усилении синтеза и метаболизма дофамина. Это подтверждается повышенным содержанием в биологических жидкостях гомованилиновой кислоты — его основного метаболита.

— Нормотимики для выравнивания настроения. Действие нормотимиков основано на их влиянии на нейрохимические процессы в мозгу. Они влияют на уровень нейротрансмиттеров, таких как серотонин, норадреналин и дофамин.

Электросудорожная терапия — применяется для лечения депрессии в исключительных случаях, при особой резистентности. Метод применяется редко, но он эффективен, возможны побочные действия.

Гипотеза:

Вероятность возникновения депрессии повышается у подростков медлительных, тревожных, склонных к перфекционизму, к излишнему самоанализу. По теории самоанализа, всё идёт из детства. Слишком строгое воспитание и суровые наказания, конфликты в семье, неудачи в учёбе, проблемы с успеваемостью также могут привести к развитию заболевания. Помимо психологических причин сказываются гормональные изменения и половое созревание, возникающие в подростковом возрасте.

Практическая часть.

Описание исследований, используемых в качестве опоры:

Интервью с пациентом . Основным методом обследования в клинической психиатрии является опрос (беседа). В США с 1950-х годов проводились исследования по методологии и технике диагностического интервью.

«Психиатрическое интервью» как клинический термин введен Г. Салливаном для обозначения межличностной ситуации, возникающей между врачом психиатром и пациентом. В «большой» психиатрии это обычно называют врачебной «беседой» или «опросом». В отличие от привычного отечественного синонима «беседа с больным», термин «интервью» подчеркивает наличие у того, кто его проводит специальных коммуникативных навыков и умений, а также заранее подготовленного плана его проведения. Психодиагностическое интервью можно определить как основанный на межличностном взаимодействии врача и пациента метод получения информации (психопатологические симптомы, особенности личности, внутренняя картина болезни), а также как способ терапевтической коррекции больного. От других областей медицины психиатрия отличается тем, что опрос используется не только для сбора анамнеза, но и для выявления клинических признаков. В интервью важна техника сбора информации, которая зависит от искусства врача психиатра создавать ситуацию доверительного контакта, отчего результаты такого клинического обследования могут существенно различаться у разных врачей. Для неспециалиста разговор в интервью может показаться бессистемным, его основная линия ускользает и от больного. А врач, несмотря на внешнюю спонтанность и непоследовательность беседы, имеет определенные цели и четкий план их достижения.

Шкала депрессии Бека и тревоги Спилбергера:

Важным разделом руководства является систематическое представление широко применяющихся тестов, шкал. Они, безусловно, не являются методами диагностики заболеваний, в которой главным остается клинический анализ, а служат инструментом выявления и оценки тяжести тех или иных нервно-психических расстройств.

Исследование:

В качестве первого исследования будет проведено интервью с подростком Х. Возраст — 17 лет. Наследственность не отягощена, имеет в анамнезе легкую черепно-мозговую травму — сотрясение мозга. Официальный диагноз — биполярное аффективное расстройство (БАР). Неофициальный — пограничное расстройство личности (ПРЛ), к которому склоняется частный психиатр, занимающийся с подростком . Примечание: Диагноз ПРЛ, как и другие расстройства личности, не всегда будет являться точным для подростка из-за незавершённого формирования личности.

Доминирующие симптомы: негативный аффект, гиперактивация (вплоть до фобических проявлений), повышенная утомляемость, снижение когнитивных функций, психосоматические проявления

Вопросы:

1) Выделяется ли для тебя среди остальных людей больной человек?

2) По каким признакам ты можешь отличить его ото всех?

3) Что повлияло на развитие твоего заболевания?

4) К кому стоит обратиться за помощью?

5) Доверяешь ли ты бесплатной психиатрии, каковы причины?

6) Как справляешься со своим состоянием?

7) Что не стоит делать?

8) Почему у тебя развилось подобное состояние?

9) Какие могут быть самые ужасные последствия неправильного лечения или отсутствия лечения и смены обстановки на более благоприятную?

10) Каково твоё отношение к подростковому суициду?

Ответы:

1) Особенности человека можно заметить только при длительном общении с ним. Но с первого взгляда, такой человек не выделяется.

2) Только при близком общении с ним примечательно его отношение к себе и к миру.

3) сложно сказать, но определенно это стресс и неумение с ним справляться

4) сначала можно попробовать обратиться за консультацией к частному психологу

5) Не доверяю. Препараты, которые мне прописали ухудшили мое состояние.

6) спорт и медитация немного, но помогают

7) не стоит доводить себя до состояния безвыходности и принимать свои мысли, какими бы они не были за истину, лучше обращаться к специалисту

8) мне кажется, на состояние негативно повлияли сильные нагрузки, недосып, подавление эмоций, ну и, конечно, различные стрессовые ситуации.

9) Среда, в которой находится человек, очень отражается на человеке, в первую очередь на его здоровье. Конечно, смена обстановки на более благополучную может поспособствовать улучшению эмоционального состояние. Но без отсутствия правильного мед.подхода, не только фармакологического, но и психотерапевтического, состояние может значительно ухудшится и в случае, например, депрессии привести к худшему — суициду.

10) Отношусь, конечно, негативно. Причины могут быть разными, в этом, безусловно, кроется неправильное восприятие себя и ситуации. Но я могу понять такое поведение, «оправдывая» ощущение бессилия изменить тягостное существование.

Второе исследование — сбор статистических данных среди учеников 10-го класса с помощью опросника «Решение трудных ситуаций». Данный опросник не является инструментом для составления клинической картины и выявления заболеваний испытуемых, но он позволяет выявить, какие способы для решения проблем выбирает человек — продуктивные или непродуктивные, а после составить следствие, насколько уязвимы подростки для спектра депрессии, тревожных расстройств, расстройств личности, а также потреблению психоактивных веществ

Предназначен для определения особенностей решения трудных ситуаций по одиннадцати диагностическим шкалам: уход, наркотизация, сравнение своих проблем с проблемами других, механизмы снижения психического напряжения, вербальная агрессия, агрессия к людям, агрессия к предметам, агрессия к себе, интрапунитивное (саморазрушительное) отношение к ситуации, компенсация, возрастание усилий к достижению цели.

Трудную ситуацию можно охарактеризовать как дисбаланс между тем, что человеку хочется (создать, достичь, сделать и т. п.), и тем, что он может, когда он оказывается в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него личными возможностями. Такой подход препятствует достижению первоначально поставленной цели, и это влечет за собой появление отрицательных эмоций, которые служат важным показателем трудности той или иной ситуации для личности.

Оценки последующие ей не должны быть независимыми друг от друга. Они могут взаимно влиять друг на друга или переходить одна в другую. С. Хобфолл, занимающийся изучением стратегий преодоления трудностей, в рамках индивидуального жизненного пути, предложил 9 стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций. На их основе строится тест РТС. (В РТС 11 стратегий, которые немного различаются со стратегиями Хобфолла)

Уход — склонность уходить от решения трудной ситуации, прекращать какую-либо деятельность в этом направлении, терять интерес к решению проблемы.

Наркотизация — склонность к употреблению психоактивных веществ (сигареты, алкоголь, лекарства) с целью успокоить себя, облегчить восприятие трудной ситуации, поднять настроение или забыть о проблемах.

Сравнение своих проблем с проблемами других — склонность успокаивать себя тем, что у других дела обстоят еще хуже, искать сочувствие, поддержку или совет у окружающих.

Механизмы снижения психического напряжения — стремление не думать, забыть о проблеме, упокоить себя, переключиться на что-нибудь другое, объяснить наличие неприятностей или неудач стечением обстоятельств или невезением.

Вербальная агрессия — склонность в трудных ситуациях говорить на повышенных тонах, прибегать к личным выпадам и резким замечаниям, употреблять «сильные» выражения.

Агрессия к людям — склонность при столкновении с проблемой срывать свой гнев на окружающих, обвинять их в своих неприятностях и даже применять физическую силу.

Агрессия к предметам — склонность срывать свой гнев и раздражение от неудачи на неодушевленных предметах.

Агрессия к себе — склонность обращать свой гнев и отчаяние против самого себя, причинять себе боль, заставлять себя делать что-нибудь особенно неприятное в наказание за неудачи.

Интрапунитивное отношение к ситуации — склонность обвинять самого себя в случившихся неудачах или неприятностях, объяснять проблемы своими недостатками (неумением, незнанием, ленью и т. д.)

Компенсация — стремление достичь успеха в другой области, возместить переживание неудачи переключением на другую более легкую деятельность или на ту, которая лучше получается.

Возрастание усилий к достижению цели — склонность при возникновении проблемы затрачивать большие усилия, настойчивость и терпение, чтобы все же добиться своей цели. Стремление довести дело до конца, не обращая внимания на препятствия или прежние неудачи.

Среди девушек (см. приложение 2) наиболее распространены две стратегии — «механизмы снижения психического напряжения» и «сравнение своих проблем с проблемами других». Вторая стратегия не является продуктивной.

Постоянное сравнение с другими может привести к сильному фокусированию на внешних показателях успеха, таких как достаток, статус, внешность и т. д. В результате, люди могут начать считать эти факторы самыми важными в жизни. Это может привести к нереалистичным ожиданиям и чувству неудовлетворенности даже при достижении внешних показателей успеха. Люди, которые часто сравнивают себя с другими, могут стать неспособными понимать и оценивать свои собственные потребности и желания. Они могут начать стремиться к жизни, которая не соответствует их истинным ценностям и интересам.

Для личностей, которые от природы являются тревожными, впечатлительными, ранимыми и очень эмоциональными, подобная вредная привычка может обернуться очень плохо. Именно склонность сравнивать способна лечь в основу развития неврозов, тревожных расстройств, вызвать апатию или даже стать причиной затяжной депрессии.

Среди же юношей 10 класса (см. приложение 3) распространено «сравнение своих проблем с проблемами других» и «вербальная агрессия»

Опасность первой стратегии описана ранее.

Вербальная агрессия. Это такая форма общения, которая включает использование слов для причинения вреда или страданий другому человеку. Это может варьироваться от тонких унижений и оскорблений до более крайних форм словесных оскорблений, таких как угрозы, обзывание и запугивание. Это распространенная проблема как в личных, так и в профессиональных отношениях, и она может иметь серьезные последствия как для агрессора, так и для жертвы.

Фразы словесной агрессии могут включать уничижительные термины, ненормативную лексику и другие формы словесных оскорблений. Кроме того, вербальная агрессия может также включать использование тона и языка тела для передачи негативного сообщения.

В партнёрских отношениях вербальный агрессор может агрессивно реагировать на «обособленность» партнёра, то есть на независимые мысли, взгляды, желания, чувства, проявления эмоций (даже счастья), которые обидчик рассматривает как угрозу или раздражитель. Иногда вербальная агрессия может быть способом компенсации низкой самооценки агрессора.

Иногда психологическая агрессия имеет неявный характер. Такое поведение известно, как «газлайтинг». Неопределённость усугубляет страдания жертвы, вызванные психологическим насилием, и выводит жертву из равновесия.

В результате повторяющейся словесной агрессии у жертвы может развиться клиническая депрессия и другие заболевания, связанные с постоянным стрессом. Люди, ставшие жертвами словесной агрессии, могут впоследствии практиковать оскорбления в отношении других.

Носители вербальной агрессии также испытывают трудности, такие как затруднения в социализации и установлении близких отношений, как в подростковом возрасте, так и взрослой жизни. Они могут потерять работу из-за неумения вести конструктивные разговоры, а их поведение может привести к отталкиванию окружающих.

Заключение

Депрессия входит в число самых распространенных расстройств, встречающихся в практике первичной врачебной помощи, и являются серьезной медико-социальной проблемой. Депрессивные расстройства являются одной из основных причин неблагополучия и нетрудоспособности человека, поскольку их распространенность составляет около 10–15 % в популяции. Согласно исследованиям ВОЗ, нетрудоспособность вследствие депрессивных расстройств сопоставима с таковой при ишемической болезни сердца и превосходит нетрудоспособность вследствие хронических заболеваний легких или артрита. Установлено, что около 15 % пациентов с тяжелыми депрессиями совершают самоубийство. В настоящее время нераспознанная и нелеченая депрессия признается серьезной проблемой общественного здоровья, поскольку около половины всех случаев депрессивных расстройств не распознается ни врачом, ни пациентом

Депрессия такая же болезнь, как и другие, не стоит её недооценивать.

Нелеченая депрессия может привести к развитию: психосоматических нарушений, к развитию других расстройств настроения (например, к биполярному аффективному расстройству, при наличии тревожного аспекта, рекуррентному депрессивному расстройству, дистимическому расстройству, смешанному тревожному и депрессивному расстройству. НО рекуррентное депрессивное расстройство — эндогенное заболевание, которое обусловлено наследственностью, внешнее воздействие второстепенно), к развитию психотических расстройств (НО также стоит учитывать, что психотические расстройства эндогенные — внешнее воздействие повышает вероятность, как при шизоаффективном расстройстве, также сказывается отличное от здорового строение мозга, например, при шизотипическом расстройстве личности, шизофрении. При подозрении на психотическое расстройство тщательная диагностика и обследование в течение нескольких недель обязательна. к развитию расстройств, связанных со страхом и тревогой (такие расстройства, как правило, экзогенные). Может возникнуть генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, тревожное расстройство), расстройства пищевого поведения, повышается риск возникновения расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ.

Для лучшей дифференциации диагноза стоит учитывать многие факторы, для лучшей диагностики использовать долгое наблюдение, ежедневные скрининги и тестирования.

Лучшим средством также остаётся информирование населения, профилактика заболеваний, своевременное обращение за помощью и поддержание лечения.

Приложения

Приложение 1. Паспорт индивидуального проекта

Автор проекта

Аквилонова Алина Александровна

Тема индивидуального проекта

«Депрессивные состояния у подростков»

Вид проекта

Исследовательский проект

Наименование предмета (предметов), в рамках которой выполняется индивидуальный проект

Биология

Место реализации проекта

Г. Оренбург

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2023 — май 2024

Руководитель проекта

Тердунова И. Ю., Кормушина Н. Г

Заказчик проекта

МОАУ «СОШ № 86»

Участники проекта (заинтересованные стороны проекта)

Аквилонова А. А

Описание проекта

Краткое описание (аннотация) проекта

Проект нацелен на просвещение подростков относительно довольно распространённого психического расстройства — депрессии. Рассмотрена классификация депрессивных расстройств, диагностика и методы лечения. Проведено исследование, в рамках которого было тестирование среди учеников 10 класса и интервью с подростком, с клинически выявленным биполярным аффективным расстройством

Актуальность проекта

Возрастание количества депрессивных расстройств, а также неэффективные методы диагностики или их недостаточность и неактуальные методы лечения делают проект востребованным

Социальная значимость проекта

Очень важно правильно диагностировать заболевание во избежание постановки ошибочных диагнозов и подобрать верное лечение, что является основой доказательной медицины. А также предотвращать рецидивы и само возникновение болезни, и информировать людей

Цель проекта

Снизить риск возникновения депрессии у подростков из моего окружения и информировать их о действиях при возникновении болезни, методах диагностики и лечения, и отраслях медицины, которые занимаются депрессивными расстройствами

Задачи проекта

●Провести тестирование среди группы подростков для выявления риска возникновения депрессии, расстройств настроения, невротических расстройств

●Провести ряд мероприятий, направленных на просвещение в области психологии и психиатрии, биохимии мозга

●Предложить методики

●Приложить усилия для продвижения проекта

Целевая аудитория

Подростки, студенты медицинских вузов, психиатры

Новизна проекта (новаторство, что делает проект особенным, уникальным, идущим на шаг впереди остальных, востребованным)

Проект содержит наиболее полное описание проблемы и способы её предотвращения, лечения

Продукт проекта

Публикация статьи

Результат (результаты) проекта

Написание соответствующей статьи и просвещение подростков

Риски реализации проекта

Некоторая информация может быть неточной, из-за отсутствия высшего образования автора

Критерии успеха проекта

Проект выполнен в срок

География проекта и его масштабируемость

Медицинские вузы

Перспективы дальнейшей работы над проектом

Доработка проекта, чтобы он содержал наиболее точную информацию

Приложение 2. Итоги теста «Решение трудных ситуаций «10А» класс (девушки)»

Приложение 3. Итоги теста «Решение трудных ситуаций «10А» класс (юноши)»

Литература:

  1. Соляник М. А. — «Депрессии в общей медицинский практике».
  2. Официальные данные с сайта ФГБУ НМИЦПН имени Сербского https://serbsky.ru/
  3. «Врачебное психиатрическое интервью» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Седина, д. 4, Краснодар, Россия, 350063. 2 ГБУЗ «Специализированная клиническая психиатрическая больница № 1» Министерства здравоохранения Краснодарского края, ул. Красная, д. 1, Краснодар, Россия, 350007.
  4. Нервно-психические нарушения: диагностические. тесты / В. В. Захаров, Т. Г. Вознесенская
  5. Лэнгле А. «Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии»
  6. http://test.npar.ru/journal/2009/3/17_ostroglazov.htm


Задать вопрос