Что такое «несанкционированное занятие ВПП»?
Согласно документу «Аэронавигационное обслуживание. Организация воздушного движения» (PANS-ATM, Doc 4444), несанкционированный выезд на ВПП определяется следующим образом: «Любое событие на аэродроме, связанное с необоснованным наличием воздушного судна, транспортного средства или лица на защищенной площади поверхности, предназначенной для выполняющих посадку и взлет воздушных судов». Также существует иное определение несанкционированного занятия ВПП: несанкционированный выезд на ВПП (Runway incursion) — это событие на аэродроме, в результате которого в защищенной зоне, предназначенной для посадки и взлета воздушных судов, несанкционированно находится воздушное судно, транспортное средство или человек.
Системы ВС, использующиеся для борьбы с НЗ ВПП
Систем в данной области существует немало. Для примера рассмотрим систему RAAS.
RAAS ( Runway Awareness and Advisory System ) — система информационного оповещения о ВПП, которая является дополнением EGPWS.
EGPWS ( Enhanced Ground Proximity Warning System ) — усовершенствованная (расширенная) система предупреждения о близости земли — тип TAWS и/или TAWS ( T errain Awareness Warning System) — система сведений о рельефе местности и предупреждения об опасности).
На сегодняшний день данная система устанавливается опционально по желанию заказчика и не является обязательной. Назначение RAAS — выдача звуковых (через речевой информатор) и визуальных (на навигационном дисплее) сообщений о положении воздушного судна относительно ВПП и другой информации, связанной с использованием ВПП. Целью системы является минимизация случаев «runway incursion».
Для корректной работы RAAS должны соблюдаться следующие условия:
— аэродром находится в базе данных препятствий системы EGPWS;
— воздушное судно находится или заходит на посадку на аэродром, ВПП которого находится в базе данных RAAS;
— доступны координаты воздушного судна, определенные с точностью в пределах установленных ограничений (применяется GPS).
Система работает самостоятельно без каких-либо действий со стороны экипажа и может быть принудительно отключена. Следует отметить, что сообщения, выдаваемые RAAS, носят исключительно информативно-рекомендательный характер. Сообщения основаны на алгоритмах взаимодействия системы с базой данных ВПП, система не имеет возможности принимать в расчет диспетчерские разрешения, намерения экипажа, данные о закрытии ВПП. Кроме того, наличие или отсутствие сообщений RAAS не следует трактовать как разрешение или запрет на использование ВПП.
Аэродромные системы, использующиеся для борьбы с НЗ ВПП
Огни статуса ВПП (RWSL — Runway Status Lights). Это инновационная система, предназначенная для обеспечения прямого указания для пилотов и водителей аэродромного транспорта, что в данный момент небезопасно занимать или пересекать взлетно-посадочную полосу или начинать взлет. Система RWSL повышает уровень безопасности на ВПП без ущерба пропускной способности аэропортов.
Система RWSL — это полностью автоматическая система консультативной безопасности, спроектированная для уменьшения количества и степени последствий случаев несанкционированного занятия ВПП и предотвращения инцидентов на ВПП. Система была разработана с учетом максимальной совместимости с существующими процедурами, выполняемыми в аэропортах, и включает в себя входные огни ВПП (RELs — Runway Entrance Lights) и огни разрешения взлета (THLs — Takeoff Hold Lights).
Что делает система RWSL? RWSL указывает пилотам и водителям транспортных средств остановиться, когда ВПП не являются безопасными для пересечения или использования.
Встроенные в покрытие ВПП и рулежных дорожек специальные огни системы RWLS горят красным светом, когда на ВПП находится воздушное судно или аэродромный наземный транспорт, и занятие или пересечение ВПП, а также выполнение взлета небезопасно. Огни статуса ВПП указывают только на состояние ВПП, но не разрешают использование. Пилоты должны по-прежнему получать разрешение от диспетчера для любой операции на взлетно-посадочной полосе.
Входные огни ВПП (RELs) на рулежных дорожках показывают, что взлетно-посадочная полоса не является безопасной для занятия или пересечения. На ВПП огни ожидания взлета (THLs — Takeoff Hold Lights) информируют пилотов ВС, находящегося на исполнительном старте, что взлетно-посадочная полоса не является безопасной для выполнения взлета.
Как это работает? Система огней статуса ВПП использует отдельную систему наблюдения за поверхностью аэропорта, которая определяет, где находятся все самолеты и наземный транспорт, и предполагает, где они будут через некоторое время. Система огней полностью автоматизирована и максимально доработана для обеспечения безопасности и эффективности.
Система также имеет большое значение для наземных транспортных средств, помогая водителям аэродромного транспорта избежать занятия или пересечения ВПП, когда это небезопасно для производства полетов. Независимо от наличия в аэропорту системы RWSL, водители наземных транспортных средств все равно должны получить разрешения для любой операции на взлетно-посадочной полосе.
« Follow the greens »/ AXONLED ( ADB SAFE GATE ) — это инновационный и повышающий эффективность метод управления движением воздушных судов на рулежных дорожках аэропорта, целью которого является ускорение процедуры руления самолетов на ВПП и наоборот, сделав этот процесс более эффективным.
На аэродромах, не оснащенных подобными техническими средствами, экипаж, чтобы соблюдать и двигаться по заданному маршруту руления следует указаниям диспетчеров руления, бумажным картам или за машиной сопровождения ВС («Follow-me-car»). В иных — система освещения рулежной дорожки используется для управления ВС.
Автоматически включаются отдельные огни осевой линии РД перед самолетом, подсвечивая каждый необходимый сегмент, и также автоматически выключаются огни в зонах, где они не нужны. Это делает управление самолетом более безопасным, так как ошибки сводятся к минимуму. Вся система управляется компьютером.
Маршрут, по которому должны следовать пилоты, обозначается тремя зелеными огнями на осевой линии рулежной дорожки перед самолетом.
В зависимости от вариации системы пилоты останавливаются при отсутствии зеленых огней, т. е. перед так называемой «черной дырой» или при загорании дополнительных красных стоп-сигналов (стоп-линии) на пересечениях. Так же существует наилучшая модификация — интеллектуальные источники света с чередующимися дисплеями, осевой огонь рулежной дорожки, который может чередовать красный и зеленый цвета, позволяя диспетчерам указывать воздушному судну, когда остановиться или продолжить движение. Пилот видит зеленый свет — он может двигаться, а когда свет переключается на красный, он действует как стоп-линия, и пилот знает, что он должен остановиться.
Преимущества для пилотов:
1) Концентрация на важном: руление в незнакомом аэропорту со сложной планировкой может быть сложной задачей. Приземлившись в аэропорту, оснащенном системой «Follow-the-Greens», можно сосредоточиться на самом важном: безопасном рулении ВС.
2) Зеленый — можно двигаться, красный — стоп: «Follow-the-Greens» имеет конкретное значение: зеленые осевые огни загораются перед самолетом и гаснут позади него. Они безопасно и эффективно доставят ВС к месту назначения с учетом движения другого транспорта и индивидуальных ограничений данного самолета. Если необходимо остановиться, зеленые огни погаснут, и загорятся красные огни стоп-сигнала.
Преимущества для авиадиспетчеров:
1) Снижение умственной нагрузки как ключевой фактор: поддержание осведомленности о ситуации иногда может быть сложной задачей для диспетчеров в загруженных аэропортах. TowerPad® дает визуальное представление текущей ситуации в аэропорту. Он предлагает варианты руления для каждого самолета, учитывая визуальный контекст для всех, кто находится на управлении, улучшая ситуационную осведомленность и повышая безопасность.
2) Разрешения на руление: когда пилот выполнил запуск двигателей, он запрашивает руление, затем диспетчер выбирает самолет на сенсорном экране перед собой, а TowerPad® предлагает маршрут руления до предварительного старта.
Работу аэродромных систем, разработанных в РФ и используемых для борьбы с НЗ ВПП, рассмотрим на примере КСА УВД «Альфа».
Комплекс средств автоматизации управления воздушным движением «Альфа» является универсальной системой, обеспечивающей управление на всех стадиях полета, включая взлет, набор высоты, заход на посадку, а также контроль на протяжении всего маршрута. Комплекс средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) «Альфа» предназначен для автоматизации центров УВД со средней и высокой интенсивностью воздушного движения. Комплекс обеспечивает прием, обработку, отображение и интеграцию информации о воздушной обстановке, плановой, метеорологической и аэронавигационной информации на дисплеях высокого разрешения рабочих мест специалистов ОрВД.
В комплексе автоматизированы процессы анализа воздушной обстановки, процедуры УВД и пультовые операции. Источниками информации могут являться все типы радиолокационных станций и радиопеленгаторов, метеостанции и комплексы, спутниковые системы навигации и УВД (АЗН-В, АЗН-К), наземные телеграфные каналы и цифровые линии.
КСА УВД «Альфа» обеспечивает:
— сбор и обработку информации наблюдения от источников различных типов;
— мультисенсорную обработку информации наблюдения;
— получение и обработку плановой информации;
— объединение плановой информации и информации наблюдения;
— прием и распределение метео- и аэронавигационной информации;
— отображение на едином дисплее информации о текущей и прогнозируемой воздушной обстановке, плановых данных, метео- и аэронавигационной информации;
— рекомендации по обеспечению безопасности: краткосрочные и среднесрочные предупреждения о конфликтах, предупреждение о приближении к запретным зонам, предупреждение о минимальной безопасной высоте;
— контроль над выдерживанием планового маршрута, процедур вылета и прибытия;
— беcстриповую технологию процедурного контроля;
— безголосовое взаимодействие между смежными секторами и смежными центрами по протоколу обмена данными в реальном масштабе времени;
— безголосовое взаимодействие по линии передачи данных «диспетчер — пилот».
Заключение
Крайне важно развивать технологии для автоматизации процессов, так как это позволяет повышать уровень безопасности полетов и помогает авиационным специалистам сконцентрироваться на более важных задачах, оставляя рутинные операции компьютеру.
С уществует множество различных АСУ для предупреждения НЗ ВПП, так как у каждого аэродрома свои особенности и потребности. На данный момент система «Follow-the-Greens» является самой передовой и высокотехнологичной, однако весьма дорогостоящей, на некоторых крупных российских аэродромах частично реализована ее концепция.
Литература:
- https://www.skybrary.aero/articles/runway-awareness-and-advisory-system-raas
- https://www.faa.gov/air_traffic/technology/rwsl/
- http://followthegreens.com/
- https://adbsafegate.com/what-we-do/airfield/axon-led-inset-lights/
- https://lemz.ru/
- https://favt.gov.ru/
- Http://Www.Vniira.Ru/Ru/Main
- Волкова, Э. А. Предупреждение несанкционированного занятия ВПП / Э. А. Волкова, О. И. Карева, И. В. Лучников // Технические и математические науки: Студенческий научный форум. Электронный сборник статей по материалам LX студенческой международной научно-практической конференции. — Москва: «МЦНО», 2023. — № 4 (60). — С. 24–35. — Текст: электронный.